ВВЕДЕНИЕ
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Исходя из учетной информации, можно прогнозировать показатели развития предприятия и выявить резервы повышения эффективности производства. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.
Учетно-технологическая практика проводилась в бухгалтерии ЧТУП «Молочный переулок», это позволило ознакомиться с вопросами производственной деятельности практикующего бухгалтера.
Основной целью практики является приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также привитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.
Основными задачами практики являются:
– изучение организационной структуры предприятия, ассортимента выпускаемой продукции, работ, услуг, их назначение и важнейшие характеристики;
– изучение различных видов технологических процессов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также важнейших технико-экономических показателей работы предприятия и их отражение в соответствующей документации.
Для достижения указанной цели было осуществлено:
– ознакомление со специализацией предприятия, организационной структурой и структурой управления производством;
– ознакомление с формой ведения бухгалтерского учета ЧТУП «Молочный переулок»;
– овладение практическими навыками документального оформления хозяйственных операций, сбора, обработки учетной информации и ее отражения в регистрах бухгалтерского учета по всем темам программы в условиях формы учета, применяемые на предприятии;
– научились практически оценивать действующую практику организации и состояния бухгалтерского учета на предприятии.
Объектом исследования является ЧТУП «Молочный переулок».
1. Организационно-правовая характеристика организации ЧТУП «Молочный переулок», её управленческая структура
Предприятие Частное торговое унитарное предприятие "Молочный переулок" (Частное предприятие "Молочный переулок"), УНП 491054792, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) 19.12.2012. Предприятие поставлено на налоговый учет 20.12.2012, включено в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) (ГРП). Адрес: Гомельская обл., г. Гомель, ул. Богдановича Максима, д. 22 а. Текущее состояние субъекта хозяйствования, согласно ЕГР, - "Действующий".
Полное наименование ЮЛ Частное торговое унитарное предприятие "Молочный переулок"
Сокращенное наименование ЮЛ Частное предприятие "Молочный переулок"
Фирменное наименование ЮЛ Молочный переулок
Полное наименование ЮЛ по-белорусски Прыватнае гандлёвае ўнітарнае прадпрыемства "Малочны завулак"
Сокращенное наименование ЮЛ по-белорусски Прыватнае прадпрыемства "Малочны завулак"
Фирменное наименование ЮЛ по-белорусски Малочны завулак
Код основного вида деятельности по ОКЭД 52110
Наименование основного вида деятельности по ОКЭД Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
Прежние виды деятельности (всего 1) c 19.12.2012 по 13.02.2015
51330 - Оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами
В управлении розничным предприятием выделяют три основных этапа. Это создание организационной структуры, наем персонала и управление им, а также управление операциями (операционный менеджмент), как финансовыми, так и нефинансовыми. При создании организационной структуры розничного предприятия определяют политику и задачи (функции), а также распределяют ресурсы, полномочия, ответственность и вознаграждение для того, чтобы эффективно и результативно удовлетворять потребности целевого рынка, сотрудников и руководства.
2. Технологические процессы деятельности организации
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающих стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижение подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль. Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях.
Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
1. операции с товарами до предложения их покупателям;
2. операции непосредственного обслуживания покупателей;
3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям.
К ним относят:
- Разгрузку транспортных средств;
- Доставку товаров в зону приемки;
- Приемку товаров по количеству и качеству;
- Доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
- Хранение товаров;
- Подготовку товаров к продаже.
3. Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности.
Правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности определяет Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
Действие данного Закона распространяется на организации. Однако отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия обязан руководитель организации. Для этого он вправе в зависимости от объема учетной работы:
• создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
• возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
• передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности».
Бухгалтерский учет в организации ведется на основании ее учетной политики. Каждая совершаемая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета – это комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией, при которых обеспечивается своевременное, полное и достоверное формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов при минимальных затратах труда и средств на ведение учета.
4. Организация делопроизводства
Делопроизводство — деятельность, обеспечивающая документирование работы компании. По правилам делопроизводства осуществляется документооборот, создаются, хранятся и используются документы. Понятие «делопроизводство» появилось еще несколько веков назад и подразумевает под собой действия по созданию документа и работой с ним.
Таким образом, делопроизводство – это широкое понятие, которое включает в себя всю «жизнь» документа: от создания до списания или уничтожения. Документооборот является частью делопроизводства и обозначает совокупность передвижений документов.
Стандарты делопроизводства установлены Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 (далее - Инструкция по делопроизводству) [1] и распространяют свое действие на государственные органы и иные организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 4 Инструкции по делопроизводству организации обязаны самостоятельно разработать инструкцию, определяющую порядок ведения делопроизводства (далее - внутренняя инструкция) и отражающую специфические особенности работы с документами, характерные для конкретной организации, предусматривающую порядок создания и оформления документов, документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности [1].
Все документы организации принимаются и обрабатываются централизованно специально создаваемой для этих целей службой, которую называют службой документационного обеспечения управления (ДОУ). Если документооборот небольшой, то эту функцию может выполнять один человек.
Для регламентации работы в сфере документационного обеспечения управления в организации должны быть разработаны и утверждены внутренняя инструкция по делопроизводству, положение о службе документационного обеспечения управления и должностные инструкции работников, выполняющих данные обязанности.
Работники несут персональную ответственность за невыполнение требований инструкции по делопроизводству, сохранность находящихся у них служебных документов. Руководитель организации несет ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в целом по предприятию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективное функционирование деятельности предприятия невозможно без соответствующей организации бухгалтерского учета. Учет – такой вид деятельности, целью которого является упорядочение информационных потоков для использования информации в управленческих решениях и сохранении для архива.
Изучив составляющие предмета исследования (организацию бухгалтерского учета на предприятии ЧТУП «Молочный переулок», и отражение полученных результатов хозяйственной деятельности в отчетности), можно сделать вывод, что учет ведется в соответствии с нормативами. На предприятии имеется учетная политика, состоящая из двух разделов: для бухгалтерского и для налогового учета.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется автоматизировано, с использованием учетной системы 1С Предприятие, формирующей учетные регистры синтетического и аналитического учета. Формирование конечных финансовых показателей Бухгалтерского баланса осуществляется на основании данных Главной книги.
В процессе прохождения практики был собран материал для проведения финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия. По итогам проведенного анализа получены результаты, что предприятие является достаточно ликвидным и платежеспособным, однако в отчетном году наблюдается снижение эффективности деятельности предприятия.
В процессе прохождения практики приобретены практические навыки велению финансовой работы, договорной работы, по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и проведению финансового анализа.
Следует отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета на объекте практики соответствует Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", а также не противоречит иным нормативно-правовым актам. Методика анализа в полной мере позволяет дать комплексную оценку показателям финансово-хозяйственной деятельности.
Достоинством в организации учета является автоматизация большинства участков учета с использованием автоматизации, в том числе на отдельных участках учетной работы – в среде «1С:Предприятие». Эффективность использования этой программы состоит в том, что автоматизированный учет на каждом участке учетных работ организуется параллельно с решением других учетных задач, и обработка бухгалтерской информации производится по всему комплексу счетов с выходом на баланс. Кроме того, данная программа позволяет наладить ведение многоуровневого аналитического учета в разрезе видов субконто (аналитики) к счетам.
1 Бухгалтерское дело: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования: практическое пособие / А.Н. Сушкевич. – 2-е изд., изм. – Мн.: Белстан, 2011. – 128 с.
2 Елисова, Т.А., Елисова, Т.В. Бухгалтерский учет. Практикум: учеб. пособие / Т.А. Елисова, Т.В. Елисова. - Минск: Выш. шк., 2011. – 384 с.
3 Левкович, О.А., Бурцева, И.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - Минск: Амалфея, 2016.
4 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З.
5 Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 г. № 18.
6 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 г. № 107.
7 Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. Постановлением Министерства труда РБ от 10.04.2000 № 47.
8 Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 27.02.2009 г. № 37/18/6.
9 Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденная Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 05.11.2010 г. № 162/131/37.
10 Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50.
11 Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.2014 г. № 48.
12 Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 г. № 115.
13 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 г. № 102.
14 Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов 30.04.2012 № 25, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь.
15 Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств от 30.04.2012 г. № 26.
16 Левкович, О.А., Бурцева, И.Н. Сборник задач по бухгалтерскому учету: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 9-е изд. – Минск: Амалфея, 2015. – 355 с.
17 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 г. № 80.
18 Папковская, П.Я. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П.Я. Папковская [и др.]; под ред. П.Я. Папковской. - Минск: РИПО, 2016. – 379 с.
19 Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств» (в ред. от 17.11.2014 № 81 ).