ВВЕДЕНИЕ
Я, учащийся ______ курса ________ отделения специальности «Правоведение» частного учреждения образования «Колледж бизнеса и права», согласно учебному плану в период с ____________ 2018 года по ___________ 2018 года проходил преддипломную практику в Государственном лесохозяйственном учреждении «Гомельский лесхоз» (далее – ГЛХУ Гомельский лесхоз).
Гомельский лесхоз был организован в октябре 1936 года на базе лесов Гомельского леспромхоза и лесов местного значения согласно Постановления Совета Народных комиссаров.
Гомельский лесхоз в своей лесохозяйственной и промышленной деятельности подчинен Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Гомельскому государственному производственному объединению – ГГПЛХО Гомельский лесхоз расположен на территории Гомельского, Добрушского, Речицкого административных районов и г. Гомеля.
Площадь лесхоза 114,548 тыс. гектар. Протяженность территории лесхоза с севера на юг-83 км, с востока на запад – 85 км.
Основной задачей деятельности лесхоза является высокопрофессиональная, качественная организация ведения лесного хозяйства, направленная на достижение главной цели: сохранение и создание на территории лесхоза высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, отвечающих высоким экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства.
Главнейшей функцией ГЛХУ «Гомельский лесхоз» управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в системе Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.
Главной целью ГЛХУ «Гомельский лесхоз» является сохранение и создание на территории лесного фонда высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых, оптимального видового и возрастного состава лесов и лесной фауны, отвечающих современным экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства с учетом основных требований, предъявляемых законодательством к ведению лесного хозяйства.
Основной задачей ГЛХУ «Гомельский лесхоз» является качественная организация ведение лесного хозяйства, направленная на достижение главной цели хозяйствования.
Государственный лесной фонд Гомельского лесхоза разделен на 12 лесничеств:
1 Законодательство, регулирующее деятельность организации. Структура организации. Учредительные документы
1. Законодательство, регулирующее деятельность организации.
На сегодняшний день правовая база, определяющая деятельность лесных хозяйств в Республике Беларусь, включает в себя следующие документы:
− Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г;
− Лесной кодекс Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З;
− Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире»;
− Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире»;
− Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства».
− Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 215 «Об утверждении Государственной программы «Белорусский лес» на 2016–2020 годы»;
− Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 «Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь» и т.д.
2. Структура организации.
Государственное лесохозяйственное учреждение «Гомельский лесхоз» организован в октябре 1936г. Постановлением СНК СССР лесхоз расположен на территории Гомельского, Добрушского и Речицкого районов. Площадь лесного хозяйства составляет 113,4 тыс. гектаров.
Управление лесным хозяйством осуществляется директором.
Основная деятельность лесхоза – это управление лесами, учет, охрана, защита и воспроизводство лесов и осуществляется она за счет средств республиканского бюджета.
Для выполнения возложенных задач лесхоз занимается предпринимательской деятельностью, способствующей достижению главных целей его деятельности.
Основными структурными подразделениями лесхоза являются лесничества. Лесничества осуществляют весь комплекс организационных, контрольных, производственно-хозяйственных мероприятий по ведению лесного хозяйства на закрепленной за ними территории лесного фонда. Всего в Гомельском лесхозе двенадцать лесничеств, которыми руководят лесничие.
2 Организация делопроизводства в организации
Делопроизводство в организации – это работа с документацией, от создания до передачи в архивы.
Кадровая документация в ГЛХУ Гомельский лесхоз фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление (например, прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, командировка, отпуск, увольнение и другие).
Любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя.
Большинство кадровых документов содержит информацию, обладающую высокой социальной значимостью. Поэтому отношение к работе с такими документами должно быть чрезвычайно серьезным. Поскольку от правильности заполнения кадровых документов зависит подтверждение определенных юридических фактов, на основе которых возникают те или иные права работника.
Ведение кадрового делопроизводства позволяет эффективно решить сразу несколько задач:
− документально оформить трудовые отношения, формализовать кадровые процедуры у конкретного работодателя;
− построить стройную систему управления персоналом, отвечающую стратегическим задачам ГЛХУ Гомельский лесхоз;
− регламентировать взаимоотношения работника и работодателя;
− создать организационно-правовые основы трудовой деятельности как для работников, так и для работодателя;
− разрешить трудовые споры.
По основным кадровым процедурам различают следующие виды кадровых документов:
1. Документация по приему на работу:
− заявление о приеме на работу;
− приказ о приеме на работу.
2. Документация по переводу на другую работу:
− заявление о переводе на другую работу;
− представление о переводе на другую работу;
− приказ о переводе на другую работу.
3. Документация по увольнению с работы:
− заявление об увольнении;
− приказ об увольнении.
3 Порядок подготовки и принятия локальных правовых актов
ГЛХУ Гомельский лесхоз является одним из крупных лесничеств на территории Республики Беларусь, которая организует свою деятельность по всем направлениям на общереспубликанском уровне через разветвленную сеть обособленных подразделений. ГЛХУ Гомельский лесхоз обладает развитой системой локальных нормативных правовых актов, которая базируется на упорядоченной и регламентированной работе по их подготовке, принятию, учету и систематизации.
Указанная работа проводится в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, принятия, учета и систематизации локальных правовых актов ГЛХУ Гомельский лесхоз, утвержденной распоряжением директора ГЛХУ Гомельский лесхоз.
Все локальные правовые акты (далее – ЛПА), которые издаются в ГЛХУ Гомельском лесхозе, подразделяются на нормативные и ненормативные.
Нормативный ЛПА издается в виде распоряжения либо приказа (при этом распоряжением (приказом) могут утверждаться инструкции, положения, методические указания, правила осуществления деятельности, соглашения и коллективного договора с соответствующим профсоюзом).
Ненормативный ЛПА издается в виде приказа, распоряжения, руководящего указания, методических указаний.
Все ЛПА ГЛХУ Гомельского лесхоза подлежат учету, а нормативные также и систематизации.
Организация работы над проектом ЛПА.
Решение о необходимости разработки проекта ЛПА, внесения в него изменений и (или) дополнений принимается директором ГЛХУ Гомельского лесхоза, заместителями директора самостоятельно или по докладным запискам руководителя структурного, обособленного подразделения ГЛХУ Гомельского лесхоза, содержащим обоснования целесообразности подготовки нового или внесения изменений и (или) дополнений в действующие ЛПА.
При принятии решения о подготовке ЛПА или внесения в него изменений директор ГЛХУ Гомельского лесхоза, или заместитель директора определяет структурное подразделение ГЛХУ Гомельского лесхоза, которое должно подготовить соответствующий проект ЛПА (разработчик), и другие структурные подразделения (заинтересованные), участвующие в подготовке проекта с учетом их функций, а также сроки его подготовки.
Руководитель подразделения, указанный в резолюции первым, является организатором работы по подготовке ЛПА, ответственным за представление его на подпись.
4 Работа кадровой службы
Кадровые вопросы в ГЛХУ Гомельского лесхоза, решает отдел организационной и кадровой работы ГЛХУ Гомельского лесхоза. Отдел организационной и кадровой работы ГЛХУ Гомельского лесхоза, тесно сотрудничает с директором, его заместителями, работниками юридической службы и бухгалтерии. Кадровая служба ГЛХУ Гомельского лесхоза в своей деятельности руководствуется Уставом ГЛХУ Гомельского лесхоза, Положением об отделе организационной и кадровой работы, локальными актами, действующим законодательством.
Данное Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность Отдела организационной и кадровой работы ГЛХУ Гомельского лесхоза (далее – Отдел). Отдел является самостоятельным структурным подразделением ГЛХУ Гомельского лесхоза и подчиняется непосредственно директору ГЛХУ Гомельского лесхоза.
Основными задачами Отдела являются:
− проведение кадровой политики, направленной на комплектование аппарата управления ГЛХУ Гомельского лесхоза и организаций, входящих в его состав, высококвалифицированными специалистами, подбор, расстановка и использование кадров, формирование резерва кадров на выдвижение;
− участие в разработке целевой комплексной политики ГЛХУ Гомельского лесхоза, выборе стратегии и тактики управления кадрами, оптимизации численности персонала и структуры;
− организация работы по непрерывному обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников ГЛХУ Гомельского лесхоза, организаций, входящих в ее состав;
− участие в работе по формированию у работников высокой ответственности за порученное дело, стремление к самообразованию, профессиональному росту, творчеству в работе и высоких нравственных качеств. Создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
− обеспечение правильного и своевременного кадрового делопроизводства;
− осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и трудовой дисциплины.
Структура и количественный состав Отдела утверждается директором ГЛХУ Гомельского лесхоза, в соответствии с нормативами численности специалистов и с учетом объемов и особенностей работы Отдела. Отдел возглавляет заведующий Отделом, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором ГЛХУ Гомельского лесхоза.
5 Работа юридической службы
Вопросы правового характера в ГЛХУ Гомельского лесхоза решает юридическая служба ГЛХУ Гомельского лесхоза. Данная служба тесно сотрудничает с директором, его заместителями, работниками кадровой службы и бухгалтерии. Юридическая служба ГЛХУ Гомельского лесхоза в своей деятельности руководствуется Уставом ГЛХУ Гомельского лесхоза, Положением о юридическом отделе (далее – Отдел), локальными актами, действующим законодательством.
Отдел является самостоятельным структурным подразделением ГЛХУ Гомельского лесхоза, подчиненным непосредственно директору ГЛХУ Гомельского лесхоза, созданным в целях правового обеспечения функционирования ГЛХУ Гомельского лесхоза и соблюдения законности его деятельности.
Проекты нормативных и иных правовых актов, разработанных самим ГЛХУ Гомельского лесхоза, до представления руководству ГЛХУ Гомельского лесхоза на подпись должны быть завизированы заведующим отделом, главным юрисконсультом. В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству ГЛХУ Гомельского лесхоза, заведующий отделом, главный юрисконсульт визируют проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту.
Заведующий отделом, главный юрисконсульт несут ответственность за соответствие законодательству визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов, разработанных самой ГЛХУ Гомельского лесхоза, представляемых на подпись руководству ГЛХУ Гомельского лесхоза, и данных ими юридических заключений. При обнаружении нарушения законности в деятельности ГЛХУ Гомельского лесхоза и его должностных лиц заведующий отделом, главный юрисконсульт обязаны незамедлительно доложить об этом руководству ГЛХУ Гомельского лесхоза, предложив меры по устранению таких нарушений. Работник отдела несет ответственность за соответствие законодательству визируемых проектов правовых документов, данных им заключений и консультаций. ГЛХУ Гомельского лесхоза обязана обеспечивать Отдел необходимыми нормативными материалами, а также необходимой юридической литературой.
Основными задачами Отдела являются:
− содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности ГЛХУ Гомельского лесхоза и его должностных лиц;
6 Индивидуальное задание: макет личного дела работника
Основным нормативным правовым актом, регулирующим работу по формированию, ведению и хранению личных дел в ГЛХУ Гомельского лесхоза, является Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 (далее – Инструкция № 2). Она устанавливает единый порядок формирования, ведения и хранения личных дел работников в государственных органах, учреждениях, организациях Республики Беларусь всех форм собственности.
В ГЛХУ Гомельского лесхоза при работе с личными делами кроме Инструкции № 2 кадровая служба руководствуется Инструкцией по делопроизводству и Основными правилами работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь, утвержденными решением Коллегии Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 30.04.1997 № 5 (далее – Основные правила работы архивов организаций).
Личные дела в ГЛХУ Гомельского лесхоза заводят на руководителей и специалистов, а также на других работников в случаях, определенных законодательством. Ведение личных дел рабочих Инструкцией № 2 не предусмотрено.
Порядок ведения личных дел:
Формирование, ведение и оперативное хранение личных дел осуществляет кадровая служба. Контролировать правильность оформления и хранения личных дел обязан директора ГЛХУ Гомельского лесхоза.
Этапы формирования личных дел работников:
1. Личное дело работника формируется после заключения с ним трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения) о приеме на работу (назначении на должность).
2. После издания организационно-распорядительного документа о приеме на работу (назначении на должность) собранные документы помещаются в личное дело в последовательности, установленной п. 6 Инструкции № 2:
− внутренняя опись документов личного дела;
− дополнение к личному листку по учету кадров;
− личный листок по учету кадров;
− автобиография;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе прохождения практики мною достигнуты поставленные цели и задачи, а так же собрана необходимая информация, на основе которой был составлен данный отчет.
Теоретические знания, полученные в период обучения в колледже, помогли мне при прохождении практики.
Во время прохождения практики мне было уделено должное внимание и предоставлены необходимые документы, помогающие достичь задачи преддипломной практики.
Преддипломная практика является довольно важной частью учебного процесса, так как способствует закреплению теоретических знаний учащегося, полученных за период обучения, также практика способствует ознакомлению учащихся с основными направлениями правовой работы, проводимой в организациях, и приобретению практических навыков работы в качестве юрисконсульта организации.
В процессе работы с юрисконсультом мной было осуществлено знакомство с его работой, работой отдела кадров, а также были получены практические навыки. Было произведено знакомство с организацией делопроизводства в организации; со спецификой, структурой и деятельностью организации, ее учредительными документами и локальными актами.
Программа практики выполнена в полном объеме.