Практика является важной частью общего процесса подготовки специалистов. Практика направлена на закрепление в реальных торговых условиях знаний, полученных в институте, на овладение производственными навыками, передовыми технологиями.
Целью прохождения практики является формирование практических навыков в условиях производственной деятельности на основе выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной деятельности.
В связи с поставленной целью основная задача практики состоит в том, чтобы в практических условиях закрепить и расширить полученные знания и собрать фактический материал, который будет использован при составлении отчета о прохождении практики.
Объектом исследования в период прохождения практики является магазин «Евроопт» г. Минск, ул. Проспект Победителей принадлежащий торговому предприятию ООО «Евроторг».
-результаты сбора статистических данных.
В процессе анализа и обобщения, собранных в период прохождения практики материалов, будет дана оценка организации коммерческой деятельности предприятия, общая оценка финансовых показателей, динамики розничного товарооборота, подходы по формированию ассортимента товаров, организация изучения покупательского спроса, анализ состояния коммерческой деятельности в организации.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВАЯ ФОРМА МАГАЗИНА «ЕВРООПТ»
«Евроопт» является крупнейшей белорусской сетью магазинов, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью «Евроторг». Само общество существует с 1993 года. Работает в сегменте низких цен. Также у ООО «Евроторг» имеется свой банк («Статус Банк») для оптимизации финансовых затрат, марка бытовой техники «Техно Плюс», магазины сети «Евроопт», сервисы интернет-доставки «Гипермолл» и «Е-доставка». У компании есть также свое дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин», где разливается более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье».
ООО «Евроторг» – это передовик розничной торговли Республики Беларусь – данное предприятие первым внедряет разнообразные новшества как в рознице, так и в оптовой торговле, логистике и маркетинге. Также данная торговая сеть характеризуется очень быстрым ребрендингом и сменой форматов и названий. В настоящее время данному предприятию принадлежат:
– дочернее предприятие ЗАО «Доброном» (магазины Доброном и Копеечка»;
– сеть магазинов Евроопт;
– сеть магазинов «Хит! Экспресс» (ребрендинг Бруснички и Евроопта);
– drogery-сеть «Магия»;
– онлайн-дискаунтер «Е-дисконт».
Сегодня сеть магазинов «Евроопт» – это около 800 минимаркетов, супермаркетов и гипермакетов во всех регионах Беларуси, а также магазины формата Cash & Carry. На данный момент эта сеть присутствует в 109 районах страны. Кроме того, она имеет также автомагазины, 9 из которых – это ультрасовременные, оборудованные системой самообслуживания. Развозной торговлей охвачено 18 районов Беларуси: маршруты автолавок включают почти 1635 деревень и более 40 товариществ
Объектом практики является магазин «Евроопт» г. Минск, пр. победителей, 9.
Режим работы магазина – с 09.00 до 23.00 ежедневно, без обеда и выходных. Санитарный день – первый понедельник месяца. «Еврооптм» – это магазины, где каждый может найти для себя товары по привлекательным ценам. Тщательно продуманный ассортимент товаров повседневного спроса, включающий мясомолочную и плодоовощную продукцию, бакалею, напитки, товары промышленной группы делает магазины «Евроопт» незаменимым местом для ежедневных покупок. Компактное помещение, доброжелательное отношение персонала, качественное обслуживание каждого покупателя, востребованный ассортимент и низкие цены способствуют не только увеличению товарооборота анализируемого предприятия, но и постоянному росту численности лояльных покупателей.
2 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА «ЕВРООПТ»
В ООО «Евроторг» формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного удовлетворения его потребностей. Формирование ассортимента товаров производится с учетом общих факторов, то есть не зависящих от конкретных условий работы торгового предприятия, и специфических, то есть отражающих конкретные условия.
К общим факторам относятся: покупательский спрос и возможности производства, к специфическим относятся: тип и размер магазина, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, наличие конкурентов, техническая оснащенность.
Все товары компании разбиты на группы по принципу схожести их составов в разрезе каждого отдельного поставщика. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ООО «Евроторг».
Специфика сети магазинов предполагает ряд особенностей ведения хозяйственной деятельности. Выделим ключевые из них:
-необходимость учитывать не только пожелания конечных потребителей, но и требования и условия работы, предлагаемые производителями продукции: качество и ассортимент товаров, концепции продвижения и стратегии развития продукта, количество дистрибуторов на территории Республики Беларусь – большинство компонентов привлекательности товара определяются производителем;
-формирование (оптимизация) бизнес-портфеля предприятия в соответствии с конъюнктурой рынка, ориентацией на максимизацию прибыли и эффективности использования ресурсов, а также в соответствии со стратегическими целями компании: эффективность работы дистрибутора зависит от товарного портфеля, который корректируется гораздо меньшими усилиями, чем товарный портфель производителя;
-мониторинг рыночной конъюнктуры и определение свободных рыночных ниш, а также наиболее эффективных стратегий позиционирования торговых марок перспективных товаров, определение цен в разрезе общей концепции товаров;
-мониторинг рыночной среды других стран с целью прогнозирования состояний рынка и потребительских предпочтений в долгосрочной перспективе, а также с целью оптимизации товарного портфеля;
-формирование и оптимизация отпускных цен товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь, ценовой политикой предприятия и сложившейся конъюнктурой рынка;
-рыночно обоснованная необходимость оптимизации бизнес-процессов в области формирования концепций товаров с учетом большого ассортимента товаров (необходимость принимать решения об ассортименте и цене каждого товара в условиях, когда количество ассортиментных позиций приближается к 800, а цена изделия может быть изменена с каждой новой поставкой, изменением цен производителя и прочими факторами, и формируется при этом исходя из рыночной конъюнктуры и требований белорусского законодательства).
3 КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА ООО «ЕВРОТОРГ»
Спрос – это форма выражения потребности, обеспеченной денежными средствами. По отношению к спросу потребность является первичной и определяет его содержание и развитие.
Сбор информации о покупательском спросе, обработка этой информации и ее анализ, дающий возможность выявить логические основы системы факторов, формирующих спрос и вызывающих его изменение, – сложная, довольно трудная работа.
Информацией о спросе населения являются сведения, которые характеризуют объем, структуру, закономерности и тенденции его развития, а также сведения объясняющие причины изменения спроса, особенности его формирования и развития.
Основными источниками информации о спросе населения являются: статистическая отчетность; данные статистики бюджетов семей; данные оперативного и бухгалтерского учета; материалы специальных наблюдений, обследований и опросов.
Кроме того, в качестве источника информации о спросе используются статистические данные – отчеты о розничной торговле за предшествующие годы. Например, 3-торг. По данным отчета можно проследить изменение объемов продаж каждого вида товара и сделать соответствующие выводы при последующем заключении договоров поставки.
В магазине «Евроопт» проспект Победителей занимаются сбором и обобщением информации о спросе.
Методы изучения покупательского спроса.
Реализованный спрос изучается:
1.По товарным ярлыкам – прикрепляются двойные одинаковые ярлыки. Один ярлык вместе с товарным передается покупателю. Второй ярлык остаётся в магазине. На нём указан размер, рост, модель, расцветка. Они собираются, обобщаются и делаются выводы.
2.Учёт продажи товаров по товарным чекам: при продаже ткани, одежды, технически сложных товаров выписываются чеки, в конце дня после подсчёта этих товарных чеков выводят товарные остатки и можно подсчитать среднедневную продажу.
3.Учёт продажи с помощью кассовых машин, какой-то товар зашифрован на контрольной ленте, находят отпечатки по условным цифрам или по цене.
4.Балансовый метод
4 СЛУЖБА МАРКЕТИНГА ООО «ЕВРОТОРГ»
4.1 Служба маркетинга ООО «Евроторг»
Рассмотрим подробнее организацию маркетинговых процессов в ООО «Евроторг». Главная цель маркетинговой деятельности – это превращение магазинов в объекты современной торговли, отвечающие всем признакам успешных и динамично развивающихся предприятий. Основными задачами для достижения поставленной цели являются: переоборудование и техническое перевооружение торговых объектов; применение современных методов торговли; увеличение ассортимента реализуемых товаров.
Что касается конкретно объекта практики – магазина «Евроопт», то на самом торговом предприятии отдела маркетинга либо специалиста по маркетингу нет, так как маркетинговые функции в ООО «Евроторг» выполняются отделом маркетинга и аналитической работы. Данный отдел сам занимается проведением маркетинговых исследований и реализацией маркетинговых мероприятий, а структурным подразделениям – магазинам – досылает только планы и средства их исполнения.
Штат маркетингового отдела составляет 5 человек – начальник отдела маркетинга, 2 специалиста по маркетингу, специалист по вводу информации, товаровед. На рисунке 2 схематично представлена структура отдела маркетинга и аналитической работы.
Главные задачи, стоящие перед отделом маркетинга:
-оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих;
-разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координации в данной области деятельности подразделений предприятия;
-оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и его структурных подразделений;
-выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по изменению номенклатуры реализуемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения практики в магазине «Евроопт», ООО «Евроторг» в соответствии с целями практики были решены следующие задачи:
-изучены учредительные документы, методические, инструктивные и нормативные материалы ООО «Евроторг» и магазина «Евроопт»;
-изучен механизм функционирования отдела маркетинга, штат работников, их обязанности;
-проведено маркетинговое исследование потребителей магазина по по выявлению мнения покупателей о колбасной продукции.
-проведено маркетинговое исследование потребителей магазина «Евроопт», с целью выявить предпочтения покупателей при покупке колбасных изделий;
-проведено маркетинговое исследование потребителей магазина «Евроопт», с целью выявления мнения покупателей о данном магазине. Число опрошенных составляло 100 человек. Сбор данных осуществлялся посредством анкетирования.
Проанализировав результаты анкетирования, были сделаны следующие выводы:
1.Социально-экономическое положение: основными покупателями колбасных изделий являются работающие женщины от 31 до 45% лет со средним уровнем дохода (300-500 рублей).
2.Большинство покупателей посещает магазин «Евроопт» довольно часто – каждый день или до двух раз в неделю.
3.Размер среднего чека при покупке составляет около 100 рублей.
4.В большинстве своем, покупатели довольным качеством ассортимента, реализуемого в магазине «Евроопт» и качеством торгового обслуживания персонала магазина.
5.Большинство покупателей прекрасно осведомлено о новых акциях и скидках в магазине, следит за ними.
6.Грамотная маркетинговая политика и реклама, по мнению покупателей, существенно влияет на имидж торгового предприятия.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно предложить следующее:
1)Проведение анализа ассортимента магазина для устранения недостатков.
2)Постоянный контроль уровня продаж.
3)Реклама сети магазинов «Евроопт» в СМИ и Интернете.