Задание для самостоятельной работы к семинарскому занятию №1
Задания для самостоятельной работы к семинарскому занятию №2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задание для самостоятельной работы к семинарскому занятию №1
Выписать в тетрадь основные понятия (не менее 12 и не более 20), которые разрабатывались в психоанализе и которые раскрывают сущность этого направления. Графически (в виде схемы) изобразить связи и отношения между этими понятиями.
Ид – это одна из структур, описанных Фрейдом. Это бессознательная часть психики, набор инстинктивных побуждений.
Эго – это тот компонент личности, который отвечает за реальность. Согласно Фрейду, эго развивается из ИД и гарантирует, что импульсы ИД могут быть выражены приемлемым образом в реальном мире.
Эго функционирует как в сознании, так и в подсознании и бессознательном.
Супер Эго – это аспект личности, который содержит все наши внутренние единые моральные стандарты и идеалы, которые мы приобретаем как от родителей, так и от общества - наше чувство правильного и неправильного. Суперэго дает рекомендации по вынесению суждений [4].
Бессознательное – это совокупность психических процессов и явлений, которые не входят в сферу сознания субъекта, то есть по отношению к которым отсутствует контроль сознания.
Либидо – или сексуальное желание - это желание иметь любую сексуальную активность. Включает в себя сексуальные мысли, фантазии и желание секса.
Психологическая защита – это особая система стабилизации личности, направленная на защиту психики от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Задания для самостоятельной работы к семинарскому занятию №2
Выписать из первоисточников основные понятия, предлагаемые конкретными авторами, и определить их значение
Рефлекс головного мозга трактовался И. М. Сеченовым как усвоенный, то есть не врожденный, а приобретенный в ходе индивидуального развития и в зависимости от условий, в которых он формируется [7].
Центральное торможение – это особый механизм в головном мозге, который подавляет или подавляет рефлексы, то есть реакции организма на внешние воздействия.
Возраст ребенка, то есть отдельный этап его развития, есть реальное единство, то есть такое объединение отдельных сторон, при котором целое представляет собой ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения отдельных частей и сторон. Возраст, то есть состояние ребенка в любой данный момент развития, представляет собой соединение различных черт, напоминающее химическое соединение; возраст – это реальное единство замкнутого в себе целого, которое имеет свои свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения учета этого целого [2, с. 41]. Возраст есть не что иное, как определенный цикл развития, как бы замкнутый в себе, отделенный от других циклов, отличающийся своеобразным темпом и своеобразным содержанием развития. Закон возрастной динамики. Согласно закону, силы, которые движут развитием ребенка в данном возрасте, неизбежно ведут к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, причем внутренняя необходимость определяет отмену социальной ситуации развития, конец этой эпохи развития и переход к следующей, или более высокой, возрастной стадии.
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – 1984. – 433 с.
3. Выготский. Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1982 – 1984. Т. 6 : Научное наследство / Под. ред. М. Г. Ярошевского. – 1984. – 400 с.
4. Лапланш, Ж., Понталис, Ж-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж-Б., Понтались – М. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 752 с.
5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М. : МГУ, 1972. – 124 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука, 1973. – 160 с.
7. Сеченов, И. М. Кому и как разрабатывать психологию? (1872) / И. М. Сеченов. – СПб. : Питер, 2001. – 44 с.
8. Фрейд, З., Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд. – СПб. : Алетейа, 1999. – 254 с.