Индивидуальное задание:
11 Направления совершенствования управления системой образования Гомельского региона
11.1 Анализ развития системы образования в Гомельской области
11.2 Оценка состояния участия Республики Беларусь и Гомельского региона в Болонском процессе и выполнения требований Дорожной карты
11.3 Рекомендации по совершенствованию управления системой образования в рамках Болонского процесса в Гомельском регионе
Список использованных источников
11 Направления совершенствования управления системой образования Гомельского региона
11.1 Анализ развития системы образования в Гомельской области
Беларусь имеет развитую систему образования, которая обеспечивает подготовку широкого круга специалистов, готовых эффективно работать в современном мире. Уровень грамотности взрослого населения, по данным переписи, составляет 99,6 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98 %. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Высшее образование в республике является престижным и доступным.
13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании. Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:
- государственно-общественный характер управления;
- обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
- повышение качества образования для каждого [2].
В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования. В настоящее время в стране работают около 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание около 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают более 200 тыс. работников системы образования.
Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.
В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.
1. Болонский процесс. Что это такое и зачем он Беларуси [Электронный ресурс] // Беларуский журнал. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://journalby.com/news/bolonskiy-process-chto-eto-takoe-i-zachem-belarusi-769. – Дата доступа: 07.11.2017.
2. Высшее образование в Беларуси [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/university_ru. – Дата доступа: 07.11.2017.
3. Имплементация требований Дорожной карты в проекте Кодекса об образовании [Электронный ресурс] // Общественный болонский комитет. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://bolognaby.org/images/uploads/2017/03/BIBC_Roadmap_Code_of_Education_2017.pdf. – Дата доступа: 07.11.2017.
4. Интернет-портал Общественного болонского комитета [Электронный ресурс] // Общественный болонский комитет. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://bolognaby.org/. – Дата доступа: 07.11.2017.
5. Официальная статистика об образовании [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/. – Дата доступа: 07.11.2017.
6. Belarus & European higher education area [Электронный ресурс] // Республиканский институт Высшей школы. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://nihe.bsu.by/index.php/ru/belarus-european-higher-education-area. – Дата доступа: 07.11.2017.
7. European higher education area and Bologna process [Электронный ресурс] // EHEA. – Italy, 2017. – Режим доступа: http://www.ehea.info/. – Дата доступа: 07.11.2017.