Эксперимент № 1.
Эксперимент № 2.
Эксперимент № 3.
Эксперимент № 4.
Эксперимент № 5.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какова гипотеза эксперимента?
2. Что выступало в роли зависимой и независимой переменной?
3. Какие внешние переменные угрожают внутренней и внешней валидности в данных экспериментах?
4. Как можно улучшить процедуру данных экспериментов? Предложите свой вариант.
Эксперимент № 1.
Некая исследовательница пыталась установить эффект воздействия голода на изменение агрессивности кошек. Она взяла десять кошек, посадила их в отдельные клетки и применила к ним такой режим пищевой депривации, чтобы к концу двух недель кошки весили 80% от их нормального веса. Затем она помещала кошек в пары на 15 минут и наблюдала, будут ли иметь место случаи агрессии или драчливости. Во всех случаях кошки принимали угрожающую позу, в большинстве случаев имели место драки. Исследовательница заключила, что голод увеличивает агрессивность кошек.
1. Гипотеза эксперимента – голод увеличивает агрессивность кошек.
2. Зависимая переменная – агрессивность.
Независимая переменная – голод.
3. Внутренней и внешней валидности в данных экспериментах угрожают следующие внешние переменные: усталость кошек, физиологические изменения, ограничения свободы на протяжении режима пищевой депривации.
4. Процедуру данных экспериментов можно улучшить следующим образом. Можно поместить кошек в большие вольеры для того, чтобы у них была физическая активность. Также можно попробовать поместить кошек попарно и проверить, будут ли они драться во время режима пищевой депривации.
Эксперимент № 2.
Роль психологов, работающих в компаниях по производству еды и напитков, особенно важна во внедрении продукции компании. В одном психологическом эксперименте, исследующем поведение потребителей, сравнивались потребительские предпочтения двух видов прохладительных напитков со вкусом колы. Компания-производитель напитка заметила, что на одном из региональных рынков сбыта напиток их торговой марки реализуется значительно хуже, чем кола другой компании – их основного конкурента. Эти данные тем более приводили в замешательство, что в национальном масштабе напиток компании–заказчика исследования продавался значительно лучше, чем продукт их соперников.
Исследователи предположили, что некоторые местные условия могли повлиять на отказ потребителей от напитка компании, и они выехали на место с целью проверить эту гипотезу. В качестве плана эксперимента был выбран план с повторными измерениями, в котором каждый испытуемый пробовал два типа напитка. Один напиток был помечен Q (марка конкурента), а другой был помечен М (марка компании – заказчика исследования). Случайным образом набранных жителей данной местности в возрасте от 14 до 62 лет попросили принять участие в эксперименте. Все испытуемые сперва пробовали марку Q, потом марку М, а затем высказывали мнения о своих предпочтениях. Большой неожиданностью для экспериментаторов оказалось то, что подавляющее число испытуемых высказали предпочтение марке М. Исследователи заключили, что выборка испытуемых предпочитает марку их компании и что на распределение долей рынка сбыта напитков в данном регионе повлияли рекламные акции компании-конкурента.
Поэтому они предложили провести рекламную компанию стоимостью много миллионов долларов, чтобы исправить ситуацию.
1...?
2...?
3...?
4...?
Эксперимент № 3.
Некий экспериментатор запланировал исследовать эффекты концентрации и распределения упражнений при заучивании бессмысленных слогов. Исследователь случайным образом распределил испытуемых по 3 экспериментальным группам. Группа I заучивала список из 20 бессмысленных слогов 30 минут подряд в течение одного дня. Группа II запоминала тот же самый список по 30 минут в день на протяжении двух дней подряд. Группа III повторяла тот же самый список по 30 минут в день в течение трех дней подряд. Затем экспериментатор оценил уровень запоминания каждой группы при помощи теста свободных воспоминаний. Среднее количество вспомненных слогов из 20 составило: для группы I – 5,2; для группы II – 10,0; для группы III – 14,6. Эти цифры отличались Друг от друга на 0,01 уровне статистической значимости, и экспериментатор сделал вывод о большей эффективности метода распределения упражнений по сравнению с методом концентрации упражнений.
1...?
2...?
3...?
4...?
Эксперимент № 4.
Исследовательница-психолог поставила задачу выяснить причину неудач в учебе среди студентов колледжей. Она набрала группу из бывших студентов, исключенных за неуспеваемость, и группу студентов, получивших на экзаменах удовлетворительные оценки. Обеим группам был дан тест на измерение уровня самооценки. Было обнаружено, что группа исключенных студентов набрала более низкий средний балл, чем группа учащихся, получивших хорошие оценки. Исследовательница сделала вывод о том, что более низкая самооценка является одной из причин неуспеваемости в колледже. Более того, она выдвинула предположение, что личность с низкой самооценкой, возможно, заранее настроена на поражение и демонстрирует в ходе обучения в колледже соответствующее поведение, действительно заканчивающееся провалом.
1...?
2...?
3...?
4...?
Эксперимент № 5.
Психолог спланировал исследование для определения, могут ли люди с высоким кровяным давлением научиться регулировать свой уровень артериального давления, используя технику биологической обратной связи. Каждый испытуемый был снабжен устройством, регистрирующим уровень его кровяного давления. Затем ему давалась обратная связь в виде звукового тона, который становился тише с понижением артериального давления испытуемого и звучал громче, как только оно повышалось. Испытуемым была дана инструкция стараться сохранить этот тон настолько тихим, насколько возможно. В десяти получасовых сессиях с использованием биологической обратной связи участвовали пятеро испытуемых с высоким уровнем кровяного давления. Все пятеро к концу десятой сессии значительно снизили свое артериальное давление, и исследователь заявил об успехе метода.
1...?
2...?
3...?
4...?