Введение
1. Общая характеристика главного управления юстиции Брестского областного исполнительного комитета
2. Общая характеристика деятельности управления принудительного исполнения
3. Характеристика выполненной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Я проходил преддипломную практику в Главном управлении юстиции Брестского областного исполнительного комитета.
Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния.
Главное управление юстиции Брестского облисполкома – орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции в Брестской области.
Хотелось бы отметить, что главному управлению юстиции отведена важная роль в организации деятельности органов записи актов гражданского состояния и нотариата, обеспечении деятельности районных судов общей юрисдиции, ведомственного нотариального архива и учреждений Государственной архивной службы области, организации деятельности по исполнению решений судов.
При прохождении практики передо мной стояли основные задачи:
• изучение нормативной базы, регулирующей деятельность главного управления юстиции;
• изучение компетенции главного управления юстиции;
• ознакомление со структурой главного управления юстиции;
• изучение нормативной базы, регулирующей деятельность органов принудительного исполнения;
• участие в работе органов принудительного исполнения.
1. Общая характеристика главного управления юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) образуется Брестским областным исполнительным комитетом (далее – облисполком), является его структурным подразделением и входит в систему Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Министерство юстиции). Главное управление юстиции в своей деятельности подчиняется облисполкому и одновременно Министерству юстиции.
Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также Положением о главном управлении юстиции, утвержденным решением облисполкома от 19.02.2015 г. № 125.
Основными задачами главного управления юстиции являются:
организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения Брестской области;
организация принудительного исполнения судебных постановлений, иных исполнительных документов на территории Брестской области;
осуществление контроля за соблюдением нотариусами, Брестской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – Брестская областная нотариальная палата) законодательства о нотариате;
осуществление регистрации нотариальных контор, нотариальных бюро;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
содействие Брестской областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
осуществление взаимодействия с Брестской областной коллегией адвокатов;
осуществление методического руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов (далее – отделы загса горрайисполкомов), Дома гражданских обрядов Брестского городского исполнительного комитета (далее – ДГО Брестского горисполкома), городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских
2. Общая характеристика деятельности управления принудительного исполнения
В настоящее время в Республике Беларусь органы судебного исполнения отделены от судов, рассматривающих экономические дела (далее - экономические суды).
С 1 января 2015 г. создана единая система органов принудительного исполнения, сформированная на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, иных работников аппаратов общих и хозяйственных судов - государственных служащих и работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность по исполнению исполнительных документов, работников главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, обеспечивающих деятельность по исполнению исполнительных документов (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»).
Однако нормы хозяйственного процесса в части исполнительного производства распространяются на их деятельность до принятия специальных нормативных правовых актов.
Исполнение судебных постановлений по хозяйственным (экономическим) спорам регулируется:
• Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК);
• Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40);
• Положением об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190;
3. Характеристика выполненной работы
В процессе прохождения преддипломной практики я участвовал в осуществлении судебными исполнителями исполнительных действий, а так же в оформлении соответствующих документов по исполнительному производству.
Судебный исполнитель при получении заявления о возбуждении исполнительного производства рассматривает следующие вопросы:
о соответствии заявления требованиям законодательства;
подлежит ли исполнительный документ исполнению судебным исполнителем экономического суда;
соблюден ли установленный законодательством срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, в том числе и при повторном предъявлении. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено неполно, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения обслуживающим должника банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю. День возвращения устанавливается по отметке банка на предъявлявшейся к исполнению в банк и приложенной к заявлению о возбуждении исполнительного производства платежной инструкции или по отметке на исполнительном документе, проставляемой судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства;
имеются ли основания для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.
В целях обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, в соответствии с частью второй статьи 370 ХПК исполнительный документ для списания денежных средств в бесспорном порядке предъявляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию взыскателем. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств взыскатель обращается с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения преддипломной практики в главном управлении юстиции Брестского областного исполнительного комитета я изучил нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность главного управления юстиции и его структурных подразделений, ознакомился с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов принудительного исполнения, участвовал в работе судебных исполнителей, участвовал в составлении процессуальных документов, закрепил и углубил знания, полученные мной во время обучения в университете. Таким образом, цели и задачи, поставленные программой преддипломной практики и индивидуальным заданием, были достигнуты.
Являясь органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции в Брестской области, данная система вполне способна решать поставленные перед ней задачи. Главному управлению юстиции отведена важная роль в организации деятельности органов записи актов гражданского состояния и нотариата, принудительного исполнения, обеспечении деятельности районных судов общей юрисдикции, ведомственного нотариального архива и учреждений Государственной архивной службы области, проведении обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, осуществлении общего и методического руководства адвокатурой.
В целом деятельность управления юстиции представляется мне достаточной эффективной.