Введение
Неудачи логического позитивизма (Р. Карнап, Г. Райхенбах, К. Гемпель, Г. Фейгль и др.) в перестройке структуры реального научного знания, особенно его динамики, положили начало поиску новых подходов к удовлетворительному решению этой проблемы в философии науки. Необходимо было разработать такие модели научного рационализма, которые были бы более гибкими и реалистичными, чем те модели, которые разрабатывались в логическом позитивизме.
В середине ХХ века стало ясно, что не только структура гуманитарных наук, но и структура естественных наук, включая теоретическую физику, и даже структура большинства математических теорий не отвечает строгим логическим нормам и моделям, которые были составлены логическими позитивистами [1]. Позитивистский принцип проверки как критерий научности и правильности научного знания не соответствовал и не мог соответствовать реальному научному знанию [2, с. 45]. С другой стороны, было известно, что настоящая наука, несмотря на очевидную несовместимость с позитивистскими идеалами науки, в целом успешно работает и развивается.
С 60-х гг. ХХ века концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма», являются важнейшими для логико-методологических исследований. Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 – 1994 гг.), Т. Кун (1922 – 1996 гг.), И. Лакатос (1922 – 1974 гг.), П. Фейерабенд (1924 – 1994 гг.), уточняют теорию развития знания.
[...]
Глава 1 Постпозитивизм как философское направление
Постпозитивизм возник как критическая реакция на логический позитивизм [4, c. 123]. Постпозитивисты исследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность. Главными представителями постпозитивизма считаются Карл Поппер (1902 – 1994) и Томас Кун (1922 – 1996).
В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность):
1) фаллибилистское (Карл Поппер (1902 – 1994), Имре Лакатос (1922 – 1974) и др.);
2) релятивистское (Томас Кун (1922 – 1996), Пол Фейерабенд (1924 – 1994) и др.).
Особенности постпозитивизма:
- Постпозитивизм обращается к истории науки;
- По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии;
- Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания [3, с. 58].
[...]
Глава 2 Философские концепции К. Поппера и Т. Куна
К. Поппер одним из первых приступает к разработке теории роста научных знаний. Он отказывается рассматривать эти знания как абсолютно достоверные и полагает, что вся наука имеет гипотетический (предположительный) характер, а, следовательно, не застрахована от ошибок. Как же развивается наука? Ученые выдвигают гипотезы, в которых эмпирические и теоретические знания неразрывно связаны. Постепенно они опровергаются новыми фактами, и им на смену приходят новые, более смелые гипотезы. Так происходит расширение и углубление научного знания. Теория является научной не за счет своих гипотез, догадка может быть высказана в научной или художественной форме, а за счет того, что выдерживает тесты, направленные на ее опровержение. Теория, которая не может быть проверена (т.е., верифицируема), не является научной [9, с. 25-26].
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма.
К их числу относятся: 1. Проблема демаркации – понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации [10, с. 190].
[...]
Глава 3 Концепция П. Фейерабенда
Пол Фейерабенд – один из представителей постпозитивистской философии науки, оппонент и друг И. Лакатоса. Концепция науки П. Фейерабенда носит название «методологического анархизма» – по аналогии с анархизмом политическим. Название его программной работы – «Против методологического принуждения».
По П. Фейерабенду, методологических правил, которые не были бы нарушены (причем нарушены с пользой для развития науки), не существует. Хотя методология науки и выглядит правдоподобной и эпистемологически обоснованной, абсолютное большинство крупных научных открытий делается не по ее рекомендациям, а, чаще всего, вопреки [13, с. 432 – 437].
Правила не обладают какой-либо истинностью. Их убедительность имеет не эпистемологические, а психологические и культурные корни, – правдоподобным нам кажется то, что привычно, а привычно то, что было навязано в процессе прохождения через систему пропаганды существующей традиции. Поэтому руководствоваться правилами в научном исследовании нецелесообразно. Отсюда требование П. Фейерабенда заменить все методологические рекомендации одной – «все дозволено!».
В противовес методологии принуждения П. Фейерабенд формулирует собственные «методологические» установки. В противовес требованию выведения теоретических построений из фактических наблюдений и уже имеющегося в активе разрабатываемой дисциплины теоретического материала П. Фейерабенд рекомендует «вводить и обосновывать гипотезы, которые несовместимы с хорошо обоснованными теориями или фактами».
[...]
Заключение
Таким образом, в современной западной философии науки можно условно выделить два основных направления разработки теоретических моделей развития научного знания. Одно из них опирается на логическую реконструкцию научного развития при помощи нормативных принципов логического характера, призванных регулировать это развитие (К. Поппер, И. Лакатос и др.). Другое направление – стремится разработать социокультурную и социопсихологическую реконструкция развития научного знания и науки (Т. Кун, С. Тулмин и др.).
Особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Постпозитивизм признает, что в истории науки неизбежны существенные, коренные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее принятого и обоснованного знания – не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений.
Постпозитивизм – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену.
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся: проблема демаркации; принцип фальсификации; теория «трех миров»; принцип фаллибилизма.
Т. Кун основой развития науки считает смену научных парадигм. Парадигма обозначает совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.
[...]
1. Лебедев, С.А. Методология науки: проблема индукции / С.А. Лебедев. − М.: Высшая школа, 2019. – 231 с.
2. Лебедев, С.А. Структура научного знания / С.А. Лебедев // Философские науки. – 2013. – № 10. – С. 45-49.
3. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции наук. Итоги ХХ столетия / В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 320с.
4. Малахов, В. С. Современная западная философия: Словарь / Малахов В.С., Филатов В.П. – М: Астрель, 2015. – 414с.
5. Лебедев, С. А. Проблема научного метода в постпозитивизме / С. А. Лебедев. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/640.html
6. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 2014. – 423 с.
7. Котлярова, В.В. Современное научное познание: парадигма интеграции / В. В. Котлярова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 9-1 (59). – С. 99–102.
8. Котлярова, В.В. Рациональная реконструкция истории науки в постпозитивизме и ее значимость для постнеклассической науки / В. В. Котлярова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnaya-rekonstruktsiya-istorii-nauki-v-postpozitivizme-i-ee-znachimost-dlya-postneklassicheskoy-nauki
9. Будко, В.В. Адекватность научного познания / В. В. Будько. – Харьков: «Основа», 2013. – 324 с.
10. Спиркин, А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов / А. Г. Спиркин. – М.: Высшая школа, 2018. – 453 с.
11. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Наука, 2019. – 354 с.
12. Зеленков, А. И. Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск: ГИУСТ, 2011. – 479 с.
13. Философия и методология науки: учеб. пособие / Под общ. ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск: Выш. шк., 2018. – 568 с.
14. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда // История философии: Запад-Россия-Восток. Философия XX в.: в 4 кн. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. – Кн. 4. [Электронный ресурс]: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st100.shtml.
15. Жукоцкая, А. В. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда / А. В. Жукоцкая. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/