ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения практика является одной из важнейших составляющих подготовки квалифицированных специалистов в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области права.
Это важный этап подготовки к самостоятельной работе, так как он позволяет приобрести практические навыки, необходимые в дальнейшем в вашей профессиональной деятельности, соизмеримые с приобретенными теоретическими знаниями. Практика позволяет не только ознакомиться с работой тех или иных организаций и их органов, но и увидеть, как до этого осваиваются правила и принципы, реализуемые на практике.
Базой практики являлось Гомельский облпотребсоюз (далее – Гомельское райпо).
Непосредственным руководителем практики от организации является Иванов Иван Иванович, юрисконсульт.
Практика проводилась с дд.мм.2020 по дд.мм.2020.
Цель практики – овладение студентами навыками и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.
Задачи практики:
– объединение и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности и их применение при решении научно-практических задач;
– приобретение навыков решения практических вопросов по своей будущей специальности;
– использование компьютерных информационных технологий в учебной базе данных правоохранительных органов;
– развитие навыков самостоятельной работы при решении поставленных задач;
– подготовка отдельных процессуальных документов;
– анализ практических материалов и полученной информации;
– выполнение программы обучения с учетом утвержденного индивидуального задания, разработанного руководителем практики, сбор и обработка необходимых практических материалов по теме исследования.
В ходе прохождения практики студент:
– принимает участие в разработке и усовершенствовании уставов, положений, инструкций, правил внутреннего распорядка и других нормативных правовых актов, принимаемых органами управления организации;
1 Знакомство с базой практики
Гомельское районное потребительское общество (Гомельское райпо) было создано 22 декабря 1995 года. Гомельское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать. Гомельское райпо создано на неопределенный срок.
Гомельское райпо на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Место нахождения Гомельского райпо: г. Гомель, ул. Интернациональная, 6.
Основными задачами общества являются:
– организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
– закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
– производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
– оказание платных услуг населению;
– организация рынков для торговли товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– осуществление иных видов деятельности, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.
В состав Гомельского райпо входят филиалы (обособленные подразделения):
1) Гомельский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. протоколом заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Ерёмино, ул. Советская, 83;
2) Терюхский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. протоколом заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Калинино, ул. Центральная, 3;
3) Обособленное структурное подразделение Коопзаготпром Гомельского райпо созданное постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. протоколом заседания №12 п.1, расположенное по адресу: г. Гомель, ул. Шилова, 24;
2 Делопроизводство на базе практики
Бланк документа представляет собой стандартный лист бумаги с подробными данными на нем, который содержит фиксированную информацию.
Использование формы ускоряет процесс создания документа, снижает затраты сотрудников на их подготовку, уменьшает некоторые возможные ошибки при подготовке и оформлении, позволяет добиться унификации форм документов, улучшить внешний вид документа, облегчить восприятие информации.
Для государственных органов разработана и действует инструкция по обработке документов с использованием компьютерной техники: так, формат А4 (210х297 мм) используется для протокола, справки, телеграммы и других документов, для писем формата А4 и формата А5 (148х210 мм); при этом поля страницы: сверху и снизу не менее 20 мм, слева 30 мм, справа 10 мм. таблица позволяет уменьшить левое поле до 20 мм, справа 8 мм (когда текст не помещается).
Каждая организация должна разработать и применять типовые виды организационных форм и распорядительных документов, общую форму.
Организация системы электронного документооборота
Электронный документооборот включает в себя: создание электронных документов, их обработку, передачу, хранение, представление и вывод информации организации или предприятия на основе использования компьютерных сетей.
Под электронным документооборотом обычно понимают организацию перемещения документов между частями предприятия или организации, группами пользователей или отдельными пользователями.
Личные дела
Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полную информацию о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела хранятся для руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих и других служащих в случаях, определенных законом.
Формирование, ведение и эксплуатация файлов осуществляется организацией-членом службы (специалистом по персоналу).
Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и производства (приказа, решения, постановления) по месту работы (назначения на должность).
3 Локальные нормативные правовые акты
Разработкой ЛНПА занимается юрисконсульт Гомельского райпо.
ЛНПА были создаются и принимаются специально для уточнения и конкретизации конкретных норм законодательства, то есть для того, чтобы более подробно описать и определить те вопросы, которые недостаточно подробно описаны в Трудовом кодексе или могут стать предметом спора.
Особенности:
1. ЛНПА – это вид юридических действий, поэтому они всегда должны основываться на фактических правовых нормах. Их цель – определить этот акт с учетом специфики организации. Например, можно подробно указать действия сотрудников при работе с дебиторской задолженностью или определить правила работы комиссии по проведению закупочной процедуры.
2. Одним из ключевых требований к ЛНПА является то, что они не должны влиять на положение сотрудников.
ЛНПА содержат условия, которые ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются не действительными.
3. ЛНПА должны быть в письменном виде. Однако для того, чтобы акт имел законную силу, недостаточно просто распечатать его, необходимо также указать реквизиты организации, поставить дату, печать и подпись.
Инструкции по ведению делопроизводства в государственных органах, иных организациях и др., утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 установлен реестр документов может создаваться и храниться в электронном виде.
В частности, в перечень входят: расписание работы сотрудников, график работы, проекты приказов, распоряжений, поручений руководителя организации, устав организации, документы для их разработки (памятки, справки, справки и др.), положения, инструкции, правила, предписания и рекомендации и т. д.
4. Условия составления некоторых ЛНП утверждены законодательством.
Так, график трудовых отпусков составляется на один календарный год не позднее 5 января либо на любой срок, установленный по обоюдному согласию, соглашению или согласованию с работодателем профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.
5. Доминирующим субъектом локального нормотворчества является наниматель, который может (а в некоторых случаях обязан) принять местное правило в пределах своей компетенции.
4 Работа, выполняемая на базе практики
Изучение должностных обязанностей
Согласно штатному расписанию в Гомельском райпо непосредственно юридической (правовой) работой занимается юрисконсульт, кадровую работу осуществляет инспектор по кадрам. Правовая и кадровая работа организуются в соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов.
Должностные обязанности сотрудников организации регулируются их должностными инструкциями, которые приняты внутри данной организации.
В соответствии с основными обязанностями в качестве функций юрисконсульта определены:
1)организация правового обеспечения работы Предприятия;
2)участие в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов Предприятия, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета;
3)по согласованию с руководством привлечение к участию в этой работе должностных лиц и других специалистов Предприятия;
4)контроль соблюдения установленного на Предприятии порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;
5)совместное с другими подразделениями проведение экономико-правового анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия, изучение условий и причин возникновения непроизводительных расходов, состояния числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготовка материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы и другие.
Также юрисконсульт наделён и определённым перечнем прав, это: проверкой соблюдения действующего законодательства в структурных подразделениях Предприятия; получением от должностных лиц в порядке, установленном на Предприятии, документов, справок, расчетов и других сведений, необходимых для выполнения своих обязанностей; участие в работе органов управления Предприятия и иные.
После изучения деятельности юрисконсульта, мне было поручено ознакомиться с работой отдела кадров, где мной изучалось его устройство, акты, регулирующие его деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
Мной в ходе практики проводился анализ различных договоров, в том числе и договоров оказания услуг, заключенных ранее Гомельским райпо.
В ходе практики мне пришлось столкнуться с взаимосвязью различных отраслей права, таких как налоговое, гражданское, арбитражный процесс, трудовое законодательство и другие, что позволило мне понять, что законодательство, как дисциплины в ВУЗе на практике в чистом виде не используется, а тесно взаимодействуют между собой.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
При прохождении практики мне представилась возможность ознакомиться с основными направлениями работы базы практики, закреплению моих знаний по административному, гражданскому, трудовому праву Республики Беларусь.
Во время прохождения практики непосредственные руководители оказывали помощь в выполнении поставленных задач, разъясняли и показывали на практике применение тех или иных норм права, предоставляли все необходимые материалы и давали практические советы и указания, благодаря чему задачи, поставленными передо мной руководителем практики от университета, были в основном выполнены.
1. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть: учеб.-метод. комплекс / Н.Л. Бондаренко, Е.В. Ермоленко. - Минск: Изд-во МИУ, 2017. - 216 с.
2. Гавриленко В.Г. Хозяйственные договоры [Текст] / Гавриленко В.Г., под науч. Ред. В.Г. Тихини, Н.И. Ядевич; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2016. - 688с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.
4. Гришаев, С.П. Гражданское право: учебник / С.П. Гришаев. - М.: Юристъ, 2014. - 484 с.
5. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особ. Часть / Д.А.Колбасин. - Изд-е 2-е, доп. и перераб.: - Минск: «МНО», 2016. - 916 с.
6. Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Лаевская. – Минск : ФУСТ БГУ, 2017. – 328 с.
7. Маньковский, И.А. Курс гражданского права в 3 т. Особенная часть / И.А. Маньковский. - Т. 2. - Минск: Молодежное, 2018. - 568 с.
8. Суханов, Е.А. Гражданское право в 4 т.: учебник / А.Л. Маковский, А.С. Комаров; под ред. Е.А. Суханова. – Т. 1. - М.: Волтерс Клувер, 2016. – 720 с.
9. Чигир, В.Ф. Гражданское право: учебник / В.Ф. Чигир. - Минск: Амалфея, 2016. - 976 с.