Преддипломная практика
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Отчет
на тему: «Преддипломная практика»
по дисциплине: «Уголовное право»
2021
65.00 BYN
Преддипломная практика
Тип работы: Отчет
Дисциплина: Уголовное право
Организация: Островецкий РОСК
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Подразделения комитетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Шапка таблиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Талон о регистрации принятого заявления, сообщения о преступлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока разрешения материала проверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Шапка таблиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Талон о регистрации принятого заявления, сообщения о преступлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока разрешения материала проверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Постановление о прекращении уголовного преследования в части предъявленного обвинения и о выделении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Постановление о возобновлении предварительного следствия и принятии дела к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Протокол осмотра места происшествия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Постановление о возобновлении предварительного следствия и принятии дела к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Протокол осмотра места происшествия.
Поделиться
Введение
Раздел 1. Изучить порядок возбуждения уголовных дел, а также порядок и условия принятия по таким делам последующих процессуальных решений. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Раздел 2. Изучить основания, процессуальный порядок и особенности проведения обыска. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Раздел 3. Изучить процессуальный порядок и особенности проведения осмотра места происшествия по делам о кражах. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Раздел 4. Изучить основания для соединения и выделения уголовных дел. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Раздел 5.Изучить практику планирования отдельных следственных действий и расследования преступлений на примере нескольких уголовных дел
Раздел 6. Изучить порядок и условия осуществления следственных действий при необходимости взаимодействия с органами дознания и следственными органами иностранных государств
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Я, был(а) направлена для прохождения преддипломной практики с 25.01.2021 по 02.04.2021 в Островецкий районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь (Островецкий РОСК).
Для прохождения практики руководителем практики от кафедры мне были выданы направление, индивидуальное задание, которое я выполняла в процессе прохождения практики и по результатам составила отчет о его выполнении. Также к отчету прилагается дневник, в котором я отражала содержание и последовательность проделанной мною работы.
В соответствии с заданием передо мной были поставлены следующие задачи:
– изучить порядок возбуждения уголовных дел, а также порядок и условия принятия по таким делам последующих процессуальных решений. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить основания, процессуальный порядок и особенности проведения обыска. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить процессуальный порядок и особенности проведения осмотра места происшествия по делам о кражах. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить основания для соединения и выделения уголовных дел. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить практику планирования отдельных следственных действий и расследования преступлений на примере нескольких уголовных дел;
– изучить порядок и условия осуществления следственных действий при необходимости взаимодействия с органами дознания и следственными органами иностранных государств.
Раздел 1. Изучить порядок возбуждения уголовных дел, а также порядок и условия принятия по таким делам последующих процессуальных решений. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.01.2019 №5 «О заявлениях и сообщениях о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях» регулирует порядок первоначальной регистрации и учета поступивших заявлений, в том числе сотрудниками Следственного комитета.
Так, регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях представляет собой присвоение регистрационного номера заявлению, сообщению о преступлении, административном правонарушении и информации о происшествии, а также фиксация и запись имеющихся сведений по перечню наименований реквизитов электронной карточки о регистрации заявления, сообщения о преступлении, административном правонарушении и информации о происшествии в автоматизированной системе «Оперативно-дежурная служба» (АС «ОДС») и единой книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях по форме.
При получении следователем заявления, сообщения о преступлении, поступившего и зарегистрированного в ОВД во время его дежурства в составе следственно-оперативной группы, старший штатного наряда ОВД учиняет соответствующие отметки в АС «ОДС» и в графах 7, 8 единой книги, что удостоверяется подписью следователя с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени получения. В статистической информации данные сведения отражению не подлежат. (Приложение 3)
В последующем заявление, сообщение о преступлении принимается, регистрируется и учитывается в ОВД в случае принятия начальником следственного подразделения решения о его направлении органу дознания для проведения проверки.
При приеме заявления, сообщения о преступлении заявителю разъясняется право на получение талона о регистрации принятого заявления, сообщения о преступлении (далее – талон) в оперативно-дежурной службе ОВД, что отражается в заявлении, сообщении о преступлении и заверяется подписью заявителя. (Приложение 4)
В соответствии с нормами процессуального законодательства решения по заявлению или сообщению должно быть принято в течение 3 суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела - не позднее 10 суток. В случае невозможности принятия решения срок может быть продлен начальником следственного подразделения - до одного месяца, а вышестоящий начальник - до трех месяцев [8] (Приложение 5).
Раздел 2. Изучить основания, процессуальный порядок и особенности проведения обыска. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Обыск - это следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также обнаружении разыскиваемых лиц и трупов, осуществляемых в ходе принудительного обследования помещений, иных мест, физических лиц.
Обыск следует разграничивать со сходным с ним осмотром. Во-первых, основу обыска составляют действия розыскного характера, направленные, во-первых, на установление местонахождения предметов и документов; во-вторых, на выявление их действительной связи с уголовным делом; в-третьих, на исключение возможности уничтожения либо избавления от них, то есть придания им обезличенного характера [4, с.98].
О проведении обыска следователем, органом дознания выносится постановление. Постановление о проведении обыска должно быть санкционировано прокурором, за исключением случаев их проведения по постановлению Председателей СК и КГБ. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске [8].
Обыск – следственное действие, состоящее в обследовании помещений, участков местности, отдельных граждан с целью отыскания и изъятия объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела.
Виды обыска: по объектам:
а) обыск в помещении, находящемся в ведении или пользовании граждан, предприятий, организаций, учреждений;
б) обыск местности;
в) обыск транспортных средств;
г) личный обыск;
по последовательности:
а) первоначальный;
б) повторный;
по времени обыска объектов:
а) одновременный;
б) разновременный;
по объему обследуемых объектов:
а) основной;
б) дополнительный [4, с.101].
Раздел 3. Изучить процессуальный порядок и особенности проведения осмотра места происшествия по делам о кражах. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Основной задачей следователя является осмотр места происшествия, организация работы по поиску следов преступления, опрос участников, очевидцев, составление процессуальных документов. Следователь является руководителем всей оперативной группой, поэтому от указаний, и правильно поставленных задач другим сотрудникам зависит весь процесс дальнейшего расследования.
Одной из важных составляющих является осмотр места происшествия, во многих случаях при правильно осмотре, грамотном составлении протокола осмотра зависит дальнейшее расследование преступления. Не всегда, можно сказать редко, следователю приходиться расследовать дела, на которые он сам выезжал, как правило, дела передаются другим следователям, в зависимости от нагрузки и профиля [12, с.80].
По окончании осмотра следователь составляет протокол, в котором содержится основная информация о произошедшем и который является отправной точной в расследовании преступления.
Вместе со следователем выезжала на место происшествия для осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях его изучения и фиксации обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств, выдвижение и проверки версий о событии преступления, его механизме, участвующих, а также решение других вопросов имеющих значение для дела. Осмотр места происшествия проводится до возбуждения уголовного дела вследствие нетерпимых отлагательств.
В ходе осмотра места происшествия при наличии оснований и, если усматриваются признаки преступления уголовное дело, возбуждается немедленно и проводятся все необходимые следственные действия, т.е. допросы, предъявление для опознания, следственные эксперименты. Место происшествия – это место, на котором имеются материальные следы изменений внесенных в обстановку в связи с преступлением [12, с.81].
При данном следственном действии разрешено фотографирование, звуко- и видеозапись. По окончании осмотра места происшествия составляется протокол, который подписывается следователем, лицом, чьи показания проверялись, а также понятыми.
Раздел 4. Изучить основания для соединения и выделения уголовных дел. Составить проекты соответствующих процессуальных документов
Основные положения о соединении уголовных дел содержаться в ст. 164 УПК Республики Беларусь.
Соединение уголовных дел – образование одного уголовного дела из двух и более уголовных дел, возбужденных, как правило, в различные сроки и нередко – различными органами.
Недопустимо соединять дела о преступлениях, по которым одно и то же лицо является обвиняемым и потерпевшим, за исключением дел частного обвинения.
Соединение уголовных дел производится постановлением органа уголовного преследования или постановлением (определением) суда, в производстве которого находится одно из расследуемых дел. Как правило, дело присоединяется к тому, по которому расследуется более тяжкое преступление или по которому произведен больший объем работ.
Соединения уголовных дел имеет значение для обеспечения права потерпевшего на быстрое рассмотрение дела и возмещение причинённого преступлением вреда.
Согласно статье 164 УПК в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам [8].
Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Соединение дел в одно производство позволяет обеспечить всесторонность исследования обстоятельств уголовного дела, соблюдение разумных сроков судопроизводства, а также процессуальную экономию. В теории уголовно - процессуального права справедливо отмечается всестороннее изучение объединённых материалов нескольких уголовных дел, что позволяет воссоздать события преступления и разрешить дело по существу [6, с. 14].
Раздел 5. Изучить практику планирования отдельных следственных действий и расследования преступлений на примере нескольких уголовных дел
При расследовании преступления могут проводиться следующие следственные действия: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, эксгумация, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, экспертизы. Все эти следственные действия можно выполнять только после того, как возбуждено уголовное дело и при наличии оснований для их производства.
До возбуждения уголовного дела возможно проведение лишь следующих следственных действий: осмотр места происшествия, трупа, местности; эксгумация; личный обыск при задержании; экспертизы, необходимые для установления наличия или отсутствия признаков преступления.
Также за время практики я неоднократно присутствовал при проведении допросов (потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, экспертов).
Допрос – это самое проводимое следственное действие, без которого не обходиться не одно уголовное дело. Он проводится по месту производства предварительного расследования. Следователь, лицо, производящее дознание, вправе, если признают это необходимым, провести допрос по месту нахождения допрашиваемого. Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. Перед допросом следователь, лицо, производящее дознание, должны выяснить данные о личности допрашиваемого. Лицу, вызванному на допрос, сообщается, в качестве кого, по какому уголовному делу оно будет допрошено, разъясняются права и обязанности, в том числе и право отказаться от дачи показаний в отношении его самого, членов его семьи и близких родственников, о чем делается отметка в протоколе. Лицо, вызванное на допрос в качестве потерпевшего или свидетеля, предупреждается об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний [12, с.84].
Допрос начинается с предложения рассказать об известных допрашиваемому лицу обстоятельствах уголовного дела. По окончании свободного рассказа допрашиваемому могут быть заданы вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний. Задавать наводящие вопросы запрещается.
Раздел 6. Изучить порядок и условия осуществления следственных действий при необходимости взаимодействия с органами дознания и следственными органами иностранных государств
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства является одной из основных задач Следственного комитета Республики Беларусь.
Основное место в международной деятельности занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере досудебного производства по уголовным делам. Это вопросы оказания различных видов правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь Следственный комитет Республики Беларусь определен одним из уполномоченных органов по осуществлению непосредственных сношений с центральными, территориальными и другими органами государств, являющихся участниками ряда международных договоров о правовой помощи по уголовным делам.
Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь Следственный комитет определен компетентным органом, уполномоченным на сношения с компетентными органами государств-участников Содружества Независимых Государств в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. в редакции Протокола к ней от 28 марта 1997 г. и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.
Кроме того, Следственный комитет Республики Беларусь является компетентным органом по заключенным в рамках Содружества Независимых Государств международным соглашениям в сфере борьбы с преступностью.
Взаимодействие Следственного комитета Республики Беларусь в вопросах оказания правовой помощи осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности. Правовые основы для оказания международной правовой помощи по уголовным делами на основе принципа взаимности определены в разделе XV Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
За время функционирования Следственного комитета удалось наладить конструктивное взаимодействие не только с правоохранительными органами государств-участников СНГ (Следственным комитетом Республики Армения, Следственным комитетом Российской Федерации, Следственным департаментом МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Азербайджанской Республики, Офисом Генерального прокурора Украины, Генеральной прокуратурой и МВД Республики Казахстан, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан, Генеральной прокуратурой Республики Таджикистан и др.), но и нашими коллегами из других государств.
Заключение
В ходе прохождения практики была достигнута цель практики, а именно: закрепление теоретических знаний, полученных во время учёбы, а также приобретение практических навыков работы по специальности «Правоведение». Для достижения цели практики были выполнены следующие задачи:
– изучить порядок возбуждения уголовных дел, а также порядок и условия принятия по таким делам последующих процессуальных решений. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить основания, процессуальный порядок и особенности проведения обыска. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить процессуальный порядок и особенности проведения осмотра места происшествия по делам о кражах. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить основания для соединения и выделения уголовных дел. Составить проекты соответствующих процессуальных документов;
– изучить практику планирования отдельных следственных действий и расследования преступлений на примере нескольких уголовных дел;
– изучить порядок и условия осуществления следственных действий при необходимости взаимодействия с органами дознания и следственными органами иностранных государств.
Для достижения поставленных задач применены следующие методы исследования: анализ и синтез, логический метод, формально-юридический, статистический.
Нормативной базой исследования являются нормы Конституции Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, а также иные нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
В результате прохождения практики особых недостатков в работе Островецкого РОСК выявлено не было, однако хотелось бы внести предложение относительно увеличения штата сотрудников и работников Следственного комитета. Так как ввиду увеличения преступлений в различных областях, а также нарушения прав и законных интересов граждан работа в Следственном комитете Республики Беларусь увеличивается в геометрической прогрессии, и работники Следственного комитета всегда вынуждены работать в сжатые сроки и в весьма ограниченных условиях.
1. Божьев, В. П. Уголовный процесс: учебник для академического бакалавриата / В. П. Божьев [и др.]. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 651 с.
2. Борико, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Борико. – Минск : Амалфея, 2012. – 399 с.
3. Брагин, А. П., Пронякин, А. Д. Уголовный процесс: учебно-практическое пособие / А. П. Брагин, А. Д. Пронякин. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 406 с.
4. Викторский, С. И. Уголовный процесс / С. И. Викторский. – 2-е, испр. и доп. – М. : Эксмо, 1912. – 671 с.
5. Лазарева, В. А. Уголовный процесс: учебник / В. А. Лазарева. – М. : ЮСТИЦИЯ, 2015. – 656 с.
6. Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право / П. А. Лупинская. – М.: Юрист, 2013. – 541 с.
7. Маркова, Т. Ю. Уголовный процесс: учебное пособие / Т. Ю. Маркова. – Москва : Эксмо, 2019. – 667 с.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. Уголовный процесс : учебник для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 432 с.
10. Шарафутдинов, Ш. Ф. Соединение и выделение уголовных дел и материалов в уголовном процессе : монография / Ш. Ф. Шарафутдинов. – СПб : Питер, 1988. – 87 с.
11. Шаталов, А. С. Уголовно - процессуальное право. Учебный курс в 3-х томах / А. С. Шаталов. – Т. 1. – М.: МПА-Пресс, 2013. – 474 с.
12. Шостак, М. А. Уголовный процесс. Особенная часть. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование / М. А. Шостак. – Минск : Акад. МВД Республики Беларусь, 2017. – 146 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Подразделения комитетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Шапка таблиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Талон о регистрации принятого заявления, сообщения о преступлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока разрешения материала проверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Шапка таблиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Талон о регистрации принятого заявления, сообщения о преступлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока разрешения материала проверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Постановление о прекращении уголовного преследования в части предъявленного обвинения и о выделении уголовного дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Постановление о возобновлении предварительного следствия и принятии дела к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Протокол осмотра места происшествия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Постановление о возобновлении предварительного следствия и принятии дела к своему производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Протокол осмотра места происшествия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты