ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ БЕЛАРУСИ
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ БЕЛАРУСИ
3 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является культурный туризм.
Культурный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Термин «культурный туризм» появился относительно недавно – в 80-е годы XX века, и берет свое начало от так называемого «туризма наследия», явления, которое в силу многих причин стало очень популярным во всем мире с 70-х годов XX века. С тех пор культурное наследие интерпретируется как историческое, военное, литературное, художественное и хотя термин «культурный туризм» включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием, таким как :искусство и архитектура.
В рамках культурного туризма совсем недавно появилось сначала ответвление, а сегодня уже самостоятельное направление – это музейный туризм.
Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ БЕЛАРУСИ
Национальный художественный музей Республики Беларусь (белор. Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь) — крупнейший музей художественного профиля в Белоруси, Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993. Фонды музея насчитывают более 27 000 произведений.
Поскольку музей отображает вехи истории и культуры Беларуси на протяжении всех исторических периодов, то понимание специфики его работы и особенностей организации деятельности невозможно без знания истории создания самого музея.
Официальная история музея начинается 24 января 1939 года – согласно правительственному постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная художественная галерея. Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.
После присоединения Западной Белоруссии к БССР в Художественную галерею были свезены художественные произведения из национализированных усадеб и замков, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI–XIХ вв.
С началом войны коллекцию готовили к эвакуации. Но вывезти не успели. Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрата оценивается как необратимая. Поиск его осложняет отсутствие описей. В
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ БЕЛАРУСИ
Музей проводит научно-исследовательскую, собирательскую и популяризаторскую работу, устраивает выставки произведений белорусских и зарубежных мастеров, осуществляет научную и творческую связь с зарубежными музеями, организовывает выставочный обмен, проводит лекции, экскурсии, занятия клубов искусствоведов и любителей искусства, помогает создавать картинные галереи, художественные отделы в других городах Беларуси. Издает каталоги, альбомы, открытки. При музее работают библиотека, киноклуб, лекторий, студия детского искусства и арт-кафе.
Учитывая масштаб и общегосударственное значение музея в нем ответственно подходят к формированию экскурсионных программ. На основе каждого из отделов, разрабатывают углубленные экскурсионные программы.
Сбор древнебелорусского искусства (около 120 работ XII – конца XVIII в.) Национального художественного музея Республики Беларусь является самым значимым в государстве. Активное формирование коллекции древнебелорусского искусства проходит в послевоенные годы путём научных экспедиций 1946–1978 гг., благодаря которым для потомков сохранились уникальные иконы, образцы резьбы, ткачества и художественного литья.
В экспозиции представлены фрагменты фресок, иконы и резная скульптура, светские портреты, книжная графика и образцы декоративно-прикладного искусства XII–XVIII вв.
Раритетом сбора являются миниатюры рукописного шерешевского Евангелия XVI в. (происходит из церкви г.п. Шерешево Брестской обл., которая не сохранилась). Рядом демонстрируются иконы XV–XVI вв., выполненные с соблюдением традиций византийской художественной школы, – «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Одигитрия Смоленская». В иконах
3 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Маркетинг учреждений культуры - это формирование спроса и удовлетворение потребностей в сфере досуга В сфере досуга сегодня сосредотачивается огромный рыночный потенциал. Индустрия досуга с конца XX в. стала приоритетной привлекательной для инвестиций и стабильно высокодоходной сферой постиндустриальной экономики.
Музейный маркетинг - это система знаний о теории и практике создания, продвижения до потенциальных потребителей и сбыта музейного продукта, а также налаживание комплекса коммуникативного диалога между музеями и обществом и его отдельными институтами.
Исходя из этих положений, маркетинг музея должен реализоваться в двух стратегических направлениях:
- презентация и продвижение музея и всех форм его общественной деятельности (некоммерческий маркетинг);
- презентация и продвижение конкретных музейных услуг или товаров (коммерческий маркетинг).
Коммерческая составляющая музейного маркетинга - это система организации и сбыта музейного продукта, ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней музейного и внешней рыночной, институционально-общественного и досуговых-культурной среды, разработки мероприятий по улучшению музейного продукта, ассортимента музейных услуг и товаров, изучение потребностей и культурных запросов посетителей, проведения конкурентоспособной ценовой политики, формированию спроса, стимулированию посещения, PR и реклам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальный художественный музей – культурная сокровищница Беларуси, обладающая одним из крупнейших собраний в Восточной Европе. Сегодня это не только музей-галерея, но и современный научно-образовательный центр, арт-площадка для художников.
Коллекция Национального художественного музея насчитывает более 30 тысяч экспонатов – шедевров белорусского и зарубежного искусства. На протяжении десятилетий коллекция музея пополнялась новыми сокровищами из частных коллекций, шедевры белорусской живописи и графики, иконописи с успехом выставлялись в разных странах мира. В новых залах выставлены шедевры древнебелорусского, западноевропейского, восточного, русского и современного белорусского искусства.
Сегодня в НХМ Беларуси хранится более 30 тысяч экспонатов, которые составляют 20 коллекций и 2 собрания – национального и мирового искусства, в том числе произведения мастеров Западной Европы и стран Востока XV-XX веков. Уникальная коллекция белорусского искусства включает древнюю иконопись, скульптуру, ткани и резьбу по дереву, живопись XIX века, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы искусства XX века.
В состав Национального художественного музея входят филиалы: музей "Дом Ваньковичей. Культура и искусство І-й половины XIX века" в Минске; музей белорусского народного искусства в Раубичах (Минский район); музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве.
В НХМ ведется научно-исследовательская и реставрационная работа, пополняются библиотечные фонды и электронный каталог для обмена изображениями произведений искусства с музеями Беларуси и мира.
Музей принимает участие в составлении книг и альбомов об искусстве. В 2011 году здесь была основана серия "Знаменитые художники Беларуси",
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 304с.
2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
3. Браун, С. Основы маркетинга / С. Браун — М.: Элит-2000, 2012.- 126с.
4. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарика, 2015. -289 с.
5. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 57с.
6. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
7. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
8. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
9. Емельянов, Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов / Б.В. Емельянов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
10. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.
11. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
12. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
13. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. - М.:МАРТ, 2016. - 234 с.
14. Каурова, И.В. Организация сферы туризма. Учебное пособие / И.В. Каурова. - М.: Герда, 2014. - 344 с.
15. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
16. Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К.В. Кулаев. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
17. Мейкенз, Д.Ж. Стратегическое управление маркектингом: Учебник / Д.Ж. Мейкинз. — М.: Финансы и статистика, 2000. – 210с.
18. Морозов, М.А. Макроэкономика туриндустрии: Учеб-метод пособ. / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. - М, 2002. – 186с.
19. Оллье, Р. Маркетинг туризма: Учебник / Р. Оллье, Р. Ланкар - М., 2003. – 204с.
20. Официальный сайт ООО «СВ-тур» [Электронные ресурс]. – Минск, 2010-2017. - Режим доступа: http://www.sv-tour.by - Дата доступа: 29.03.17.
21. Песоцкая Е.В. Управление маркетинговой деятельностью: Учебник / Е.В. Песоцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216с.
22. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / А.Д.Чудновский. – М.: Юркнига, 2005. – 448 с.
23. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.