Введение
1.1. Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
1.2. Изучение законодательства, определяющего правовое положение организации, ознакомление с учредительными документами юридического лица (положением о филиале, представительстве), коллективным договором
1.3. Ознакомление с организационной структурой
1.4. Изучение работы по укреплению трудовой дисциплины: контроль за правильностью наложения дисциплинарных взысканий, за привлечением работников к материальной ответственности, за проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве (профессиональных заболеваний). Составление проектов соответствующих документов
1.5. Ознакомление с ведением делопроизводства
1.6. Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
1.7. Подготовка проектов претензий контрагентам организации по различным основаниям и ответов на поступившие претензии, документов на взыскание дебиторской задолженности
1.8. Изучение порядка организации и ведения исковой работы, регистрации и учета предъявленных и поступающих исковых заявлений
1.9. Отработка навыков составления проектов заявлений и иных документов в суды и отзывов на исковые заявления
1.10. Изучение деятельности юридической службы (юрисконсульта) по ведению в судах дел от имени организации, по подготовке к ведению дел от имени организации, по сбору необходимых доказательств, по составлению тезисов выступления в судебном заседании
1.11. Участие в консультационной работе, присутствие на приеме работников юристом организации
1.12. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых организацией договоров, по разработке и составлению проектов договоров, по участию в преддоговорных спорах и составлению проекта протокола разногласий
1.13. Ознакомление с правами и обязанностями инспектора отдела кадров, нормативным материалом, регламентирующим деятельности отдела кадров
1.14. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности в трудовых отношениях: контроль за приемом на работу, переводами, перемещениями и увольнением, и т.д.
1.15. Отработка навыков составления проектов приказов по личному составу о принятии на работу, о переводе и т.д.
1.16. Присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Базой практики являлось ИП Страх Д.Н.
Практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится университетом во взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов.
Основные цели практики, проводимой учреждением высшего образования:
- оказывает помощь сотрудникам юридической (кадровой) службы предприятия (учреждения) в осуществлении правовой деятельности;
- изучает положения, нормативные акты о юридической службе (кадровой службе), знакомится с ее задачами, функциями, формами работы по оказанию правовой помощи подразделениям предприятия, учреждения, работ-никам;
- знакомится с ведением документации юридической (кадровой) службы под руководством руководителя от базы практики, участвует в ее оформлении, собирает образцы (копии) документов для отчета по практике;
- с целью обретения практических навыков подготовки и оценки внутренней документации осуществляет под руководством руководителя практики от базы практики работу с входящими и исходящими документами;
- проводит правовую экспертизу проектов нормативных и локальных нормативных правовых актов, разрабатываемых службами и отделами предприятия (учреждения);
- принимает участие в подготовке, заключении трудовых договоров (контрактов).
1.1. Организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики, а именно:
- издан приказ;
- проведен инструктаж по технике безопасности;
- разъяснен порядок работы в организации, правила внутреннего трудового распорядка.
Так, организация работает с 9.00 до 20.00.
1.4. Изучение работы по укреплению трудовой дисциплины: контроль за правильностью наложения дисциплинарных взысканий, за привлечением работников к материальной ответственности, за проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве (профессиональных заболеваний). Составление проектов соответствующих документов
Также осуществлялось присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов.
Поощрения
К работникам могут применяться меры поощрения за высокие показатели в труде, трудовую дисциплину и другие показатели.
В соответствии со ст. 50 ТК Республики Беларусь сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовую книжку. Основанием для внесения данных сведений в трудовую книжку является приказ. Как правило приказ издается на основании служебной записки непосредственного руководителя поощряемого работника.
Дисциплинарная ответственность
Согласно ст.197 ТК Республики Беларусь за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
1.5. Ознакомление с ведением делопроизводства
Так, под делопроизводством понимается деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере делопроизводства, являются:
• Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве»;
• Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4;
• Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 №40;
• Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 №143.
1.6. Изучение организации в субъекте хозяйствования претензионной работы, порядка регистрации и учета предъявленных и поступающих претензий, взыскания дебиторской задолженности в организации (посредством совершения нотариальной надписи и др.)
В соответствии с приложением № 1 к Хозяйственно-процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора», в случае нарушения контрагентом своих обязательств, в его адрес направляется претензия. Претензия, как правило, должна содержать наименование должника и его почтовый адрес, ссылку на договор и конкретные его условия, которые были нарушены, суммы долга и конкретные сроки, предлагаемые должнику для добровольного погашения долга, а также срок для ответа на претензию.
Работники заинтересованной службы организации, которые отвечают за направление, в котором допущено контрагентом нарушение обязательств, представляют юрисконсульту необходимую информацию и документы.
1.9. Отработка навыков составления проектов заявлений и иных документов в суды и отзывов на исковые заявления
Исковое заявление оформляется на основании документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в нем. Копии данных документов прикладываются к иску.
Прежде чем исковое заявление будет направлено в суд, должен быть предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора.
При подписании искового заявления юрисконсультом оформляется служебная записка на оплату госпошлины. Исковое заявление со всеми приложениями передаётся в канцелярию соответствующего суда с отметкой о вручении на копии искового заявления либо отсылается почтой в обязательном порядке заказным письмом.
1.10. Изучение деятельности юридической службы (юрисконсульта) по ведению в судах дел от имени организации, по подготовке к ведению дел от имени организации, по сбору необходимых доказательств, по составлению тезисов выступления в судебном заседании
Большинство судебных заседаний проходят по поводу взыскания задолженностей, которые невозможно взыскать в приказном производстве или с помощью исполнительной надписи.
Так, юрисконсульт прибегает к составлению искового заявления и направлению его в суд.
Я находилась в судебном заседании, где представитель по доверенности, а именно юрисконсульт ИП СТРАХ Д.Н. представляла интересы организации, в качестве представителя истца по иску к организации, которая не признавала долг, вследствие чего к ней не могла быть применена исполнительная надпись, а также был прислан отзыв на заявление о судебном приказе, вследствие чего производство из приказного было переведено в исковое.
Суд поддержал исковые требования истца и удовлетворил их в полном объеме, так, были взысканы:
- сам основной долг;
- неустойка;
- проценты по ст.366 ГК;
- государственная пошлина.
Сбор доказательств – это важнейший этап подготовки к ведению судебного дела, влияющий на позитивность его исхода.
1.12. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых организацией договоров, по разработке и составлению проектов договоров, по участию в преддоговорных спорах и составлению проекта протокола разногласий
Реализация оказания услуг в ИП СТРАХ Д.Н. осуществляется на основании договоров.
Каждый договор должен отвечать ряду обязательных требований:
• соблюдение принципа свободы договора (ст.2 и ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• наличие согласованной воли сторон для заключения договора (ст.155 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соблюдение соответствующей формы (ст.ст.161, 162, 164, 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соответствие договора законодательству (ст.392 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• согласование сторонами договора всех его существенных условий (ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Согласование проекта договора осуществляется путём визирования листа о согласовании и последнего листа договора. В первую очередь проект договора визируется ответственными специалистами, определяющими целесообразность договора и необходимость его заключения, юрисконсульт проверяет проект на соответствие законодательству и происходит это в последнюю очередь.
1.13. Ознакомление с правами и обязанностями инспектора отдела кадров, нормативным материалом, регламентирующим деятельности отдела кадров
Кадровая служба в организации представлена специалистом по кадрам. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Уставом организации.
Права и обязанности специалиста по кадрам закреплены в должностной инструкции специалиста по кадрам, разработанной в соответствии с первым выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015) и типового положения о кадровой службе.
Согласно положения основными задачами кадровой службы являются:
• участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
• обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
• осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами.
1.14. Изучение работы юрисконсульта по обеспечению законности в трудовых отношениях: контроль за приемом на работу, переводами, перемещениями и увольнением, и т.д.
Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Формирование, ведение и оперативное хранение личных дел осуществляет кадровая служба организации (специалист по кадрам).
Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:
• внутренняя опись документов личного дела;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• личный листок по учету кадров;
• автобиография.
1.16. Присутствие на заседаниях комиссий по трудовым спорам, судебных заседаниях по трудовым спорам, заседаниям комиссий по ведению коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом. Составление проектов соответствующих документов
Изучена работа КТС, которая занимается рассмотрением спором работников–членов соответствующего профессионального союза, которые связаны с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе касающиеся таких вопросов, как:
- установленные расценки и нормы труда, а также условия для их выполнения;
- перевод на другую работу и перемещение;
- оплата труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещение профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
В процессе ее прохождения мной было определено, как «работает» норма права в той или иной ситуации, что лишь неукоснительное и точное соблюдение закона позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов граждан.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
При прохождении практики мне представилась возможность ознакомиться с основными направлениями работы базы практики, закреплению моих знаний по административному, гражданскому, трудовому праву Республики Беларусь.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 07 дек. 1998 г., № 218-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
3. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
4. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
5. Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем организации и его деятельности : Указ Президента Республики Беларусь, 28 июня 2007 г., № 302 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
6. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 09 дек. 1992 г., № 2020-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
8. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть : учеб. пособие / Д.А.Колбасин. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 592 с.
9. Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Лаевская. – Минск : ФУСТ БГУ, 2003. – 328 с.
10. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.Л. Маковский, А.С. Комаров; под ред. Е.А. Суханова. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.