ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
2 Законодательство, регулирующее деятельность ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
3 Юридическая служба ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
4 Договорная работа в организации
5 Претензионная работа в организации
6 Исковая работа в организации
7 Кадровая служба организации
8 Делопроизводство в кадровой службе
8.1 Прием работников на работу
8.2 Формирование, ведение и хранение личных дел работников
8.3 Дисциплинарная ответственность работников
8.4 Материальная ответственность работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Я, ФИО, студентка группы ___, 4 курса юридического факультета специальности «Правоведение» учреждения образования «Белорусский Государственный Экономический Университет» была направлена для прохождения преддипломной практики в ГП «ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска» на период с __.__.____ по __.__.____ года.
В учебном процессе хозяйственно-правовая практика – одна из важнейших составляющих подготовки квалифицированных специалистов в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в юриспруденции.
Это неотъемлемый этап подготовки к самостоятельной работе, поскольку позволяет приобрести наравне с уже полученными теоретическими знаниями практические навыки, необходимые впоследствии в профессиональной деятельности. Практика позволяет не только ознакомиться с работой тех или иных организаций и их органов, но и увидеть, каким образом изученные ранее нормативные предписания и принципы реализуются на практике.
Непосредственный руководитель практики от организации – _____________________.
Цель хозяйственно-правовой практики – обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по юридическим специальностям; закрепление, расширение и систематизация полученных знаний; сбор материала для курсовых и дипломных работ.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
- изучение правового положения, управленческой структуры, юридической практики и делопроизводства организаций;
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации и др.;
- приобретение практических навыков для осуществления юридической деятельности, разрешения юридических споров, подготовки правовых документов, анализа хозяйственной деятельности, планирования работы и комфортного социально-психологического общения в трудовом коллективе.
В ходе практики мной была выполнена вся программа:
- ознакомление с кодификационной работой, ведением делопроизводства, перепиской по материалам дел;
- участие в консультационной работе, осуществление приема работников организации;
- изучение ведения хозяйственных дел юрисконсультом от имени предприятия в суде, осуществление подготовки к ведению дела, сбор доказательств, составление тезисов выступлений;
- изучение структуры документооборота и участие юристов организации в подготовке документов;
1 Общая характеристика ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
КУП «Жилищно-эксплуатационный участок №1 Первомайского района г. Минска» (далее – ЖЭУ №1) – это юридическое лицо в виде коммерческой организации, созданной в форме коммунального унитарного предприятия на неопределенный срок.
ЖЭУ №1 является юридическим лицом и обладает всеми полномочиями и атрибутами юридического лица, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Также оно является коммерческой организацией, следовательно, получает прибыль от своей деятельности.
Организация может приобретать от своего имени в Республике Беларусь и за ее пределами имущественные права и личные неимущественные права и нести по ним обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом.
Основная цель деятельности ЖЭУ №1 – получение прибыли, осуществление хозяйственной деятельности направленной на обеспечение эксплуатации, содержания и сохранности жилищного фонда, удовлетворение потребностей потребителей в области оказания жилищно-коммунальных услуг.
Согласно Уставу ЖЭУ № 1, к функциям относятся:
- обеспечение эксплуатации, содержания и сохранности жилищного фонда, оказания жилищно-коммунальных услуг (техническое обслуживание, текущий ремонт, сбор, обезвреживание и вывоз твердых коммунальных отходов, капитальный ремонт и другие). Предприятие выполняет функции заказчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг (техническое обслуживание, текущий ремонт, сбор, обезвреживание и вывоз твердых коммунальных отходов, капитальный ремонт и другие);
- проведение процедур закупок по выбору подрядных организаций на выполнение работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (техническое обслуживание, текущий ремонт, сбор, обезвреживание и вывоз твердых коммунальных отходов, капитальный ремонт, замена лифтов и другие);
- контроль за выполнением подрядными организациями работ;
- получение и распределение бюджетных средств (ассигнований на текущий ремонт, капитальный ремонт, техническое обслуживание жилищного фонда, ремонт лифтов и другое);
- рассмотрение претензий или устных сообщений (заявок) поступающих от потребителей в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»;
- обеспечение единого порядка документирования и организации работы с документами;
2 Законодательство, регулирующее деятельность ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
Учитывая специфику деятельности, предприятие руководствуется актами, регулирующими сферу жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе практики мной были изучены следующие нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемую сферу:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (далее – ГК);
- Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее – ТК);
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З (далее – ХПК);
- Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 968 «Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь»;
- Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
- Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»;
- Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в Постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «Об утверждении Положения о порядке заключения договоров на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, Положения о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, Положения о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг)»;
3 Юридическая служба ЖЭУ № 1 Первомайского района г. Минска
В процессе практики мной была изучена организация работы юрисконсульта КУП «Жилищно-эксплуатационный участок №1 Первомайского района г. Минска».
Юрисконсульт осуществляет свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Должностные инструкции разработаны на основании первого выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 г. № 3).
В данной организации права и обязанности юрисконсульта закреплены в должностной инструкции, которая, прежде всего, определяет именно его трудовые функции и при этом не распространяет свое действие на права и обязанности других работников. В соответствии с должностной инструкцией юрисконсультом осуществляется:
- разработка и принятие участия в разработке документов, касающихся правовой деятельности предприятия;
- осуществление методического руководства правовой работой на предприятии с юридическими лицами, оказание правовой помощи структурным подразделениям и общественным организациям, участие в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий от юридических лиц;
- осуществление учёта и хранения, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
- проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись договоров и других документов правового характера, касающихся работы с юридическими лицами, визирование их;
- организация и ведение претензионной работы, своевременное предъявление претензий и исков по дебиторской задолженности на основе поступающих на заключение договоров;
4 Договорная работа в организации
Реализация оказания услуг в ЖЭУ № 1 осуществляется на основании договоров.
Каждый договор должен отвечать ряду обязательных требований:
- соблюдение принципа свободы договора (ст.2 и ст.391 ГК);
- наличие согласованной воли сторон для заключения договора (ст.155 ГК);
- соблюдение соответствующей формы (ст.ст.161, 162, 164, 165 ГК);
- соответствие договора законодательству (ст.392 ГК);
- согласование сторонами договора всех его существенных условий (ст.402 ГК).
Согласование проекта договора осуществляется путём визирования листа о согласовании и последнего листа договора. В первую очередь проект договора визируется ответственными специалистами, определяющими целесообразность договора и необходимость его заключения, юрисконсульт проверяет проект на соответствие законодательству и происходит это в последнюю очередь.
Замечания и дополнения к проекту договора излагаются в листе согласования или на отдельном листе.
После подписания сторонами договор с листом согласования и другими документами передаётся ответственными исполнителями юрисконсульту для регистрации и хранения.
В ходе прохождения практики мной был составлен договор поставки (Приложение 1).
5 Претензионная работа в организации
В соответствии с Приложением № 1 к Хозяйственно-процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора», в случае нарушения контрагентом своих обязательств, в его адрес направляется претензия. Претензия, как правило, должна содержать наименование должника и его почтовый адрес, ссылку на договор и конкретные его условия, которые были нарушены, суммы долга и конкретные сроки, предлагаемые должнику для добровольного погашения долга, а также срок для ответа на претензию.
Работники заинтересованной службы организации, которые отвечают за направление, в котором допущено контрагентом нарушение обязательств, представляют юрисконсульту необходимую информацию и документы.
Оформленная и подписанная претензия вручается уполномоченному представителю должника под расписку, или направляется почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае отказа в удовлетворении, изложенных в претензии требований, или не получении ответа на претензию рассматривается вопрос о разрешении претензии в судебном порядке.
Поступающие в адрес предприятия претензии контрагентов регистрируются юрисконсультом и в случае необходимости (для проверки обоснованности, получении письменного заключения и т.п.) претензия передаётся соответствующему структурному подразделению.
6 Исковая работа в организации
Исковое заявление является процессуальной формой иска как требования заинтересованного лица, о защите нарушенного или оспоренного субъективного права или охраняемого законом интереса, направленного на рассмотрение и разрешение судом спора о праве и постановление законного и обоснованного решения.
Форма и перечень сведений, которые должны содержаться в исковом заявлении определяется ХПК.
Исковое заявление оформляется на основании документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в нем. Копии данных документов прикладываются к иску.
В ходе практики под руководством юрисконсульта предприятия, на основании предоставленных данных, мной составлен проект искового заявления (Приложение 3).
Прежде чем исковое заявление будет направлено в суд, должен быть предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора.
При подписании искового заявления юрисконсультом оформляется служебная записка на оплату госпошлины. Исковое заявление со всеми приложениями передаётся в канцелярию соответствующего суда с отметкой о вручении на копии искового заявления либо отсылается почтой в обязательном порядке заказным письмом. После назначения дела к слушанию юрисконсульт участвует в судебном заседании и представляет в нём интересы коммунального унитарного предприятия на основании доверенности.
7 Кадровая служба организации
Кадровая служба в организации представлена специалистом по кадрам. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Уставом предприятия.
Права и обязанности специалиста по кадрам закреплены в должностной инструкции специалиста по кадрам, разработанной в соответствии с первым выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности» и типового положения о кадровой службе.
Согласно положению, основные задачи кадровой службы:
- участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
- обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;
- участие в формировании и развитии стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально-психологического климата;
- постоянное совершенствование управления кадрами на основе реализации целевых программ, современных персонал-технологий и оказании систематической методической помощи руководителям подразделений по проблемам управления персоналом.
8 Делопроизводство в кадровой службе
Кадровое делопроизводство – это деятельность, обеспечивающая документирование и организацию работы с кадровыми документами.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере кадрового делопроизводства:
- Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве»;
- Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4;
- Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2;
- Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40;
- Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143;
- Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения;
- Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69;
- Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденные приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 41;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика, как часть основной образовательной программы, является важным элементом в процессе подготовки специалиста в области юриспруденции.
Целью прохождения практики является получение опыта работы в качестве юриста, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
При прохождении практики мне представилась возможность ознакомиться с основными направлениями работы базы хозяйственно-правовой практики, закреплению моих знаний по административному, гражданскому, трудовому праву Республики Беларусь.
Во время прохождения практики непосредственные руководители оказывали помощь в выполнении поставленных задач, разъясняли и показывали на практике применение тех или иных норм права, предоставляли все необходимые материалы и давали практические советы и указания, благодаря чему задачи, поставленными передо мной руководителем практики от университета, были в основном выполнены.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). — Минск: Амалфея, 2004. — 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г., № 135-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 296-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г., № 124-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г., № 124-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
5. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: Закон Респ. Беларусь, 16 июл. 2008 г., № 405-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.08.2012 г. // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. — Минск, 2002.
6. О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 мая 2003 г., № 724 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
7. Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 июл. 2006 г., № 968 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
8. Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в Постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 июн. 2014 г., № 571 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
9. Об утверждении Положения о порядке заключения договоров на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, Положения о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, Положения о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг): Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 янв. 2009 г., № 99 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
10. О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины: Директива Президента Респ. Беларусь, 11 мар. 2004 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
11. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения: Директива Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 2006 г., № 2 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
12. Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства: Директива Президента Респ. Беларусь, 14 июн. 2007 г., № 3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
13. Об утверждении Инструкции об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и организациях, входящих в его систему: приказ Министерства жилищно-коммунальных услуг Респ. Беларусь, 20 янв. 2012 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
14. Об утверждении Инструкции об организации работы с заявками и письменными претензиями потребителей жилищно-коммунальных услуг в организациях, входящих в систему Минжилкомхоза: приказ Министерства жилищно-коммунальных услуг Респ. Беларусь, 22 мая 2014 г., № 62 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.