ВВЕДЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ В БУХГАЛТЕРИИ. ГРАФИК ДЛЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы организации бухгалтерского учета экономического субъекта и его бухгалтерской службы, формирования документов и текущей работы с ними относятся к основообразующим теоретическим и практическим учетным элементам. В связи с чем всегда актуальными являются профессиональные подходы в оценке места и роли, сущностного содержания этих вопросов.
Достаточно широко и привычно используются в учетной среде понятия «организация бухгалтерского учета», «бухгалтерская служба», «документы и документооборот» и пр.
Однако несколько оригинально выглядит одна из формулировок, представленных в профессиональном стандарте «Бухгалтер» [1].
Так, применительно к трудовой функции «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности» в составе необходимых умений главного бухгалтера указано «организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе», что заслуживает, по мнению автора, определенного осмысления и уточнения.
Применительно же к организации делопроизводства в бухгалтерии это понятие ассоциируется с необходимостью осуществления в его рамках документооборота, являющегося «формой реализации процесса делопроизводства» [4 , с. 3 ] , а также подчеркивается принадлежность организации делопроизводства в бухгалтерии к элементам учетной политики, то есть одному из способов ведения бухгалтерского учета [2, с. 3].
Как известно, организация бухгалтерского учета – определенная система мероприятий ( условий и элементов) по строения бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой, с учетом специфики работы экономического субъекта, его структуры, другими условиями и предпосылками.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ В БУХГАЛТЕРИИ. ГРАФИК ДЛЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, при формировании учетной политики организации применяются правила утвержден документооборот и технология обработки бухгалтерской информации.
В учетной политике, как правило, указывается, что порядок и сроки создания первичных учетных документов и передачи их для отражения в бухгалтерском учете определяются графиком (схемой) документооборота, утвержденным в установленном порядке. При этом график (схему) документооборота целесообразно выделить в отдельный документ и утвердить в качестве приложения к учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Фактический график рабочего процесса отражает систему рабочего процесса, разработанную в организации.
График включает перечень работ по созданию, проверке и обработке каждого из первичных документов, журналов, бухгалтерских книг, сводных документов, регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности головной организации, отдельных структурных подразделений и организации в целом; ответственные за это подразделения (сотрудники) с указанием их взаимоотношений и сроков выполнения этих работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существенным недостатком в организации первичного бухгалтерского учета является отсутствие графика документооборота. Законодательно, отсутствие графика, не влечет никаких негативных последствий. Однако, отсутствие графика может привести к нарушениям. График документооборота позволит разрабатывать инструкции о порядке и сроках сбора первичных данных, а также их регистрации; проводить проверку за своевременностью и правильностью оформления первичных документов, что, в свою очередь, позволит следить за сроками предоставления документов. Бесконтрольность в сфере документопотоков может привести к большому числу нарушений, которые в свою очередь могут повлечь негативные последствия. В качестве рекомендаций по усовершенствованию организации первичного учета может быть предложена разработка графика документооборота. Разработка графика документооборота осуществляется в несколько этапов:
1. Определение перечня документов;
2. Назначение ответственных лиц;
3. Определение сроков, в которые работник будет должен передать документ в бухгалтерию;
4. Выбор способа оформления графика.
Документооборот должен обеспечиваться техническими средствами обработки документов, в том числе персональный компьютер, принтер, сканер, ксерокс, факс. Документы, поступающие в организацию, необходимо направлять на первичную обработку, регистрацию, а затем на рассмотрение руководством и направление исполнителям.
Таким образом, график документооборота выступает одним из элементов системы внутреннего контроля. Сложность внедрения графика документооборота заключается в том, что не все сотрудники готовы его соблюдать, а так же возможная несбалансированность сроков исполнения.
1. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.14 № 1061н.
2. Верховцев А.В. Делопроизводство в бухгалтерии. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 172 с.
3. Богатая И.Н., Кузнецова Л.Н. Делопроизводство и бухгалтерия: учебное пособие. М.: Дело, 2002. 360 с.
4. Климова М.А. Делопроизводство в бухгалтерии. М.: Изд-во РИОР, 2004. 157 с.
5. Поленова С.Н. Об условиях рациональной бухгалтерской службы в субъектах экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 1.
6. Акатьева М.Д., Бирюков В.А. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. 2-е изд., переработанное и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. 258 с.
7. Федеральный закон «О бухгалтерском учета» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.12.2010 №186н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
10. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете: приказ Министерства финансов СССР от 29.07.1983 № 105.
11. Поленова С.Н. Формирование и оформление дел (документов) бухгалтерии и текущая работа с ними // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. № 2.
12. Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях: утверждены ФГБУ «НИИ труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.03.2014 № 003.
13. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2 / 2.4.1340-03: постановление Главного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.
14. Акатьева М.Д. Бухгалтерский учет: учебн. пособие. М.: Московский государственный университет печати, 2009.
15. Акатьева М.Д. История развития бухгалтерского учета: учебное пособие. М.: Московский государственный университет печати, 2010.
16. Акатьева М.Д. Категория бухгалтерского дела в системе управления экономического субъекта // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 43. С. 2–6.