ВВЕДЕНИЕ
1.1. Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
1.2. Изучение законодательства, определяющего правовое положение организации, ознакомление с учредительными документами юридического лица (положением о филиале, представительстве), коллективным договором
1.3. Ознакомление с организационной структурой
1.4. Изучение нормативных правовых актов по вопросам прав и обязанностей юрисконсульта
1.5. Ознакомление с ведением делопроизводства
1.6. Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
1.7. Подготовка проектов претензий контрагентам организации по различным основаниям и ответов на поступившие претензии, документов на взыскание дебиторской задолженности
1.8. Изучение порядка организации и ведения исковой работы, регистрации и учета предъявленных и поступающих исковых заявлений
1.9. Отработка навыков составления проектов заявлений и иных документов в суды и отзывов на исковые заявления
1.10. Изучение деятельности юридической службы (юрисконсульта) по ведению в судах дел от имени организации, по подготовке к ведению дел от имени организации, по сбору необходимых доказательств, по составлению тезисов выступления в судебном заседании
1.11. Участие в консультационной работе, присутствие на приеме работников юристом организации
1.12. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых организацией договоров, по разработке и составлению проектов договоров, по участию в преддоговорных спорах и составлению проекта протокола разногласий
1.13. Ознакомление с правами и обязанностями инспектора отдела кадров, нормативным материалом, регламентирующим деятельности отдела кадров
1.14. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности в трудовых отношениях: контроль за приемом на работу, переводами, перемещениями и увольнением, и т.д.
1.15. Отработка навыков составления проектов приказов по личному составу о принятии на работу, о переводе и т.д.
1.16. Присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов
1.17. Изучение работы по укреплению трудовой дисциплины: контроль за правильностью наложения дисциплинарных взысканий, за привлечением работников к материальной ответственности, за проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве (профессиональных заболеваний). Составление проектов соответствующих документов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В учебном процессе практика – одна из важнейших составляющих подготовки квалифицированных специалистов в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в юриспруденции.
Это неотъемлемый этап подготовки к самостоятельной работе, поскольку позволяет приобрести наравне с уже полученными теоретическими знаниями практические навыки, необходимые впоследствии в профессиональной деятельности. Практика позволяет не только ознакомиться с работой тех или иных организаций и их органов, но и увидеть, каким образом изученные ранее нормативные предписания и принципы реализуются на практике.
Базой практики являлось ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13».
Непосредственным руководителем практики от организации является ФИО.
Практика проводилась 01.06.2020 по 28.06.2020.
Практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится университетом во взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов.
Основные цели практики, проводимой учреждением высшего образования:
– овладение студентами практическими навыками и умениями;
– приобретение студентами профессиональных навыков по специальности; закрепление;
– расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных учебных дисциплин по специальности;
– проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретной организации;
– достижение рационального сочетания теоретических знаний будущих специалистов с умением квалифицированно решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
– сбор фактического материала по темам курсовых работ и предстоящей работы;
– подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.
1.1. Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики, а именно:
- издан приказ;
- проведен инструктаж по технике безопасности;
1.2. Изучение законодательства, определяющего правовое положение организации, ознакомление с учредительными документами юридического лица (положением о филиале, представительстве), коллективным договором
В ходе практики мной были изучены следующие акты законодательства, действующие в рассматриваемой сфере:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
1.3. Ознакомление с организационной структурой
Белэлектромонтаж, ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13» - коммерческая организация, созданная на основании Решения учредителя.
Организация приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы управления.
К исключительной компетенции Учредителя относится решение следующих вопросов:
определение предмета и целей деятельности Организации;
утверждение и изменение Устава Организации;
дача согласия на создание (ликвидация) филиалов и представительств;
установление размера, форм и порядка формирования уставного фонда;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации;
определение порядка создания и использования фондов, распределение прибыли, определение размера выплачиваемых дивидендов, определение порядка покрытия убытков;
назначение на должность и освобождение от должности директора, назначение ревизора;
1.4. Изучение нормативных правовых актов по вопросам прав и обязанностей юрисконсульта
Мной были изучены акты, регулирующие деятельность юрисконсульта, а также организация его работы на Белэлектромонтаж, ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13».
Юрисконсульт осуществляет свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Должностные инструкции разработаны на основании первого выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015).
В данной организации права и обязанности юрисконсульта закреплены в должностной инструкции, которая прежде всего определяет именно их трудовые функции и при этом не распространяет свое действие на права и обязанности других работников. В соответствии с должностной инструкцией юрисконсультом осуществляется:
• разработка и принятие участия в разработке документов, касающихся правовой деятельности организации;
• осуществление методического руководства правовой работой на предприятии с юридическими лицами, оказание правовой помощи структурным подразделениям и общественным организациям, участие в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий от юридических лиц;
• осуществление учёта и хранения, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
• проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись договоров и других документов правового характера, касающихся работы с юридическими лицами, визирование их;
• организация и ведение претензионной работы, своевременное предъявление претензий и исков по дебиторской задолженности на основе поступающих на заключение договоров;
1.5. Ознакомление с ведением делопроизводства
Так, под делопроизводством понимается деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере делопроизводства, являются:
• Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве»;
• Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4;
• Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 №40;
• Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 №143;
• Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 №140);
1.6. Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
В соответствии с приложением № 1 к Хозяйственно-процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора», в случае нарушения контрагентом своих обязательств, в его адрес направляется претензия. Претензия, как правило, должна содержать наименование должника и его почтовый адрес, ссылку на договор и конкретные его условия, которые были нарушены, суммы долга и конкретные сроки, предлагаемые должнику для добровольного погашения долга, а также срок для ответа на претензию.
Работники заинтересованной службы организации, которые отвечают за направление, в котором допущено контрагентом нарушение обязательств, представляют юрисконсульту необходимую информацию и документы.
Оформленная и подписанная претензия вручается уполномоченному представителю должника под расписку, или направляется почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае отказа в удовлетворении, изложенных в претензии требований, или не получении ответа на претензию рассматривается вопрос о разрешении претензии в судебном порядке.
1.7. Подготовка проектов претензий контрагентам организации по различным основаниям и ответов на поступившие претензии, документов на взыскание дебиторской задолженности
Также составляются и ответы на претензии, но ввиду высокой эффективности экономической деятельности, Белэлектромонтаж, ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13» в большинстве своем все обязательства исполняет должным образом, таким образом, ответы на претензии составляются намного реже, чем сами претензии ввиду недобросовестности.
1.8. Изучение порядка организации и ведения исковой работы, регистрации и учета предъявленных и поступающих исковых заявлений
Исковое заявление является процессуальной формой иска как требования заинтересованного лица, о защите нарушенного или оспоренного субъективного права или охраняемого законом интереса, направленного на рассмотрение и разрешение судом спора о праве и постановление законного и обоснованного решения.
1.9. Отработка навыков составления проектов заявлений и иных документов в суды и отзывов на исковые заявления
Исковое заявление оформляется на основании документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в нем. Копии данных документов прикладываются к иску.
Прежде чем исковое заявление будет направлено в суд, должен быть предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора.
При подписании искового заявления юрисконсультом оформляется служебная записка на оплату госпошлины. Исковое заявление со всеми приложениями передаётся в канцелярию соответствующего суда с отметкой о вручении на копии искового заявления либо отсылается почтой в обязательном порядке заказным письмом (Приложение 3, 4).
1.10. Изучение деятельности юридической службы (юрисконсульта) по ведению в судах дел от имени организации, по подготовке к ведению дел от имени организации, по сбору необходимых доказательств, по составлению тезисов выступления в судебном заседании
Большинство судебных заседаний проходят по поводу взыскания задолженностей, которые невозможно взыскать в приказном производстве или с помощью исполнительной надписи.
Так, юрисконсульт прибегает к составлению искового заявления и направлению его в суд.
Я находилась в судебном заседании, где представитель по доверенности (Приложение 5), а именно юрисконсульт Белэлектромонтаж, ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13» представляла интересы организации, в качестве представителя истца по иску к организации, которая не признавала долг, вследствие чего к ней не могла быть применена исполнительная надпись, а также был прислан отзыв на заявление о судебном приказе, вследствие чего производство из приказного было переведено в исковое.
Суд поддержал исковые требования истца и удовлетворил их в полном объеме, так, были взысканы:
- сам основной долг;
- неустойка;
- проценты по ст.366 ГК;
- государственная пошлина.
Сбор доказательств – это важнейший этап подготовки к ведению судебного дела, влияющий на позитивность его исхода. Доказательствами по делу являются полученные в соответствии с Хозяйственно-процессуальным кодексом и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
1.11. Участие в консультационной работе, присутствие на приеме работников юристом организации
Мной принималось участие при разъяснении юридических вопросов работникам организации юрисконсультом, также мной давались разъяснения самостоятельно, в частности, по вопросам, связанным с трудовыми отношениями.
1.12. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых организацией договоров, по разработке и составлению проектов договоров, по участию в преддоговорных спорах и составлению проекта протокола разногласий
Реализация оказания услуг в Белэлектромонтаж, ОАО Филиал «Электромонтажное управление №13» осуществляется на основании договоров.
Каждый договор должен отвечать ряду обязательных требований:
• соблюдение принципа свободы договора (ст.2 и ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• наличие согласованной воли сторон для заключения договора (ст.155 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соблюдение соответствующей формы (ст.ст.161, 162, 164, 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соответствие договора законодательству (ст.392 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• согласование сторонами договора всех его существенных условий (ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
1.13. Ознакомление с правами и обязанностями инспектора отдела кадров, нормативным материалом, регламентирующим деятельности отдела кадров
Кадровая служба в организации представлена специалистом по кадрам. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Уставом организации.
Права и обязанности специалиста по кадрам закреплены в должностной инструкции специалиста по кадрам, разработанной в соответствии с первым выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015) и типового положения о кадровой службе.
Согласно положения основными задачами кадровой службы являются:
• участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
• обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
• осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;
1.14. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности в трудовых отношениях: контроль за приемом на работу, переводами, перемещениями и увольнением, и т.д.
Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Формирование, ведение и оперативное хранение личных дел осуществляет кадровая служба организации (специалист по кадрам).
Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:
• внутренняя опись документов личного дела;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• личный листок по учету кадров;
• автобиография;
• копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке;
• заявление о приеме на работу;
• копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личных дел отдельных категорий работников в них дополнительно включаются следующие документы:
• декларация о доходах (для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, а также иных работников в случаях, предусмотренных законодательством);
• обязательство о выполнении мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Беларусь от 26 июня 1997 года «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 24, ст. 460) (для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, а также иных работников в случаях, предусмотренных законодательством);
• контракт (государственных служащих);
• справка-объективка;
• анкета;
• копия (выписка) протокола общего собрания трудового коллектива (для руководителей, избираемых на должность трудовым коллективом);
• договор о материальной ответственности (для материально ответственных лиц);
• направление на работу (службой занятости для молодых специалистов после окончания государственных учебных заведений, направление по брони для военнослужащих срочной службы, уволенных из Вооруженных Сил Республики Беларусь, и др.).
1.15. Отработка навыков составления проектов приказов по личному составу о принятии на работу, о переводе и т.д.
Здесь важно соблюдать правила ведения делопроизводства, так как нарушение данного правила ведет к привлечению к административной ответственности лица, ответственного за кадровую работу и ведение делопроизводства.
1.16. Присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов
Изучена работа КТС, которая занимается рассмотрением спором работников–членов соответствующего профессионального союза, которые связаны с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе касающиеся таких вопросов, как:
- установленные расценки и нормы труда, а также условия для их выполнения;
- перевод на другую работу и перемещение;
- оплата труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещение профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
1.17. Изучение работы по укреплению трудовой дисциплины: контроль за правильностью наложения дисциплинарных взысканий, за привлечением работников к материальной ответственности, за проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве (профессиональных заболеваний). Составление проектов соответствующих документов
Также осуществлялось присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов.
Поощрения
К работникам могут применяться меры поощрения за высокие показатели в труде, трудовую дисциплину и другие показатели.
В соответствии со ст. 50 ТК Республики Беларусь сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовую книжку. Основанием для внесения данных сведений в трудовую книжку является приказ. Как правило приказ издается на основании служебной записки непосредственного руководителя поощряемого работника.
Дисциплинарная ответственность
Согласно ст.197 ТК Республики Беларусь за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.
Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.
Приказ о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
В процессе ее прохождения мной было определено, как «работает» норма права в той или иной ситуации, что лишь неукоснительное и точное соблюдение закона позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов граждан.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
При прохождении практики мне представилась возможность ознакомиться с основными направлениями работы базы практики, закреплению моих знаний по административному, гражданскому, трудовому праву Республики Беларусь.
Во время прохождения практики непосредственные руководители оказывали помощь в выполнении поставленных задач, разъясняли и показывали на практике применение тех или иных норм права, предоставляли все необходимые материалы и давали практические советы и указания, благодаря чему задачи, поставленными передо мной руководителем практики от университета, были в основном выполнены.
Для совершенствования процесса прохождения практики я считаю, что необходимо выделить больше времени на нее, так как юридическая работа, как мной было доказано, познается на практике, так же, как и закрепляется и познается практически теоретический материал.