Введение
Многие мыслители и просветители, родившиеся в Беларуси, на протяжении XII-XX веков пополнили своими знаниями, мыслями, талантом кладезь отечественной и мировой науки и культуры. Они понимали и помнили: знания – это свет, пробужденный однажды, способный неугасимой свечой пылать через столетия. Несла свет знаний и прославленная Евфросиния Полоцкая – княгиня, монахиня, игумения монастыря Святого Спаса в Полоцке, паломница, просветительница и меценатка, причисленная к лику святых. С её именем связано создание первых образовательных учреждений и библиотек, открытие школы архитектуры и живописи, развитие ремесел.
Среди выдающихся деятелей белорусской культуры почетное место занимает имя Евфросинии Полоцкой. С её именем связана не только духовная жизнь на восточнославянских землях в XII веке, но и вся история Беларуси.
Преподобную Ефросинию Полоцкую современные исследователи называют первой просветительницей Беларуси, потому, что именно она у истоков создания белорусского государства показала белорусскому народу путь духовного просветления, популяризировала исконные христианские ценности.
Родиной Ефросинии Полоцкой является Полоцкое Княжество – мощное раннефеодальное государство, во главе которого два с половиной столетия стояла самостоятельная княжеская династия Рогволодовичей или Изяславовичей.
Между современностью и временем, когда жила знаменитая полочанка, прошло больше чем восемь столетий. Неудивительно, что история сохранила про нее не очень богатые сведения, но и они дают возможность рассмотреть общеевропейское значение этой личности, талантливой женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи, как и ее современников К. Туровского и К. Смолятича, говорит о высоком культурном подъеме на белорусской земле.
Она стала одной из первых женщин Беларуси, причисленных к лику святых. Многогранность деятельности Ефросиньи Полоцкой была такой широкой, что она вышла за пределы интересов господствующего класса, значительно опередила своё время и приобрела общенародное значение и признание.
Несмотря ни на какие сложные исторические перипетии, труды преподобной Евфросинии, предпринятые ею для просвещения народа Белой Руси, приносят свои плоды до сих пор. Характерным и ярким примером тому является нынешняя активная духовно-просветительская деятельность
Биографические сведения
Как известно, житие святой дошло до нас лишь в поздних редакциях, но достаточно подробно передает основной контур ее жизненного пути, на основании самых ранних письменных свидетельств (записанных, вероятно, ещё при жизни святой).
Преподобная Евфросиния (1104–23.05.1173 или 1167?) была внучкой полоцкого князя Всеслава Брячиславича и дочерью князя Святослава (Георгия) Всеславича и при рождении она получила имя Предслава.
Церковная память преподобной празднуется 23(24) мая, а в 3-ю Неделю по Пятидесятнице её имя вспоминают в Соборе Белорусских святых [6, с. 177].
Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Училась Предслава в школе при Софийском соборе или дома, при княжьем дворе, что более вероятно. Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи. В качестве учебников использовали Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жизнеописаний святых Предслава получала представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению, прилежание и большие способности. Предслава имела широкий доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать сборники с изречениями и афоризмами, "Александрию" - роман о подвигах Александра Македонского, переведённый с греческого, "Повесть об Акире Премудром" и др. Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.
Когда родители начали думать о её замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!" . Предслава приняла решение о сознательном отказе от мирской
Просветительская деятельность
Формирование взглядов Евфросинии Полоцкой, которая стала одной из просвещеннейших женщин своего времени, исключительную роль сыграла литература той эпохи.
Принятие восточнославянскими землями христианства требовало перестройки прежнего, языческого мировоззрения: представлений о Вселенной, природе, об истории человеческого рода… Среди книг, которые переводили и переписывали приехавшие византийские и болгарские священники, а также их местные последователи, большинство составляли, конечно же, богослужебные тексты и книги, где излагались основы христианских взглядов на мир и христианской морали. Однако в монастыри и в княжеские терема попадало и немало произведений других жанров: хроник, исторических и историко-бытовых повестей, природоведческих трактатов.
Кроме библейских книг, Евфросиния ещё в юности не могла не читать произведений патристики - римских и византийских богословов, почитающихся как отцы церкви. В полоцких книжных собраниях XII века несомненно имелись сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста (344-407), который учил верующих христианским добродетелям, образно изобличал человеческие пороки. [5, с. 43].
Интересен вопрос отношения просветительницы к язычеству народа. Языческие волхвы имели доступ к княжескому двору. Это подтверждается летописным сообщением, что князь Всеслав Чародей родился от «волхвования». Святая Евфросиния, известная как миротворица, вряд ли могла быть сторонницей безжалостного преследования соотечественников-иноверцев.
Прожив некоторое время за монастырскими стенами или в монашеской слободке при одном из полоцких храмов, Евфросиния решила, что она уже подготовлена к самостоятельному подвижничеству. Княжна обратилась к полоцкому епископу Илье с просьбой поселиться в Софийском соборе. Возможно, она подражала своей небесной покровительнице Евфросинии Александрийской либо самой Богородице, жившей некогда при храме в Иерусалиме. Но важнейшей причиной обращения к владыке представляется стремление быть ближе к книгам, к соборной библиотеке, о которой просветительница потом всю жизнь заботилась.
Получив от Ильи позволение, Евфросиния поменяла свое прежнее жилище на келью-голубницу в Софии и «нача книгы писати своими руками». [4, с. 113].
Заключение
Есть в богатом прошлом нашего Отечества личности, без которых нельзя представить историю. Среди них почетное место принадлежит Евфросинии Полоцкой, которая и в наше время, "яко луча солнечная", освещает христианскую подвижническую и просветительскую деятельность в Беларуси. Жизнь преподобной является образцом благочестия и христианской духовно-нравственной силы, а подвижническая деятельность проникнута любовью к ближнему, милосердием и самоотверженностью.
Необычная судьба Евфросинии, её духовные подвиги и служение родной земле уже не одно десятилетие привлекают внимание историков, литераторов и художников. Огромный вклад в просвещение той эпохи внесла она своей педагогической деятельностью. Школы Евфросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программе обучения, и по составу учеников, большинство из которых были детьми простых горожан. Пример Евфросинии вдохновлял её земляков и последователей: первопечатника и переводчика библии Франциска Скорину, переводчика и издателя белорусского Евангелия Василия Тяпинского, поэта и просветителя Симеона Полоцкого.
Прошло более восьми столетий после смерти Евфросинии Полоцкой, но и в наши дни образ просветительницы является символом духовной силы нации. Уже не одно десятилетие её образ притягивает внимание иконописцев, художников, композиторов и литераторов.
Духовное влияние белорусской просветильницы Ефросиньи Полоцкой вышло далеко за пределы стародавней эпохи. Её имя, дела и образ подвижницы приобрели наивысшие черты национального символа самоотверженного служения благородным идеалам, верности своей родине.
Конечно, в некоторые периоды нашей истории её деятельность замалчивалась либо преподносилась в искажённом свете. Но в последнее время мы всё чаще возвращаемся к нашим истокам, понимания их значимость для будущих поколений.
Активная просветительская и подвижническая деятельность игумении Евфросинии Полоцкой вызвала всеобщее признание. Церковное почитание святой Евфросинии Полоцкой началось, вероятно, ещё при епископе Дионисии в конце XII века без официальной канонизации. В Московской Руси святая стала широко известна в XVI веке, когда митрополит Макарий включил её "Житие" в "Четьи Минеи".
В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто
1. Бирюкова, Л.М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой: пособие для педагогов и воспитателей общеобразовательных школ / Л.М. Бирюкова. – Минск: Беларусь, 2003. – 111 с.
2. Гордун, С. Преподобная Евфросиния Полоцкая – слава земли белорусской / С.Гордун // Адукацыя і выхаванне. – 2010. –№ 6. – С. 75-79
3. Лысенок, И. 5 июня – День памяти преподобной Ефросинии Полоцкой / И. Лысенок // Полоцкие епархиальные ведомости. – Полоцк, 2013. – № 3. – 4 с.
4. Орлов В.А. Ефросиния Полоцкая / В.В. Орлов. – Минск: Мастацкая лiтаратура, 1992. – 124 с.
5. Орлов, В.А. Евфросиния или «Яко луча солнечная» / В. Орлов // Из тьмы веков светлеющие лики. – Мн., 1994. – 94 с.
6. Чудинова, ИА. Преподобная Евфросиния Полоцкая и традиции византийского женского монашества / И.А. Чудинова // Общество. Среда. Развитие. – 2012. – С. 177-181
7. Шалькевич, В. Евфросиния Полоцкая / В. Шалькевич // Женщины-легенды. - Мн. Беларусь, 1993. – С. 19-23