ВВЕДЕНИЕ
1.1 Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
1.2 Изучение Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», нормативных правовых актов по вопросам укрепления законности, усиления борьбы с преступностью
1.3 Изучение структуры, задач и основных направлений деятельности милиции
1.4 Изучение общих условий прохождения службы в милиции, права и обязанности сотрудников органов внутренних дел
1.5 Изучение организации работы дежурной службы, порядка приема и регистрации поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, организации выезда оперативных групп
1.6 Изучение организации работы криминальной милиции
1.7 Изучение организации работы милиции общественной безопасности
1.8 Изучение организации работы подразделений дознания органов внутренних дел
1.9 Изучение форм и методов взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, судами, комиссиями по делам несовершеннолетних
Значительным вкладом в профилактическую деятельность МОБ ОВД, является проведение иных комплексных акций профилактической направленности, реализуемых не только во взаимодействии с заинтересованными службами ОВД, но и с использованием ресурсов государственных ведомств, учреждений и общественных формирований, в том числе и правоохранительной направленности
1.10 Изучение правил хранения и учета документов, вещественных доказательств и изъятых ценностей
1.11 Изучение порядка возбуждения уголовного дела. Составление проекта постановления о возбуждении уголовного дела и уведомления потерпевшего о возбуждении уголовного дела
1.12 Ознакомление с организацией и методами производства осмотра места происшествия и применения научно-технических средств. Составление проекта протокола осмотра места происшествия
1.13 Присутствие при проведении следственных действий: допрос свидетеля, очная ставка, проверка показаний на месте, предъявление для опознания. Составление проектов соответствующих процессуальных документов
1.14 Составление различных запросов, сопроводительных писем, ходатайств, повесток, рапортов, докладных записок и др
1.15 Изучение форм и методов профилактической работы органов внутренних дел
1.16 Изучение форм и методов работы инспекции по делам несовершеннолетних
1.17 Сбор необходимой информации для написания дипломной работы. Оформление проектов необходимых процессуальных документов
1.18 Оформление отчета. Утверждение отчета руководителем. Получение отзыва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В учебном процессе преддипломная практика – одна из важнейших составляющих подготовки квалифицированных специалистов в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в юриспруденции.
Это неотъемлемый этап подготовки к самостоятельной работе, поскольку позволяет приобрести наравне с уже полученными теоретическими знаниями практические навыки, необходимые впоследствии в профессиональной деятельности. Практика позволяет не только ознакомиться с работой тех или иных организаций и их органов, но и увидеть, каким образом изученные ранее нормативные предписания и принципы реализуются на практике.
Базой практики являлась Инспекция по делам несовершеннолетних Новополоцкого отдела внутренних дел.
Непосредственным руководителем практики от организации является ФИО.
Практика проводилась с 12.02.2018 по 08.04.2018.
Целью практики является обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по юридическим специальностям; закрепление, расширение и систематизация полученных знаний; сбор материала для курсовых и дипломных работ.
1.1 Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики в виде следующих:
- ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка;
- ознакомление с организационными документами;
- ознакомление с локальными нормативными правовыми актами;
- заполнение дневника практики.
1.2 Изучение Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», нормативных правовых актов по вопросам укрепления законности, усиления борьбы с преступностью
Мной изучался Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», а также нормативные правовые акты, направленные на укрепление законности, а также усиливающие борьбу с преступностью.
Так, к таким актам следует отнести:
- Конституция Республики Беларусь;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь;
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь;
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Закон № 433-З от 28 октября 2008 г. № 433-З "Об основах административных процедур";
- Закон Республики Беларусь N 236-З от 04.11.2003 г. "О государственной дактилоскопической регистрации".
1.3 Изучение структуры, задач и основных направлений деятельности милиции
Мной была изучена структура, задачи и основные направления деятельности милиции.
Так, милиция Республики Беларусь - государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Основными задачами милиции являются:
- охрана общественного порядка;
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
- обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
- защита всех форм собственности от противоправных посягательств;
- предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;
- оказание на условиях и в порядке установленных законодательством помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации, возложенных на них обязанностей;
- исполнение уголовных наказаний в пределах своей компетенции.
Структура отдела внутренних дел
Отдел внутренних дел Новополоцкого отдела внутренних дел входит в систему милиции Республики Беларусь и включает:
- криминальную милицию (уголовный розыск, отдел по экономическим преступлениям, эксперт-криминалист);
- милицию общественной безопасности (дежурная часть, инспекция по делам несовершеннолетних, служба участковых, служба дознания, разрешительная служба);
- специальную милицию (государственная автомобильная инспекция).
1.4 Изучение общих условий прохождения службы в милиции, права и обязанности сотрудников органов внутренних дел
В ходе прохождения практики мной изучались общие условия прохождения службы в органах внутренних дел, а также права и обязанности их сотрудников.
Сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право, например:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
- проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
- производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
- вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
- проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитена и в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь;
Основными обязанностями сотрудника органов внутренних дел являются:
- принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия;
- сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.
1.5 Изучение организации работы дежурной службы, порядка приема и регистрации поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, организации выезда оперативных групп
Мной была изучена работу дежурной службы, а также порядок приема, регистрации поступающих заявлений, сообщений и совершенных преступлениях, изучена организация выезда оперативных групп.
Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информация о происшествиях принимаются круглосуточно в оперативно-дежурной службе старшими оперативными дежурными, оперативными дежурными, старшими инспекторами-дежурными, инспекторами-дежурными, их помощниками или сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке в составе штатного (далее - оперативный дежурный) и суточного наряда, иными сотрудниками по указанию начальника органов внутренних дел, а в отделениях внутренних дел на транспорте и линейных пунктах - по решению начальника соответствующего отдела внутренних дел на транспорте.
При непосредственном обнаружении сведений, указывающих на признаки преступления (в том числе по сообщениям, распространенным в средствах массовой информации) либо административного правонарушения, и отсутствии заявителя либо отказе пострадавшего, его законного представителя либо представителя юридического лица от написания заявления (подписания протокола устного заявления) сотрудники органов внутренних дел составляют рапорты, в которых указывают обстоятельства произошедшего.
В соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел обязаны принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них.
1.6 Изучение организации работы криминальной милиции
Мной изучалась работа криминальной милиции.
Криминальная милиция решает задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, установления лиц, их совершивших, розыска обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, идентификации неопознанных трупов.
В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.
1.7 Изучение организации работы милиции общественной безопасности
Милиция общественной безопасности решает следующие задачи:
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений;
- организация исполнения и отбывания наказаний в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, кроме предусмотренных законом случаев, когда исполнение данного вида наказания осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы, исполнения иных мер уголовной ответственности;
- участие в пределах компетенции в установлении лиц, совершивших преступления, осуществлении розыска обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, указанных в абзаце пятом настоящей части, или иных мер уголовной ответственности, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
- обеспечение содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
1.8 Изучение организации работы подразделений дознания органов внутренних дел
Мной изучалась организация работы подразделений дознания органов внутренних дел.
Так, лицо, производящее дознание, по возбужденному уголовному делу производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления:
- осмотр,
- обыск,
- выемку,
- наложение ареста на имущество,
- почтово-телеграфные и иные отправления,
- прослушивание и запись переговоров.
1.9 Изучение форм и методов взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, судами, комиссиями по делам несовершеннолетних
В ходе изучения форм, а также методов, при которых органы внутренних дел взаимодействуют с общественными формированиями, судами, комиссиями по делам несовершеннолетних.
Что касается работы с комиссиями по делам несовершеннолетних, то такая деятельность более подробно рассмотрена в индивидуальном задании к отчету по практике.
1.10 Изучение правил хранения и учета документов, вещественных доказательств и изъятых ценностей
Вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколах осмотра и других следственных действий, по возможности сфотографированы и приобщены к уголовному делу постановлением (определением) органа, ведущего уголовный процесс. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле и передаваться вместе с ним.
Если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, они должны быть сфотографированы, по возможности упакованы, опечатаны и храниться в месте, указанном органом, ведущим уголовный процесс. К делу может быть приобщен образец вещественного доказательства. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна быть соответствующая справка.
Вещественные доказательства хранятся до вступления приговора в законную силу или до истечения срока на обжалование постановления или определения о прекращении производства по уголовному делу, но не более трех лет. В случаях, когда спор о праве на предмет подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественные доказательства хранятся до вступления в законную силу решения суда.
1.11 Изучение порядка возбуждения уголовного дела. Составление проекта постановления о возбуждении уголовного дела и уведомления потерпевшего о возбуждении уголовного дела
При наличии поводов и оснований, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.
2. В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, данные о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю.
3. В постановлении о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения лица статья Уголовного кодекса не указывается.
1.12 Ознакомление с организацией и методами производства осмотра места происшествия и применения научно-технических средств. Составление проекта протокола осмотра места происшествия
Осмотр осуществляется на месте производства следственного действия. Если для проведения осмотра потребуется продолжительное время или осмотр на месте обнаружения следов преступления и иных материальных объектов значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место.
В необходимых случаях при осмотре используются научно-технические средства, проводятся измерения, составляются планы и схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов. При возможности изымаются сами следы вместе с предметом или его частью.
1.13 Присутствие при проведении следственных действий: допрос свидетеля, очная ставка, проверка показаний на месте, предъявление для опознания. Составление проектов соответствующих процессуальных документов
Был проведен допрос свидетеля Ковалевой Аллы Сергеевны допрошена в качестве потерпевшей по уголовному делу № 120151800135, возбужденному по факту совершения грабежа, соединенного с насилием, не опасным для здоровья потерпевшего, совершенный группой лиц с проникновением в жилище. (Приложение 8).
1.14 Составление различных запросов, сопроводительных писем, ходатайств, повесток, рапортов, докладных записок и др.
В течение практики мной составлялись проекты различных документов:
1. Рапорт
2. Протокол опроса Бузук А.М.
3. Протокол опроса Бузук А.А.
4. Протокол изъятия вещей и документов
5. Протокол опроса Бузук А.М.
6. Запрос о наличии сведений в единой государственном банке данных о правонарушениях в отношении проверяемого лица.
1.15 Изучение форм и методов профилактической работы органов внутренних дел
Данная деятельность осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Соотношение понятий «профилактика правонарушений» и «предупреждение правонарушений» может быть представлено как взаимосвязь части и целого, особенного и общего. Целое (общее) – это предупреждение, а часть (особенное) – профилактика. То же самое касается понятий «предотвращение» и «пресечение». Они также являются частью общего процесса специально-криминологического предупреждения преступности и проявляются не только как конкретные понятия, но и как конкретные виды предупредительной деятельности.
1.16 Изучение форм и методов работы инспекции по делам несовершеннолетних
Более подробно работа данного подразделения будет рассмотрена ниже, однако следует указать на формы и методы работы данной инспекции.
1. Ранняя профилактика правонарушений.
Нейтрализация окружающей отрицательной среды (семьи, друзей), устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания. Личность подростка на данном этапе характеризуется еще положительно. Он не совершает аморальных и противоправных поступков, но его окружение или условия жизни и воспитания, положение в микросреде вызывают обеспокоенность, т.е. позволяют прогнозировать интенсивную деформацию личности (например, лишение родительских прав на основании статьи 80 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье»).
На уровне ранней профилактики в системе государственных органов государственные учреждения образования являются ведущим звеном.
2. Непосредственная профилактика.
1 этап – работа с подростками, имеющими деформации нравственного и правового сознания, уже сформировавшиеся устойчивые аморальные и противоправные ценностные ориентации. Они совершают правонарушения и, как правило, стоят на учете в ИДН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
В процессе ее прохождения мной было определено, как «работает» норма права в той или иной ситуации, что лишь неукоснительное и точное соблюдение закона позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов граждан.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
При прохождении практики мне представилась возможность ознакомиться с основными направлениями работы базы преддипломной практики, закреплению моих знаний по административному, гражданскому, трудовому праву Республики Беларусь.
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
В Республике Беларусь предусмотрена целенаправленная профилактическая работа в отношении детей и подростков, не достигших совершеннолетия, а также комплекс предупредительных мер в отношении несовершеннолетних.
Семья - это приоритетная составляющая любого государства. Основная ценность настоящей семьи - дети. Соблюдение их прав составляет неотъемлемую часть формирования здоровой нации [1, с. 2].
Несмотря на проводимую государством социальную политику, которая касается семейных правоотношений, защита прав несовершеннолетних остается на низком уровне, что подтверждается увеличением семейного неблагополучия и сиротства.
Один из важнейших элементов программ и мероприятий, направленных на стабилизацию семейного благополучия, - соблюдение и защита прав детей. В силу закона это обязанность органов опеки и попечительства, прокуратуры и т.д.
Любое общество и государство, проводя социально-правовую политику в отношении защиты прав детей, способствует развитию высокой правовой культуры граждан. В настоящее время всесторонняя и полная реализация прав ребенка - одна из актуальных проблем в Республике Беларусь. Экономическая нестабильность отрицательно сказывается на семейно-бытовых отношениях и благополучии семьи.
В первую очередь обеспечение прав детей в семье возложено на родителей, стимулятором для этого служат определенные Конституцией Республики Беларусь обязанности по воспитанию, заботе, развитию и обучению несовершеннолетних [2, ст. 32].
В случае невыполнения родителями таких обязанностей наступает ответственность согласно требованиям ст. 65Кодекса Республики Беларусь о браке и семье [3]. Среди мер ответственности рассматривают, во-первых, изъятие ребенка из семьи без лишения родителей родительских прав; во-вторых, лишение родительских прав.
Важнейшую роль в соблюдении прав несовершеннолетних играют законные представители, а также государство в лице органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних. Родительские права не могут вступать в противоречие с интересами детей. Обеспечение этих интересов должно быть предметом основной заботы родителей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию [2, ст. 32; 3, ст. 66-1].
Изъятие ребенка из семьи осуществляется, когда он находится в социально опасном положении [4, часть первая п. 1]. Под таким положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности (например, в безопасности, надзоре (уходе), надлежащих бытовых условиях и т.д.);
- ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления, по причине отсутствия надзора за поведением и образом жизни;
- родители (единственный родитель) либо иные законные представители ведут аморальный образ жизни, оказывающий вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, иным образом ненадлежащее выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья [3, ст. 67].
1. Дубровская, И.А. Права ребенка: пособие / И.А.Дубровская. - М.: ГроссМедия: РОСБУХ, 2008. - 176 с.
2. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. - 62 с.
3. КодексРеспублики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., N 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
4. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях [Электронный ресурс]: ДекретПрезидента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., N 18: в ред. от 23.02.2012 N 2 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
5. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них [Электронный ресурс]: ЗаконРесп. Беларусь, 4 янв. 2010 г., N 104-З: в ред. от 15 июля 2015 г. N 294-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
6. Конвенцияо правах ребенка [Электронный ресурс]: [заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
7. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ЗаконРесп. Беларусь, 21 дек. 2005 г., N 73-З: в ред. от 18 июля 2016 г. N 411-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2018. - N 2. - 2/1170.
8. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник / Л.М.Пчелинцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 688 с.
9. О правах ребенка [Электронный ресурс]: ЗаконРесп. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., N 2570-XII: в ред. от 11 мая 2016 г. N 362-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
10. Дроздова, О.А. Правовая природа ограничения родительских прав / О.А.Дроздова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - N 10. - С. 253 - 257.