ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика проходила в отделе образования, спорта и туризма Дрогичинского районного исполнительного комитета. Отдел образования, спорта и туризма Дрогичинского РИК является самостоятельным структурным подразделением Дрогичинского районного исполнительного комитета. На данный отдел возлагаются обязанности по проведению и реализации государственной политики в сфере образования, спорта и туризма. Отдел создан на основании решения Дрогичинского райисполкома от (дата, номер, название документа о создании отдела образования, спорта и туризма). Отдел подчиняется Дрогичинскому райисполкому, управлению образования, управлению физической культуры, спорта и туризма Брестского областного исполнительного комитета.
Отдел является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, бланки со своим наименованием.
При прохождение практики передо мно были поставлены такие цели, как:
- повышение своей правовой и общей культуры, социальной активности;
- закрепление практических умений и навыков в области государственно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых знаний.
Основными задачами преддипломной практики являются такие задачи, как:
- изучение организации и управления производством;
- проверка возможностей будущего специалиста самостоятельно выполнять профессиональные функции;
- закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, привитие им необходимых умений и навыков по специальности, организаторской деятельности в трудовом коллективе;
- сбор информации и подготовка документов для выполнения индивидуального задания "Охарактеризовать порядок ведения трудовых книжек работников".
РАЗДЕЛ 1 СТРУКТУРА И ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА ДРОГИЧИНСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
Отдел образования, спорта и туризма Дрогичинского РИК является самостоятельным структурным подразделением Дрогичинского районного исполнительного комитета. На данный отдел возлагаются обязанности по проведению и реализации государственной политики в сфере образования, спорта и туризма. Отдел создан на основании решения Дрогичинского райисполкома от (дата, номер, название документа о создании отдела образования, спорта и туризма). Отдел подчиняется Дрогичинскому райисполкому, управлению образования, управлению физической культуры, спорта и туризма Брестского областного исполнительного комитета.
Отдел является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, бланки со своим наименованием.
Отдел вправе от своего имени заключать договора. Приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и международном арбитражном (третейском) суде, выступать учредителем учреждений образования, физической культуры и спорта.
Задачами отдела образования спорта и туризма Дрогичинского района являются:
Реализация принципов государственной политики в сфере образования, воспитания, охраны детства, физической культуры, спорта и туризма;
Разработка стратегии по реализации единой государственной политики в сфере образования, спорта и туризма;
Осуществление контроля в сфере образования, охраны детства, физической культуры, спорта и туризма;
Обеспечения выполнения государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области образования;
РАЗДЕЛ 2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЮРИСТА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА ДРОГИЧИНСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
В мои должностные полномочия юриста отдела образования, спорта и туризма входили следующие обязанности:
Юрисконсульт:
1. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера.
2. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.
3. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств.
4. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности.
5. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
6. Выполняет разовые служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Порядок документооборота юрисконсульта в отделе образования, спорта и туризма Дрогичинского райисполкома:
Разработка проектов договоров, рассмотрение и проверка поступивших от другой стороны договора;
Регистрация договоров в журнале регистрации договоров;
(В случае несоответствия договора требованиям отдела он дорабатывается путем подписания протокола разногласий или дополнительного соглашения)
Согласование договора с главным бухгалтером;
РАЗДЕЛ 3 Основные направления деятельности юридической службы
При прохождении практики, мною осуществлялись должностные обязанности юриста. Основные направления моей юридической работы включали в себя выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования принимаемых решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера. На практике мною было выяснено, что специфика юридической службы отдела образования состоит в том, что, зачастую, принимаемые ею решения, итоги ее работы, отражаются не только на работе самого отдела, но и многих других организаций, государственных или частных, с которыми в своей деятельности плотно взаимодействует отдел образования, спорта и туризма.
Наиболее наглядно это демонстрируется через формулирование основных направлений деятельности юридической службы, которые состоят в:
- обеспечении реализации государственной кадровой политики в системе образования и спорта района;
- кадрово-юридическом обеспечении деятельности отдела образования, спорта и туризма;
- обеспечении составления банка данных о количественном и качественном составе педагогических кадров, определения перспективной и текущей потребности в педагогических кадрах;
- обеспечение выполнения целевой программы «Кадры».
- организации работы по аттестации руководящих кадров, по формированию резерва руководящих кадров
- осуществлении контроля и организации работы в отделе с обращениями граждан;
- контроля за соблюдением норм трудового законодательства в учреждениях образования и спорта.
И это только те функции юриста, что касаются исполнения и реализации основных функций отдела образования, спорта и туризма. Помимо этого, на юридическую службу были возложены и другие, внутриорганизационные, обязанности. Наиболее полно они сформулированы в п. 2 Типового положения о юридической службе, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 №2070 (Приложение 1).
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Порядок ведения трудовых книжек в отделе образования, спорта и туризма, как и в других государственных органах и организациях, осуществляется на основании Иснтрукции о порядке ведения трудовых книжек сотрудников. Данный нормативный акт, уствержденный Постановлением Министерства труда Республики Беларусь, в полной мере регулирует вопрос порядка ведения трудовых книжек.
Инструкцией установлено, что трудовые книжки должны быть заведены на всех сотрудников, работающих у нанимателя свыше пяти дней, если работа у этого нанимателя является для работника основной. Если лицо принимается на работу уже не в первый раз, такой гражданин, обязан предъявить нанимателю оформленную в установленном порядке трудовую книжку.
Прием на работу без трудовой книжки не допускается, если иное не предусмотрено Инструкцией.
Лицу, впервые поступающему на работу, на основании приказа о приеме на работу нанимателем заполняется трудовая книжка утвержденного образца республиканской трудовой книжки 1995 года.
На внештатных работников трудовые книжки ведутся наряду с общими требованиями при условии, что они подлежат государственному социальному страхованию.
На лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, трудовые книжки не заполняются. При наличии трудовой книжки записи о работе по гражданско-правовым договорам в них не вносятся.
Определенный порядок требуется также соблюдать и при заполнении трудовых книжек. Причиной этого является тот факт, что трудовые книжки содержат в себе крайне важную информацию, на основании которой работнику, при выходе на пенсию, будут рассчитываться пенсионные выплаты.
За ненадлежащие заполнение трудовой книжки даже предусмотрена административная ответственность.
Такое отношение кажется разумным и логичным. Хотя на текущий момент, с настоящим уровнем развитии техники, атоматизации и компьютеризации при учете персональных данных граждан в государственных органах учета, такой подход кажется немного излишним - поскольку трудовые книжки больше не являются единственным наиболее достоверным источником информации о трудовом стаже работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе прохождения преддипломной практики в Отделе образования, спорта и туризма Дрогичинского районного исполнительного комитета, ознакомился с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Отдела, ознакомился с его структурой, с должностными обязанностями сотрудников, изучил работу управления и принимал участие в рассмотрении проектов нормативных правовых актов.
Получил более широкое представление о деятельности Отдела образования, а также о его компетенции.
Приобрел навыки работы с обращениями граждан, а также коммуникативные навыки. Занимался подготовкой писем от имени Отдела образования. Участвовал совместно с сотрудниками данного управления в проведении обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов и даче заключений по ним.
Разрабатывал и принимал участие в разработке документов правового характера. Участвовал в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества Отдела. Вел работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производил отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливал справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Осуществлял информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакамливал должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультировал работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливал заключения, оказывал содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера. Выполнял разовые служебные поручения своего непосредственного руководителя.
В рамках прохождения практического обучения в Отделе образования, спорта и туризма ознакомился и изучил необходимые нормативно-правовые акты.
Нормативные акты:
1. Конституция Республики Беларусь: Основной закон Респ. Беларусь, 15 марта 1994г. (в ред. 17.11.2004) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998г., №218-З (в ред. от 05.01.2013) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ.Беларусь, 21 апр. 2003г., № 194-З (в ред. 28.08.2012) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 26 июл. 1999г., № 296-З (в ред. 05.01.2013) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 09 июл. 1999г., № 275-З (в ред. 26.10.2012) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 1998г., № 219-З (в ред. 06.06.2012) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
7. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь от от 13.07.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
8. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 18 окт. 1994 г., № 3321-XII (в ред. от 26.12.2007) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
9. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000г., № 361-З (в ред. от 02.07.2009) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
10. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 (в ред. от 13.02.2012) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
11. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»): Декрет Президента Респ. Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (в ред. от 24.01.2013) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 01 сентября 2010 г., № 450 (в ред. от 08.01.2013) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
13. О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 декабря 2008 г. № 2070 (в ред. от 20.03.2012) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
14. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 19 января 2009г. № 4 (в ред. от 15.01.2013) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
15. Типовые правила внутреннего трудового распорядка: утверждены постановлением Министерства труда Респ. Беларусь, 5 апр. 2000 г., № 46 (в ред. от 07.07.2010) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
Справочная литература
16. Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: курс лекций /Т.Н.Важенкова - в 2-х ч. - Минск: «Дикта», 2007.
17. Василевич С.Г. Юридическая служба в организации / С.Г.Василевич // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
18. Беляева, О. А. Договорная работа на предприятии: практические рекомендации в вопросах и ответах. О. А. Беляева; под ред. В. Б. Ляндреса. – Москва: Контрак : Инфра-М, 2009.
19. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие . М., Финансы и статистика, 2003.
20. Браим, И.Н. Культура делового общения. Мн., ИП «Экоперспектива», 1998.
21. Гайдук, Ю.Н. Правовая работа в организации (на предприятии). Мн., Амалфея, 2008.
22. Гайдук, Ю.Н. Эффективный юридический департамент: факторы стабильности / Ю.Н.Гайдук // Промышленно-торговое право, 2010, № 01.
23. Демко, А.В. Трудовые отношения и их особенности: практическое руководство в помощь нанимателю и работнику /А.В.Демко - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
24. Кацубо, С.П. и др. Вопросы деятельности юридической службы на предприятии. Промышленно-торговое право. 2002, № 3, 4.
25. Кеник, К.И. Справочник по трудовому праву /К.И.Кеник - Минск: «Дикта».-2006.
26. Кобликов, А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М., Норма, 2004.
27. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Книга 1 / под редакцией В.Ф.Чигира. Мн., 2000.
28. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн., 2000.
29. Комментарий к Хозяйственно процессуальному кодексу Республики Беларусь / Под ред. Бойко В.В., Каменкова В.С., Колядко И.Н., Мн., 1999.
30. Лавриненко, В.И. Психология и этика делового общения. М., ЮНИТИ, 1997.
31. Липень, Л.И. Справочник юрисконсульта. – 3-е изд., перераб. и доп. Мн., 2008.
32. Липень, Л.И. Образцы договоров, используемых в хозяйственной деятельности – 9 изд., пераб. и доп.. Мн., Амалфея, 2007.
33. Овечко, В.М. О некоторых вопросах претензионно-исковой работы на предприятии / В.М.Овечко // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
34. Пугинский, Б.И., Неверов, О.Г. Правовая работа: учебник. М., ИКД «Зерцало-М», 2004.
35. Разу, М.Л. Договорная работа: организация, технология, управление. Учебно-практическое пособие. ФБК-Пресс, М., 2005.Цветков И.В. Договорная работа. Учебник для вузов. М., Проспект, 2010.
36. Титиевский, А.Н. Организация правовой работы на предприятии. М. 2003 г.
37. Щербачева, Л.В. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях. М., Юнити, 2006.
38. Шишко, Г.Б., Кеник, К.И., Войтик, А.А. Юридическая служба предприятия. Мн.Книжный дом. 2003.