Тренинговое занятие «Семь Я»
Пояснительная записка
Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.
Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.
В тренинге будут отрабатываться навыки эмоционального общения, принятия, эмпатии, сотворчества.
Цель:
Установление доверительных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
– усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка;
– изменение неадекватных родительских позиций;
– оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Занятие рассчитано на учащихся 10-13 лет.
Состав группы: 5 семей (10 человек).
Место проведения: учебный класс для проведения занятий, кабинет психологической разгрузки.
Форма проведения: групповое занятие.
Структура занятия. Каждое занятие состоит из трех частей:
– Вводная часть (разминка).
– Основная часть (рабочая).
– Завершение.
1. Приветствие. Сообщение цели.
– Я поздравляю всех с началом работы в группе. На занятии мы будем
учиться общению, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
2. Знакомство
– Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ляля». Есть люди, которые в детстве имели забавную
кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и добавляет к нему еще и определение. Это определение должно соответствовать человеку (например, «очаровательная Ольга»). Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т. д. 1.
Когда круг замкнется и последний участник назовет себя, первый завершает упражнение такой фразой: «Итак, здесь присутствуют – ...», называя всех присутствующих. Называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза [2, с. 56].
3. Игра «Веселый колокольчик».
Цель: игра развивает слуховое восприятие, создает настрой на дальнейшую работу.
Все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий, однако если желающих водить нет, то роль водящего выполняет тренер. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человека с колокольчиком.
Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
4. Упражнение «Угадай меня»
(«Исследование лица»), маму, папу.
Цель: развитее тактильных ощущений, формирования выдержки, способствует доверительным отношения друг с другом.
Дети поочередно с закрытыми глазами ощупывают лица других участников (по сигналу ведущего один из детей или родителей молча подходит к водящему). Найдя своего ребенка (или маму), водящий должен назвать его имя и снять повязку с глаз.
Родитель угадывает ребенка по рукам (с закрытыми глазами). Родитель в данном случае ощупывает руки детей с завязанными глазами, пытаясь узнать своего ребенка.
1. Авидон, И., Гончукова, О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг/И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Бука, Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие/ Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Институт Психотерапии, 2008. – 144 с.
3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков/ А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.
4. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.
5. Прутченков, А.С. «Школа жизни». Методические разработки социально-психологических тренингов/ А.С. Прутченков. – М.: Вече, 2000. – 122 с.
6. Реньш, М. А. Психологический тренинг: практикум: учебное пособие для вузов / М. А. Реньш, Н. О. Садовникова, Е. Г. Лопес; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Акад. проф. образования. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. – 189 с.
7. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2007. – 175 с.
8. Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста/ И.В. Шевцова. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.