Введение
1 Ознакомительный этап
1.1 изучение нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность базы практики
1.2 изучение организационной структуры базы практики и действующей в ней системы управления; материальной составляющей организации производства
1.3 ознакомление с основными направлениями деятельности организации (базы практики)
1.4 изучение конкретной структуры подразделения, являющегося объектом практики
2 Основной этап
2.1 участие в конкретной деятельности, предусмотренной в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности)
2.2 систематизировать данные о гостиничных предприятиях Минской области
2.3 провести сравнительную оценку применения систем бронирования гостиничных услуг (на примере гостиничных предприятий Минской области)
2.4 выявить проблемы внедрения и применения систем интернет-бронирования в деятельность гостиничных предприятий
2.5 разработать направления актуализации позиционирования гостиничного продукта в системах интернет-бронирования
3 Заключительный этап
3.1 анализ проведенных видов работ и полученных результатов
3.2 формулирование предложений по совершенствованию работы организации – базы практики
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях значение преддипломной практики возрастает. Для студента это один из самых эффективных способов вхождения в будущую профессию, именно на практике он знакомится со своей будущей специальностью и окончательно оценивает правильность ее выбора.
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки студента по специальности. Она представляет собой вид учебной деятельности, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Кроме этого, практика – это индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания.
Цель преддипломной практики – изучить производственно-коммерческую деятельность хозяйствующего объекта, закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные по всему курсу обучения, а также собрать, проанализировать и подготовить материалы к дипломному проектированию.
К основным задачам преддипломной практики относятся:
- закрепление теоретических знаний и умений по экономике, организации производства и управления по специальностям и общепрофессиональным дисциплинам;
- приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной и профессиональной деятельности;
- сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы по выбранной теме.
Преддипломная практика проходила в ЧТУП «Империя путешествий» в период с 19 по 31 октября 2020 года. Решающими факторами, послужившими причиной выбора данного предприятия местом прохождения практики, стали уже имеющийся опыт работы здесь и знания особенностей функционирования данной организации, полученные в результате прохождения здесь ранее практики, которая оказала положительное влияние на усвоение новых навыков и компетенций.
1 Ознакомительный этап
1.1 изучение нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность базы практики
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) услуги представляют собой самостоятельный объект гражданских прав. Между тем легальную дефиницию данного понятия и его признаков, позволяющих разграничить услуги и другие объекты гражданских прав, в частности вещи и работы, ГК не содержит. Лишь п. 1 ст. 733 ГК, регулирующей договор возмездного оказания услуг, указывает, что обязанность оказать услуги включает определенные действия или определенную деятельность [11].
Основным правовым актом, регулирующим деятельность туристических организаций Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З (по состоянию на 22 декабря 2011 г. № 326-З) [13].
Анализ легального определения туристических услуг, приведенного в абзаце пятнадцатом ст. 1 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года N 326-З «О туризме», позволяет условно выделить три критерия, по которым законодатель провел линию разграничения туристических и иных видов услуг.
Во-первых, к туристическим не относятся услуги, сопутствующие услугам по перевозке и размещению. Во-вторых, туристическим услугам свойственен комплексный характер (туристическая услуга рассматривается только в составе тура). В-третьих, туристические услуги направлены на достижение целей путешествия и удовлетворения потребностей туристов (экскурсантов). Эти критерии одновременно представляют собой сущностные признаки рассматриваемых услуг.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О туризме» законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из данного Закона, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» и иных актов законодательства [13].
Особая роль в регулировании туристических отношений отводится Гражданскому кодексу Республики Беларусь, который справедливо называют «экономической конституцией». Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовые основы предпринимательской деятельности, в частности, создания и ликвидации субъектов хозяйствования, правовой режим обращения имущества, заключения и исполнения договоров и другое.
Гражданские правоотношения основываются на признании равенства их участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2 Основной этап
2.1 участие в конкретной деятельности, предусмотренной в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности)
Менеджеры по туризму ЧТУП «Империя путешествий» выполняют целый ряд должностных обязанностей:
- изучают и анализируют запросы и требования клиентов к туристическим услугам;
- затем осуществляют подбор наиболее интересных и выгодных по стоимости и срокам, а также качеству вариантов турпродуктов;
- устанавливают контакты с туркомпаниями, отелями, организациями, оказывающими экскурсионные услуги, а также организациями, оказывающими транспортные услуги, авиаперевозчиками;
- заключают договора на оказание туристических услуг;
- оформляют страховки, визы, загранпаспорта и иные документы;
- определяют стоимость конечных туристических услуг для клиента;
- контролируют оплату по заключенным договорам;
- оказывают клиентам консультативную поддержки по организации поездки;
- ведут текущую корпоративную отчетность по своей деятельности и ее результатах, исполняют внутренние положения и инструкции;
- привлекают новых клиентов [6].
При прохождении практики основной упор в работе был сделан на документальное оформление деятельности компании. В частности на основании предоставленных клиентами личных документов заключались договора на оказание туристических услуг, страховки, заявки на получение виз и т.п. Кроме этого, осуществлялась разработка других направлений путешествий для клиентов с учетом предварительного изучения возможного спроса на них.
Одним из таких направлений стал туристический маршрут в Таиланд, а именно на остров Самуи. Среди преимуществ острова Самуи были выделены выгодное географическое положение и хороший климат круглый год; белоснежные широкие пляжи с мягким песком; новые современные отели с высоким уровнем сервиса; отсутствие шумных заведений и ночных клубов, что идеально подходит для туристов, ценящих спокойствие; изобилие полезных экзотических фруктов, выращенных прямо на острове; демократичные цены на морепродукты в местных кафе; водное сообщение с другими островами, осуществляемое на паромах и лодках Спидботах.
3 Заключительный этап
3.1 анализ проведенных видов работ и полученных результатов
В процессе прохождения практики была проанализирована нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность ЧТУП «Империя путешествий». К основным нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность ЧТУП «Империя путешествий» были отнесены: Гражданский кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З (по состоянию на 22 декабря 2011 г. № 326-З); Устав ЧТУП «Империя путешествий»; Свидетельство о государственной регистрации № 191318070 от 13 августа 2010 г. Гомельским городским исполнительным комитетом; Штатное расписание предприятия. Поскольку в Беларуси отменена необходимость лицензирования туристической деятельности, лицензия на осуществление туроператорской деятельности не присутствует в списке нормативных документов, определяющих порядок работы туристического предприятия «Империя путешествий».
В результате анализа организационной структуры управления ЧТУП «Империя путешествий» было установлено, что оно имеет линейно-функциональную структуру управления, которая представлена такими подразделениями, как финансовый отдел, отдел продаж, отдел планирования и разработки туристских программ, отдел по связям с общественностью и учебный отдел. Было доказано, что данная организационная структура является достаточно эффективной и обладает целым рядом преимуществ, в том числе четкое разделение обязанностей, более высокая производительность труда и компетентность персонала и др. Наличие большего количества преимуществ перевешивает возможные недостатки линейно-функциональной структуры и поэтому данный тип структуры управления является приемлемым для туристической компании «Империя путешествий».
Наряду с организационной структурой управления ЧТУП «Империя путешествий» была оценена организационная культура предприятия. Среди основных характеристик организационной культуры компании «Империя путешествий» были выделены: внедренная в компанию организованная система обучения новичков; проведение корпоративов, мероприятий по совместному отдыху; наличие символики предприятия, выпуск продукции с этой символикой; выпуск рекламных брошюр. Кроме этого, все сотрудники турфирмы знают миссию, цель и стратегию своей компании. В компании ценятся инициатива, профессионализм и коммуникабельность со стороны персонала. Общение имеет неформальную форму, но одновременно сохраняется уважение к вышестоящему рангу. Сотрудники также пунктуальны и соблюдают временной распорядок. На основании рассмотренной организационной культуры был сделан вывод, что в целом компания «Империя путешествий» обладает основными составляющими организационной культуры.
Заключение
В результате прохождения практики были изучены особенности функционирования предприятия «Империя путешествий», его организационно-управленческая структура, организация труда персонала, маркетинговая и экономическая деятельность. В процессе анализа данных аспектов деятельности компании были определены их преимущества, а также выявлены слабые стороны, для устранения которых были разработаны практические рекомендации, описанные в каждом из подразделов в соответствии с их сущностью.
В результате анализа организационной структуры предприятия было выявлено, что в компании отсутствует организационный отдел и отдел кадров, каждый из которых имеет важное значение для бесперебойного функционирования фирмы. Решение вопросов по материально-техническому и информационному, а также кадровому обеспечению компании осуществляется сотрудниками других отделов, что в результате отвлекает их от их основных обязанностей и по качеству результат их работы может отличаться ввиду другой специализации персонала. Поэтому рекомендуется расширить структуру штата туристического предприятия.
Небольшие недостатки действующей организационной культуры «Империя путешествий» (отсутствие делового стиля одежды, организованного в офисе питания) необходимо незамедлительно устранить, чтобы они не привели к снижению эффективности организации. Кроме этого, следует привести в соответствие современным требованиям сами рабочие места персонала, создать для них комфортные условия работы.
Для повышения качества обслуживания клиентов и увеличения объемов продаж существует возможность небольшой корректировки графика работы сотрудников, в особенности перенесения начала рабочего дня на 11.00 и соответственно окончания в 20.00, введения посменной работы персонала по выходным дням.
Особое внимание стоит уделить маркетинговому планированию в ЧТУП «Империя путешествий», разработке стратегии позиционирования и увеличению эффективности коммуникационной политики посредством расширения каналов рекламирования услуг фирмы, использования преимуществ интернет-маркетинга, участия в специализированных выставках и др.
1. Боголюбов, В.С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для академического бакалавриата / В.С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 293 с.
2. БСБ Банк [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.bsb.by/.
3. Бугорский, В.П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В.П. Бугорский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
4. Бухгалтерский баланс частного предприятия «Империя путешествий» на 31 декабря 2018 г. // Архив предприятия. – 3 с.
5. Бухгалтерский баланс частного предприятия «Империя путешествий» на 31 декабря 2019 г. // Архив предприятия. – 3 с.
6. Внутренняя документация ЧТУП «Империя путешествий» (Устав предприятия, штатное расписание, трудовые договоры, табели использования учета рабочего времени сотрудников предприятия, ведомости расчета заработной платы, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, отчет об использовании целевого финансирования, расчет стоимости чистых активов организации, положение по учетной политике организации, налоговые декларации и др.) // Архив предприятия.
7. Ветитнев, А.М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 340 с.
8. Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
9. Горбылева, З.М. Экономика туристской индустрии: Электронный учебно-методический комплекс / З.М. Горбылева. – Mн.: БГЭУ, 2014. – 236 с.
10. Гостиницы [Электронный ресурс] / Минский областной исполнительный комитет. – Режим доступа: http://minsk-region.gov.by/turizm-i-otdykh/gostinitsy-132/.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / А.П. Дурович. – М.: ИНФА-М, 2015. – 316 с.
13. Закон Республики Беларусь «О туризме», 25 ноября 1999 г. № 326-3, с изм. и доп. от 15 декабря 2003 г. № 257-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 95, 2/101; 2003. – № 141, 2/106.
14. Лисевич, А.В. Маркетинг в туристской индустрии: Учебное пособие. / А.В. Лисевич, Е.В. Лунтова. – М.: Дашков и К, 2015. – 176 с.
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 19 декабря 2002 г: с измен. и доп.: от 1 января 2017 г. № 166-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2017.
16. Организационная структура предприятия [Электронный ресурс] / SPOK.BY Кадровый портал. – Режим доступа: https://www.spok.by/.
17. Особенности формирования и изменения уставного фонда [Электронный ресурс] / Аудиторская экспертиза. – Режим доступа: https://audex.by/info/osobennosti-formirovaniya-i-izmeneniya-ustavnogo-fonda.
18. Отчет о прибылях и убытках ЧТУП «Империя путешествий» за январь-декабрь 2018 г. // Архив предприятия. – 2 с.
19. Отчет о прибылях и убытках ЧТУП «Империя путешествий» за январь-декабрь 2019 г. // Архив предприятия. – 2 с.
20. Поиск гостиниц в Беларуси [Электронный ресурс] / Частное научно-производственное унитарное предприятие «Автоматизированные технологии туризма». – Режим доступа: https://belhotel.by/?calendar.
21. Скобкин, С.С. Экономика предприятий в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2018. – 480 c.
22. Упрощенная система налогообложения (УСН) [Электронный ресурс] / Портал Myfin.by, Банки Беларуси. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/uproshhennaya-sistema-nalogooblozheniya.
23. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т.В. Черевичко. – М.: Дашков и К, 2016. – 262 c.
24. Booking.com [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.booking.com.