ВВЕДЕНИЕ
1. Законодательство, регулирующее деятельность организации. Структура, учредительные документы организации
1.1 Организационные процедуры связанные с оформлением на базу практики
1.2 Изучение законодательства, определяющего правовое положение организации, ознакомление с учредительными документами юридического лица (положением о филиале, представительстве), коллективным договором
1.3 Ознакомление с организационной структурой и учредительными документами организации
2. Организация делопроизводства в организации
3. Порядок подготовки и принятия локальных правовых актов
3.1 Порядок подготовки коллективного договора
3.2 Разработка и утверждение должностных инструкций
4. Работа кадровой службы
4.1 Должностные обязанности специалиста по кадрам
4.2 Составление проектов трудового договора, приказов о приеме на работу, о переводе, о увольнении, о предоставлении отпуска
5. Работа юридической службы
5.1 Должностные обязанности юрисконсульта
5.2 Составление проектов гражданско-правовых договоров, претензий, исковых заявлений
6. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Практика в процессе обучения является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Ее цель состоит в закреплении теоретических знаний и приобретении практических навыков в работе по специальности.
Практика была пройдена мною, в сельскохозяйственном унитарном предприятии «Хотиславский» (СУП «Хотиславский»).
Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных во время учебного процесса, а также приобретение практических навыков работы по специальности.
Задачи практики в организации предусматривают:
− ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность юридического лица;
− ознакомиться с законодательством, регулирующим деятельность организации;
− ознакомиться со структурой и учредительными документами организации;
− составить макет личного дела работника.
Полученные в ходе прохождения практики практические навыки являются основой для применения теоретических знаний в процессе осуществления дальнейшей практической деятельности.
1. Законодательство, регулирующее деятельность организации. Структура, учредительные документы организации.
1.1 Организационные процедуры связанные с оформлением на базу практики
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики, а именно:
- издан приказ;
- проведен инструктаж по технике безопасности;
- разъяснен порядок работы в организации, правила внутреннего трудового распорядка.
Так, организация работает с 9.00 до 20.00.
1.2 Изучение законодательства, определяющего правовое положение организации, ознакомление с учредительными документами юридического лица (положением о филиале, представительстве), коллективным договором
За время прохождения практики в СУП «Хотиславский» мне довелось ознакомится с большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, Закон «О хозяйственных обществах» и другие.
Организация, в которой мной была пройдена преддипломная практика, создана в форме унитарного предприятия. Унитарное предприятие (УП) на сегодняшний день является одной из наиболее популярных форм коммерческих организаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. По различным причинам многие лица находят данную организационно-правовую форму весьма привлекательной. Для одних это наиболее выгодная форма для того, чтобы начать свой бизнес, других привлекает возможность единоличного (без участия иных лиц) осуществления коммерческой деятельности, для третьих значение имеют сохранение права собственности на переданное имущество и широкие полномочия по контролю за унитарным предприятием и управлению им.
2 Организация делопроизводства в организации
Делопроизводство в организации – это работа с документацией, от создания до передачи в архивы.
Кадровая документация в СУП «Хотиславский» фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление (например, прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, командировка, отпуск, увольнение и другие).
Любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя.
Большинство кадровых документов содержит информацию, обладающую высокой социальной значимостью. Поэтому отношение к работе с такими документами должно быть чрезвычайно серьезным. Поскольку от правильности заполнения кадровых документов зависит подтверждение определенных юридических фактов, на основе которых возникают те или иные права работника.
Ведение кадрового делопроизводства позволяет эффективно решить сразу несколько задач:
− документально оформить трудовые отношения, формализовать кадровые процедуры у конкретного работодателя;
− построить стройную систему управления персоналом, отвечающую стратегическим задачам СУП «Хотиславский»;
− регламентировать взаимоотношения работника и работодателя;
− создать организационно-правовые основы трудовой деятельности как для работников, так и для работодателя;
− разрешить трудовые споры.
По основным кадровым процедурам различают следующие виды кадровых документов:
1. Документация по приему на работу:
− заявление о приеме на работу;
− приказ о приеме на работу.
2. Документация по переводу на другую работу:
− заявление о переводе на другую работу;
− представление о переводе на другую работу;
− приказ о переводе на другую работу.
3. Документация по увольнению с работы:
− заявление об увольнении;
− приказ об увольнении.
3 Порядок подготовки и принятия локальных правовых актов
3.1 Порядок подготовки коллективного договора
Законодательство дает нанимателю право выбора: заключать контракт или иной вид (вид) трудового договора (например, трудовой договор на неопределенный срок) (часть 1 пункта 1 декрета № 29) [5]. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законом, наниматель лишается права выбора и обязан заключить с сотрудником контракт (например, когда гражданин переходит на службу в органы прокуратуры).
Контракт является видом трудового договора. Соответственно, при заключении контракта с наемным работником должны соблюдаться все те же правила, которые предусмотрены при заключении трудового договора.
При заключении договора наниматель обязан потребовать, а работник должен представить следующие документы (ст. 26, 54 ТК):
- документ, удостоверяющий личность;
- документы военной регистрации (для военной службы и лиц, подлежащих военной службе);
- трудовую книжку (за исключением случаев, когда лицо устраивается на работу впервые и на неполный рабочий день);
- диплом (еще один документ об образовании и обучении, подтверждающий право на выполнение этой работы);
- отправка на работу за счет резервирования (для определенных категорий работников в соответствии с законом);
- индивидуальная программа реабилитации инвалидов (для инвалидов);
- страховой сертификат, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы, подтверждающие другие обстоятельства, связанные с работой, если их представление предусмотрено законодательными актами [1].
Наниматели также имеют право запрашивать характеристику с предыдущих мест работы, которая выдается в течение пяти календарных дней с даты получения соответствующего запроса.
При подаче заявки на работу по контракту наниматель должен определить, будут ли вредные и (или) опасные производственные факторы влиять на работника в ходе выполнения его функции труда, если да - направить работника на предварительное медицинское обследование.
4 Работа кадровой службы
4.1 Должностные обязанности специалиста по кадрам
Кадровые вопросы в СУП «Хотиславский», решает отдел организационной и кадровой работы СУП «Хотиславский». Отдел организационной и кадровой работы СУП «Хотиславский», тесно сотрудничает с директором, его заместителями, работниками юридической службы и бухгалтерии. Кадровая служба СУП «Хотиславский» в своей деятельности руководствуется Уставом СУП «Хотиславский», Положением об отделе организационной и кадровой работы, локальными актами, действующим законодательством.
Данное Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность Отдела организационной и кадровой работы СУП «Хотиславский» (далее – Отдел). Отдел является самостоятельным структурным подразделением СУП «Хотиславский» и подчиняется непосредственно директору СУП «Хотиславский».
Основными задачами Отдела являются:
− проведение кадровой политики, направленной на комплектование аппарата управления СУП «Хотиславский» и организаций, входящих в его состав, высококвалифицированными специалистами, подбор, расстановка и использование кадров, формирование резерва кадров на выдвижение;
− участие в разработке целевой комплексной политики СУП «Хотиславский», выборе стратегии и тактики управления кадрами, оптимизации численности персонала и структуры;
− организация работы по непрерывному обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников СУП «Хотиславский», организаций, входящих в ее состав;
− участие в работе по формированию у работников высокой ответственности за порученное дело, стремление к самообразованию, профессиональному росту, творчеству в работе и высоких нравственных качеств. Создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
− обеспечение правильного и своевременного кадрового делопроизводства;
− осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и трудовой дисциплины.
5 Работа юридической службы
5.1 Должностные обязанности юрисконсульта
Вопросы правового характера в СУП «Хотиславский» решает юридическая служба СУП «Хотиславский». Данная служба тесно сотрудничает с директором, его заместителями, работниками кадровой службы и бухгалтерии. Юридическая служба СУП «Хотиславский» в своей деятельности руководствуется Уставом СУП «Хотиславский», Положением о юридическом отделе (далее – Отдел), локальными актами, действующим законодательством.
Отдел является самостоятельным структурным подразделением СУП «Хотиславский», подчиненным непосредственно директору СУП «Хотиславский», созданным в целях правового обеспечения функционирования СУП «Хотиславский» и соблюдения законности его деятельности.
Проекты нормативных и иных правовых актов, разработанных самим СУП «Хотиславский», до представления руководству СУП «Хотиславский» на подпись должны быть завизированы заведующим отделом, главным юрисконсультом. В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству СУП «Хотиславский», заведующий отделом, главный юрисконсульт визируют проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту.
Заведующий отделом, главный юрисконсульт несут ответственность за соответствие законодательству визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов, разработанных самой СУП «Хотиславский», представляемых на подпись руководству СУП «Хотиславский», и данных ими юридических заключений. При обнаружении нарушения законности в деятельности СУП «Хотиславский» и его должностных лиц заведующий отделом, главный юрисконсульт обязаны незамедлительно доложить об этом руководству СУП «Хотиславский», предложив меры по устранению таких нарушений. Работник отдела несет ответственность за соответствие законодательству визируемых проектов правовых документов, данных им заключений и консультаций. СУП «Хотиславский» обязана обеспечивать Отдел необходимыми нормативными материалами, а также необходимой юридической литературой.
6. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности
К работникам могут применяться меры поощрения за высокие показатели в труде, трудовую дисциплину и другие показатели.
В соответствии со ст. 50 ТК Республики Беларусь сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовую книжку. Основанием для внесения данных сведений в трудовую книжку является приказ. Как правило приказ издается на основании служебной записки непосредственного руководителя поощряемого работника.
Согласно ст.197 ТК Республики Беларусь за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.
Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе прохождения практики мною достигнуты поставленные цели и задачи, а также собрана необходимая информация, на основе которой был составлен данный отчет.
Теоретические знания, полученные в период обучения в колледже, помогли мне при прохождении практики.
Во время прохождения практики мне было уделено должное внимание и предоставлены необходимые документы, помогающие достичь задачи преддипломной практики.
Преддипломная практика является довольно важной частью учебного процесса, так как способствует закреплению теоретических знаний учащегося, полученных за период обучения, также практика способствует ознакомлению учащихся с основными направлениями правовой работы, проводимой в организациях, и приобретению практических навыков работы в качестве юрисконсульта организации.
В процессе работы с юрисконсультом мной было осуществлено знакомство с его работой, работой отдела кадров, а также были получены практические навыки. Было произведено знакомство с организацией делопроизводства в организации; со спецификой, структурой и деятельностью организации, ее учредительными документами и локальными актами.
Программа практики выполнена в полном объеме.