Преддипломная практика
ИПД (Институт предпринимательской деятельности)
Отчет
на тему: «Преддипломная практика»
по дисциплине: «Экономика отрасли»
2021
65.00 BYN
Преддипломная практика
Тип работы: Отчет
Дисциплина: Экономика отрасли
Организация: Брестгазоаппарат, СП ОАО
Индивидуальное задание: Совершенствования ассортиментной политики организации отрасли как элемента конкурентной стратегии.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2018г.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты ассортиментной политики организации
2. Экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Брестгазоаппарат»
3. Ассортиментная политика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как элемент конкурентной стратегии
4. Направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Товарно-ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. При переходе к рыночной экономике ассортиментная политика приобретает очень большое значение, потому что потребитель предъявляет повышенные требования к качеству товара и его ассортименту. От эффективности работы предприятия, производящего товар, зависят все экономические показатели организации.
Лидером в конкурентной борьбе становится тот, кто лучше всех разбирается в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может управлять ею с максимальной эффективностью.
Правильно организованная ассортиментная политика позволяет привлечь платежеспособного покупателя и получить максимальную прибыль. Все это говорит о том, что исследование ассортиментной политики очень важно для каждого предприятия.
Актуальность выбранной тематики курсовой работы очевидна, так как при правильном выборе товарно-ассортиментной политики предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
Целью преддипломной практики является закрепление и обобщение знаний в области коммерческой деятельности и подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачами преддипломной практики являются:
- закрепление и углубление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения;
- проверка возможностей будущего специалиста в условиях конкретного производства;
- подготовка материалов к дипломной работе.
В качестве объекта исследования выступает СП ОАО «Брестгазоаппарат».
Предметом исследования является коммерческая деятельность СП ОАО «Брестгазоаппарат».
Вопросы сущности и управления ассортиментной политикой промышленного предприятия рассматриваются в научной литературе по маркетингу. Среди отечественных и российских исследователей необходимо отметить таких, как И.Л. Акулич, Т.Н. Байбардина, С.В. Глубокий, Л.С. Головкова, И.И. Грищенко, В.В. Зотов, А.Ф. Зубрицкий, Н.В. Кириенко, С.П. Кущ, и др. В их работах раскрывается сущность понятий ассортимент и ассортиментная политика, основные виды ассортимента, структура промышленного и торгового ассортимента предприятия, а также основные характеристики ассортимента.
Теоретической и методологической основой для написания данной работы послужили труды отечественных ученых, позволяющие наиболее комплексно раскрыть основные теоретические и методологические подходы по формированию ассортиментной политики на предприятии. При выполнении работы будут использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, сравнительный метод.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по формированию товарно-ассортиментной политики организации, представленная в четвертой части отчета по преддипломной практике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к продукции позволяет предприятию развиваться. Главная задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы товары, составляющие ассортимент предприятия, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам.
Ключевым в ассортиментной политике является понятие ассортимента. В Словаре современных экономических и правовых терминов под ассортиментом понимается «состав продукции по видам, типам, сортам, размерам, маркам» [1, с. 30]. В другом словарном издании дано следующее определение: «Ассортимент продукции – количество наименований производимой продукции (работ, услуг)» [2, с. 94].
Товарный ассортимент, согласно Ф. Котлеру, – это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [3, с. 310–313].
В самом общем виде ассортиментную политику можно определить, как систему мер по формированию и управлению ассортиментом.
В имеющейся научной литературе, понятие «ассортиментная политика» имеет разные оттенки и даже варианты. Так, уточняется, что «ассортиментная политика – политика, предполагающая решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и ее оптимизацию» [4, с. 33]. В данном случае определение ассортиментной политики сводится к формированию ее цели, без характеристики ее содержания и особенностей.
Чаще всего ассортиментная политика характеризуется как система взглядов и мер по развитию (оптимизации, управлению) ассортимента. Наиболее близкими к этому являются следующие научные позиции, которые достаточно устойчивы во времени. Это, например, мнение Л. А. Полонской и М. М. Турнянской: «Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети организации или города, соответствующие требованиям поднятия уровня и культуры народного потребления, интересам народного хозяйства» [5, с. 8].
Схожим является определение Ш. В. Опельбаума: «Ассортиментная политика – это система взглядов и комплекс мер по управлению товарным ассортиментом» [6, с. 31]. О том же писали Ю. К. Твилдиани и Х. И. Амеутдинова: «Ассортиментная политика есть система мер, направленная на определение ближайших и отдаленных целей в развитии ассортимента товаров и разработку принципов, в соответствии с которыми она будет производиться» [7, с. 127].
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»
История белорусско-российского совместного предприятия СП ОАО «Брестгазоаппарат» (г. Брест) ведётся с 1951 года. Первое название нынешнего СП ОАО «Брестгазоаппарат» – Брестский ремонтно-механический завод. Он был образован на основании распоряжения Совета Министров БССР № 1053 от 20 ноября 1950 года и приказа начальника Главного при СМ БССР №23 от 22 февраля 1951 года на базе дизельной станции Брестской ТЭЦ и ремонтно-механического цеха Ремналэнерго в г. Бресте. Первые цеха – ремонтный, механический, электроцех, конструкторский. Первый коллектив – 59 человек. [27].
Сегодня СП ОАО «Брестгазоаппарат» – предприятие, которое занимается выпуском современной кухонной бытовой техники с высокими потребительскими свойствами. Основные направления деятельности – производство газовых, электрических и газоэлектрических плит, воздухоочистителей и встраиваемой техники торговой марки GEFEST.
СП ОАО «Брестгазоаппарат» является одним из крупнейших производителей кухонных плит в Европе. За 65 лет существования предприятия выпущено более 30 миллионов плит. Начав свой путь мелкой производственной единицей с численностью 49 человек, за столь многолетнюю историю завод превратился в полноценный холдинг, состоящий из 3 предприятий: головного завода, Унитарного предприятия «Гефест-техника» и УП «Гефест-Кварц», с общей численностью более 4,5 тыс. человек.
Контрольным пакетом акций (51%) владеет РАО «Газпром» за счет вложения прямых инвестиций в приобретение кранового производства и сооружения 8-го корпуса завода. Достигнув финансовой стабильности и относительно высокой рентабельности, завод начал осуществлять планомерную инвестиционную программу за счет собственных средств, направляя их на закупку новейшего оборудования и технологий.
Сегодня СП ОАО "Брестгазоаппарат" – самостоятельное общество, которое можно назвать холдингом, т.к. оно имеет дочерние предприятия в Бресте – "Гефест-техника" и "Гефест-Кварц". Здесь выпускается продукция мирового уровня, не уступающая аналогичной технике известных европейских марок. Это стало возможным потому, что завод оснащен самым современным оборудованием, постоянно модернизирует производство, разрабатывает и внедряет новые технологические линии [27].
Уже более 50 лет завод в Бресте работает на рынке бытовой техники. За это время предприятие выработало свою стратегию. Основное положение - обеспечение качества изготовления и разработка стильного внешнего вида, в соответствии с высокими современными стандартами. Основными рынками сбыта являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, страны Балтии, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан).
Ежегодный выпуск стационарных плит составляет 900 000 единиц. Около 80% производимой продукции под торговой маркой GEFEST экспортируется за рубеж.
3. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ» КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
Регулярное обновление модельного ряда, расширение ассортимента дают возможность поднимать уровень продаж даже в то время, когда другие предприятия сокращают производство. На сегодняшний день товарный ассортимент СП ОАО «Брестгазоаппарат» включает напольные газовые, электрические плиты, газоэлектрические плиты, настольные плиты, воздухоочистители. Активно модернизируется и наращивается производство встраиваемой техники GEFEST. Именно независимые варочная поверхность и духовой шкаф представляет все большую популярность для хозяек, поскольку встраиваемая техника экономит пространство, более компактна, образует цельную конструкцию с кухонным гарнитуром, дает возможность создавать и моделировать декор по своему вкусу и потребностям.
Разветвленная дилерская сеть позволяет реализовать продукцию торговой марки «GEFEST» за пределами Республики Беларусь: в Россию, Украину, Казахстан, Молдову, Грузию, Азербайджан, Узбекистан.
Реагируя на изменение предпочтений со стороны своих потребителей, учитывая их интересы и пожелания, предприятие постоянно повышает качество, совершенствует дизайн и эргономику выпускаемой продукции, оснащает кухонную технику практичными и удобными функциями.
Недавно компания GEFEST выпустила новинку: варочную поверхность CН 2340 в совершенно новом исполнении. Привлекательный дизайн, четкость линий решетки стола, отраженные в закаленном стекле варочной поверхности, придают оригинальность кухонному гарнитуру. Поверхность независимого стола представляет собой стеклокерамическую пластину с пятью газовыми горелками разных диаметров и мощности (от 1,0 кВт до 3,03 кВт). Панель оснащена системой автоматического электроподжига, встроенного в регуляторы мощности пламени. Решетки стола разделены, что способствует более удобному способу очистки поверхности варочной панели от загрязнений. Примечательно, что эта и другие новинки выпускаются на недавно закупленном высокотехнологичном оборудовании ведущих европейских фирм. Руководство СП ОАО «Брестгазоаппарат» понимает, что даже один год "спячки" приведет к 2-3-летнему отставанию от зарубежных конкурентов, поэтому ежегодно инновации в новое оборудование, технологии, материалы составляют миллионы долларов.
Рынок кухонных бытовых плит, где продукция GEFEST занимает около трети, близок к насыщению. И не только за счет импортной техники, в том числе более дешевой китайской, турецкой. Создаются совместные и иностранные предприятия с участием самых именитых фирм. Чтобы удержать позиции, СП ОАО «Брестгазоаппарат» не только постоянно совершенствует традиционную продукцию, но осваивает и смежные ниши.
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Эффективная деятельность компании зависит, прежде всего, от правильного выбора ассортимента, который может заинтересовать потенциальных покупателей.
Компания должна ориентироваться на вкусы и предпочтения потребителей. Можно произвести миллион единиц, но продать только небольшую часть объема, или можно произвести тысячу, но также продать эти тысячи произведенных единиц.
Чтобы обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе, необходимо выбрать правильный ассортимент, который реализуется на внутреннем и внешнем рынке. Для оптимизации ассортимента предлагается ввести маркетинговые программы [28, c. 38].
Разработка маркетинговой программы поможет обосновать и определить оптимальный вариант для производственной программы компании, которая могла бы обеспечить прибыль в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Целью программы маркетинга продукта является определение технико-экономических показателей продукта и оценка эффективности и целесообразности его производства и реализации с учетом требований покупателя и прогнозирования необходимости принятия решений при планировании производства.
Маркетинговая программа для новых и предлагаемых изменений в продукции определяет прибыльность продукции и демонстрирует целесообразность внедрения. Для выпускаемой продукции программа оценивает прогнозируемый объем производства с учетом конъюнктуры рынка и колебаний спроса. Программа также учитывает затраты, необходимые для изготовления продукции.
Основные цели программы маркетинга продукта:
- определить объем производства на текущий и будущий период;
- выбрать целевой рынок или конкретных покупателей, которые заинтересованы в новых и обновленных продуктах;
- оценить и сравнить производственные затраты, цены и прибыль для каждого продукта, чтобы определить выгоды, которые может получить организация.
Программа маркетинга продуктов определяет типы продуктов, которые могут помочь компании достичь более высокой прибыли.
Разработка маркетинговой программы включает в себя следующие мероприятия:
- выбор целевых рынков или сегментов;
- определение рыночного ассортимента;
- определение финансовых затрат на создание и организацию производства нового продукта или изменение продукта;
- определение себестоимости продукции;
- определение затрат на сбыт продукции;
- определение цены товара, по которой он может быть продан;
- расчет ожидаемой прибыли;
- оценка эффективности производства и сбыта продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.
В качестве объекта исследования выступает СП ОАО «Брестгазоаппарат». СП ОАО «Брестгазоаппарат» – предприятие, которое занимается выпуском современной кухонной бытовой техники с высокими потребительскими свойствами. Основные направления деятельности – производство газовых, электрических и газоэлектрических плит, воздухоочистителей и встраиваемой техники торговой марки GEFEST.
Из анализа деятельности СП ОАО «Брестгазоаппарат» можно сделать следующие выводы:
1. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2017 г. составляла 36175 тыс. руб., а в 2018 г. уменьшилась на 11265 тыс. руб. (31,14 %) и составила 24910 тыс. руб., но в 2019 г. увеличилась на 317 тыс. р. (1,27 %) и составила 25227 тыс. руб. Чистая прибыль в 2018 г. по сравнению с 2017 г. уменьшилась на 6003 тыс. руб. (14,02 %), в 2019 г. по сравнению с 2018 г. уменьшилась на 5497 тыс. руб. (14,93 %). Из проведенного анализа финансовых результатов можно сделать вывод, что предприятие ухудшило показатели деятельности в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
2. Доля собственных средств в активах организации в 2018 году увеличи¬лась на 0,069 и составила 38,8% при соответствующем снижении доли заемных средств в валюте баланса. Увеличение коэффициента автономии указывает на рост финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны.
3. Согласно проведенному Swot-анализу можно отметить, что предприятие имеет узнаваемую, зарекомендовавшую как надёжную, торговую марку GEFEST. Нехватка квалифицированного персонала не позволяет расширять модельный ряд активными темпами. Это сказывается и на репутации СП ОАО «Брестгазоаппарат» среди российских покупателей как стабильного, приверженного классической технологии производства, предприятия. Наибольшую опасность для предприятия представляют то, что новые модели у конкурентов появляются активнее нежели у СП ОАО «Брестгазоаппарат», и сбыт происходит преимущественно через дилеров – следовательно теряется связь между потребителем и производителем.
1. Говорин, А.А. Справочник экономиста предприятия / [А. А. Говорин и др.]. – Москва : Инфра-М, 2018. – 422 с.
2. Веселов А. И. Формирование ассортиментной политики предприятий на основе моделирования денежных потоков//Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 5. – С. 91-97.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 537с.
4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник для студентов бакалавриата / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – Москва : Дашков и Кº, 2018. – 369 с.
5. Васильчук О.И. Конкуренция и ее виды//Карельский научный журнал. 2017. – № 2. – С. 8-10.
6. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 336 с.
7. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы (3 изд.) – М: Финансы и статистика, 2018. – 367с.
8. Демидова, А. В. Исследование систем управления : конспект лекций / А. В. Демидова. – М : Приор-издат, 2016. – 96 с.
9. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент : Концепции и комментарии. : учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. – М. : Альпина, 2018. – 400 с.
10. Абрамова Л.А., Останкова В.Р. Содержательная интерпретация алгоритма формирования ассортиментной политики на предприятии/Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2019. – №6. – С. 85-87.
11. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2015. – 800 с.
12. Молоткова, Н. В. Основы коммерческой деятельности : учеб.пособие / Н. В. Молоткова, С. А. Соседов. – Тамбов : Книжный дом, 2017. – 537 с.
13. Толмачева, И.А. Ассортиментная политика предприятий : учеб. пособие для бакалаврантов всех направлений и форм обучения / И.А. Толмачева. – Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2016. – 92 с.
14. Управление ассортиментом и качеством товаров и услуг : учебное пособие / сост. Э. Н. Разнодежина. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 112 с.
15. Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/86-formirovanie-assortimentnoj-politiki.html
16. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: учебник / Д. В. Тюрин. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 342 с.
17. Милгром, И. И. , Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. Пер. с англ. / Под ред. Елисеевой И. И., Тамбовцева В. Л. в 2-х томах. – М. : Экономическая школа, 2018. – 1000 с.
18. Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Лешко, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2017. – 542 с.
19. Ковалёв, В. В. Управление финансами : Учебное пособие. – М. : ФБК-ПРЕСС, 2018. – 160 с.
20. Маракулина И.В. Управление товарным ассортиментом//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Вятская государственная сельскохозяйственная академия. Киров, 2019. – 451с.
21. Кулик, И. И. Управление сбытом на принципах маркетинга. Учебное пособие. – Мн. : Бел.1 ПК, 2016. – 417 с.
22. Сидоров П.А. Формирования ассортиментной политики / Интернет-журнал Науковедение. 2019. – Т. 8. – № 4 (35). – С. 27.
23. Сыцко, В.Е.Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие / Под ред. В.Е. Сыцко. – Минск: Выш. шк., 2014. – 671 с.
24. Эриашвили, Н. Д. , Менеджмент, Маркетинг, 2016. – 156 с.
25. Лайсонс К. , Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок : Пер. с 6-го англ. Изд. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 294 с.
26. Горина А.П. Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска / Контентус. 2019. – № 11. – С. 183-189.
27. Официальный сайт групп компаний GEFEST // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.gefest.by.
28. Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях//Экономика и менеджмент. -2019. – № 2. – С. 37-38.
29. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2017. – 224 c.
30. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / А. С. Головачев. – Минск :Вышэйшая школа, 2018. – 687 с.
31. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. – 5-е изд. – Минск : «ИНФРА-М», 2009. – 536 с.
Индивидуальное задание: Совершенствования ассортиментной политики организации отрасли как элемента конкурентной стратегии.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2018г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты