Введение
1.1 Изучение и анализ законодательства, регулирующего деятельность организации
1.2 Изучение основных направлений деятельности кадровой службы. Анализ функциональных обязанностей сотрудника отдела кадров
1.3 Делопроизводство кадровой службы
1.4 Документы по личному составу. Документальное оформление приема на работу и увольнения. Документирование движения кадров
1.5 Регулирование рабочего времени в организации и времени отдыха работников организации. Предоставление социальных отпусков
1.6 Организация работы по укреплению трудовой дисциплины, по наложению дисциплинарных взысканий, привлечению к материальной ответственности, поощрению работников
1.7 Оформление документов по аттестации кадров
1.8 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
1.9 Оформление документов о трудовой деятельности работников
1.10 Изучение установленной статистической отчетности по труду, табеля учета использования рабочего времени, воинского учета граждан в организациях
1.11 Организация работы комиссии по трудовым спорам (КТС). Разрешение индивидуальных трудовых споров
1.12 Изучение основных направлений деятельности юридической службы
1.13 Изучение договорной работы организации
1.14 Изучение порядка ведения хозяйственных и иных дел от имени организации юрисконсультом в судах
1.15 Изучение претензионной работы в организации
1.16 Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
1.17 Изучение порядка приема и консультирования работников организации юрисконсультом и инспектором отдела кадров
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Базой практики являлось ГУ «Червенский территориальный центр».
Практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится университетом во взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов.
Основные цели практики, проводимой учреждением высшего образования:
- оказывает помощь сотрудникам юридической (кадровой) службы предприятия (учреждения) в осуществлении правовой деятельности;
- изучает положения, нормативные акты о юридической службе (кадровой службе), знакомится с ее задачами, функциями, формами работы по оказанию правовой помощи подразделениям предприятия, учреждения, работникам;
- знакомится с ведением документации юридической (кадровой) службы под руководством руководителя от базы практики, участвует в ее оформлении, собирает образцы (копии) документов для отчета по практике;
- с целью обретения практических навыков подготовки и оценки внутренней документации осуществляет под руководством руководителя практики от базы практики работу с входящими и исходящими документами;
- проводит правовую экспертизу проектов нормативных и локальных нормативных правовых актов, разрабатываемых службами и отделами предприятия (учреждения);
- принимает участие в подготовке, заключении трудовых договоров (контрактов).
1.1 Изучение и анализ законодательства, регулирующего деятельность организации
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики, а именно:
- издан приказ;
- проведен инструктаж по технике безопасности;
- разъяснен порядок работы в организации, правила внутреннего трудового распорядка.
1.2 Изучение основных направлений деятельности кадровой службы. Анализ функциональных обязанностей сотрудника отдела кадров
Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Формирование, ведение и оперативное хранение личных дел осуществляет кадровая служба организации (специалист по кадрам).
Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:
• внутренняя опись документов личного дела;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• личный листок по учету кадров;
• автобиография;
• копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке;
• заявление о приеме на работу;
• копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личных дел отдельных категорий работников в них дополнительно включаются следующие документы:
• декларация о доходах (для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, а также иных работников в случаях, предусмотренных законодательством);
• обязательство о выполнении мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Беларусь от 26 июня 1997 года «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 24, ст. 460) (для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, а также иных работников в случаях, предусмотренных законодательством);
• контракт (государственных служащих);
• справка-объективка;
• анкета.
1.3 Делопроизводство кадровой службы
Так, под делопроизводством понимается деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере делопроизводства, являются:
• Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве»;
• Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4;
• Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 №40;
• Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 №143.
1.4 Документы по личному составу. Документальное оформление приема на работу и увольнения. Документирование движения кадров
Здесь важно соблюдать правила ведения делопроизводства, так как нарушение данного правила ведет к привлечению к административной ответственности лица, ответственного за кадровую работу и ведение делопроизводства.
Мной были изучены акты, регулирующие деятельность юрисконсульта, а также организация его работы на ГУ «ЧЕРВЕНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР».
Юрисконсульт осуществляет свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Должностные инструкции разработаны на основании первого выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015).
1.5 Регулирование рабочего времени в организации и времени отдыха работников организации. Предоставление социальных отпусков
Кадровая служба в организации представлена специалистом по кадрам. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Уставом организации.
Права и обязанности специалиста по кадрам закреплены в должностной инструкции специалиста по кадрам, разработанной в соответствии с первым выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015) и типового положения о кадровой службе.
Согласно положения основными задачами кадровой службы являются:
• участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
• обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
• осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами.
1.6 Организация работы по укреплению трудовой дисциплины, по наложению дисциплинарных взысканий, привлечению к материальной ответственности, поощрению работников
Также осуществлялось присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов.
Поощрения
К работникам могут применяться меры поощрения за высокие показатели в труде, трудовую дисциплину и другие показатели.
В соответствии со ст. 50 ТК Республики Беларусь сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовую книжку. Основанием для внесения данных сведений в трудовую книжку является приказ. Как правило приказ издается на основании служебной записки непосредственного руководителя поощряемого работника.
Дисциплинарная ответственность
Согласно ст.197 ТК Республики Беларусь за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).
1.7 Оформление документов по аттестации кадров
Цели аттестации зависят от направления деятельности организации, ее организационной структуры, корпоративной политики. Они могут быть открытые и латентные (скрытые).
Открытыми целями являются: объективная оценка уровня профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности работников; улучшение подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение квалификации работников, качества и эффективности труда; обеспечение более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.
Латентные (скрытые) цели – это выявление причин низкой активности отдельных категорий работников в научно-техническом творчестве (рационализации, изобретательстве); анализ допущенных ошибок в расстановке работников на руководящие должности; выявление общего уровня квалификации аттестуемых работников с целью улучшения работы по переподготовке и повышению их квалификации на перспективу; решение о проведении ротации для отдельных руководителей с целью наиболее эффективного использования их потенциала и др.
1.8 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
В условиях рыночной экономики вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров приобретают особую значимость и актуальность, ибо залог успешной деятельности любого субъекта предпринимательской деятельности — профессиональные кадры.
Пунктом 11 части первой статьи 55 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
1.9 Оформление документов о трудовой деятельности работников
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка и переподготовка работников осуществляются в соответствующих учреждениях образования либо в организациях в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
1.10 Изучение установленной статистической отчетности по труду, табеля учета использования рабочего времени, воинского учета граждан в организациях
На предприятии прием работников на работу производится в соответствии со ст.54 ТК. Так, при приеме на работу наниматель обязан:
• потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;
• ознакомить работника под подпись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
• ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.
1.11 Организация работы комиссии по трудовым спорам (КТС). Разрешение индивидуальных трудовых споров
Изучена работа КТС, которая занимается рассмотрением спором работников–членов соответствующего профессионального союза, которые связаны с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе касающиеся таких вопросов, как:
- установленные расценки и нормы труда, а также условия для их выполнения;
- перевод на другую работу и перемещение;
- оплата труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещение профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время.
1.12 Изучение основных направлений деятельности юридической службы
Предварительная запись на приём к директору и его заместителю производится по тел. (8-01714)21274 или в каб. № 9 в здании Центра по адресу: г. Червень, ул. Ленинская, 38.
Граждане имеют право на обращение в ГУ «Червенский территориальный центр социального обслуживания населения» путём подачи письменных, электронных или устных обращений.
Ежедневно в рабочие дни с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 в центре работают:
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» - тел. (801714)21274
ТЕЛЕФОН ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ – (801714) 28964
1.13 Изучение договорной работы организации
Реализация оказания услуг в ГУ «ЧЕРВЕНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР» осуществляется на основании договоров.
Каждый договор должен отвечать ряду обязательных требований:
• соблюдение принципа свободы договора (ст.2 и ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• наличие согласованной воли сторон для заключения договора (ст.155 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соблюдение соответствующей формы (ст.ст.161, 162, 164, 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соответствие договора законодательству (ст.392 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• согласование сторонами договора всех его существенных условий (ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
1.14 Изучение порядка ведения хозяйственных и иных дел от имени организации юрисконсультом в судах
Большинство судебных заседаний проходят по поводу взыскания задолженностей, которые невозможно взыскать в приказном производстве или с помощью исполнительной надписи.
Так, юрисконсульт прибегает к составлению искового заявления и направлению его в суд.
Я находилась в судебном заседании, где представитель по доверенности, а именно юрисконсульт ГУ «ЧЕРВЕНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР» представляла интересы организации, в качестве представителя истца по иску к организации, которая не признавала долг, вследствие чего к ней не могла быть применена исполнительная надпись, а также был прислан отзыв на заявление о судебном приказе, вследствие чего производство из приказного было переведено в исковое.
Суд поддержал исковые требования истца и удовлетворил их в полном объеме, так, были взысканы:
- сам основной долг;
- неустойка;
- проценты по ст.366 ГК;
- государственная пошлина.
1.15 Изучение претензионной работы в организации
Также составляются и ответы на претензии, но ввиду высокой эффективности экономической деятельности, ГУ «ЧЕРВЕНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР» в большинстве своем все обязательства исполняет должным образом, таким образом, ответы на претензии составляются намного реже, чем сами претензии ввиду недобросовестности.
Так, в ходе практики мной составлялись проекты приказов (Приложения 6,7).
1.16 Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
В соответствии с приложением № 1 к Хозяйственно-процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора», в случае нарушения контрагентом своих обязательств, в его адрес направляется претензия. Претензия, как правило, должна содержать наименование должника и его почтовый адрес, ссылку на договор и конкретные его условия, которые были нарушены, суммы долга и конкретные сроки, предлагаемые должнику для добровольного погашения долга, а также срок для ответа на претензию.
Работники заинтересованной службы организации, которые отвечают за направление, в котором допущено контрагентом нарушение обязательств, представляют юрисконсульту необходимую информацию и документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
В процессе ее прохождения мной было определено, как «работает» норма права в той или иной ситуации, что лишь неукоснительное и точное соблюдение закона позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов граждан.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 07 дек. 1998 г., № 218-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
3. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
4. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
5. Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем организации и его деятельности : Указ Президента Республики Беларусь, 28 июня 2007 г., № 302 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
6. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 09 дек. 1992 г., № 2020-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
8. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть : учеб. пособие / Д.А.Колбасин. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 592 с.
9. Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Лаевская. – Минск : ФУСТ БГУ, 2003. – 328 с.
10. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.Л. Маковский, А.С. Комаров; под ред. Е.А. Суханова. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с