Введение
1 Анализ взаимоотношений США И ЕС в современном мире
1.1 Политические интересы США и ЕС
1.2 Консолидация США и стран-членов ЕС в рамках трансатлантических отношений в области обороны
Заключение
Список использованных источников
Введение
Окончание конфронтации в европейском блоке, распад Советского Союза и мировой социалистической системы в конце 1980-х и начале 1990-х годов привели к радикальным изменениям в системе европейской и глобальной безопасности. В ходе этих изменений развитие мира вступило в новый и непредсказуемый период, сопровождаемый не менее значительными трансатлантическими разногласиями по широкому кругу ключевых тем, от международной безопасности до экологических проблем и торговли, в очевидном процессе многостороннего диалога между США и европейскими государствами-членами НАТО и ЕС [2, с. 77].
После распада биполярного мира трансатлантическая система характеризуется двумя взаимоисключающими тенденциями.
С одной стороны, развился процесс демократизации международных отношений в Европе, началось формирование новой модели международного сотрудничества в рамках ЕС, возросла роль международных правовых институтов. С другой стороны, беспрецедентное укрепление США в военной сфере, переход к «сверхдержаве», очевидные односторонние действия в отношениях с внешним миром, в том числе с традиционными союзниками и многосторонними структурами, созданными ранее по американской инициативе.
Страны ЕС ценят свои отношения с Соединенными Штатами, получают от этого некоторые выгоды и не намерены так легко их ломать. Кроме того, каждая страна-член ЕС поддерживает свои отношения с Соединенными Штатами, которые имеют свои исторические, не только экономические и политические корни. Не стоит пренебрегать ситуацией, когда в военном плане, как отмечалось выше, руководство США остается безусловным. Влияет и на другое. Многие аналитики считают, что Европа не готова к более решительным шагам в отстаивании своих геополитических интересов и чисто психологических. Психологический шок и идеологический раскол континента на две противоположные стороны, вызванные двумя мировыми войнами прошлого века, еще предстоит преодолеть [6, с. 69].
При этом правящие европейские круги по-прежнему имеют ограниченное пространство для выбора геополитической стратегии. В некотором роде, это фактически выход из активной политической линии. Европа фактически проиграла соответствующий раунд политики, в основном возникший в США, которые действовали в этом направлении с присущей ей агрессивностью.
1 Анализа взаимоотношений США и ЕС в современном мире
1.1 Политические интересы США и ЕС
Лидеры ЕС настаивают на глобальной интерпретации своих внешнеполитических интересов, подчеркивая, что в эпоху транснационализации географически отдаленные угрозы могут быть гораздо менее значимыми, чем те, которые исходят из близлежащих регионов. Ядерная проблема Северной Кореи и Южной Азии, безопасность на Ближнем Востоке, Афганистан, ситуация в экваториальной Африке, послевоенное восстановление и демократические реформы в Балканах и странах Восточной Европы - далеко не полный список международных проблем, в которых ЕС непосредственно участвует как единое целое [5, с. 72].
Как во внешней политике, так и в оценке глобальных угроз, ЕС близка к Соединенным Штатам Америки.
Однако специфика политического характера ЕС, его уникальные геополитические особенности и особенности экономических устремлений обусловили существенные различия в международных стратегиях Брюсселя и Вашингтона. Европейский союз развивает свой стиль лидерства в мировой политике-более сдержанный и ненавязчивый, но в перспективе, возможно, способный соответствовать действительности США.
Если США - особенно под руководством Дж. Буша-младшего, проецируют свое влияние прямолинейно и непосредственно при помощи силы, то страны ЕС пытаются влиять на международные отношения «мягко», отдавая предпочтение косвенным инструментам.
Совет Европы, тон которого четко задают страны ЕС, является самой радикальной и в то же время самой влиятельной правозащитной организацией в мире. Формально он считается европейским. По сути, Совет Европы формирует глобальный кодекс прав человека, стремясь укрепить его и распространить на международное сообщество в целом. Неслучайно защитники прав человека практически во всем мире, особенно в контексте «скандала с правами человека» в Ираке в 2004 году, обращались к тем, кто оценивает ситуацию с правами человека и политическими свободами в своих странах в Европе. Их интерес к европейской позиции не менее интересен, чем взгляд Вашингтона на соответствующие вопросы. Лидерство в области правозащитной деятельности позволяет Европейскому союзу оказывать при необходимости достаточно эффективное давление на некоторые страны мира. Таким образом, это элемент организационного ресурса ЕС и его потенциала морального и политического влияния [3, с. 112].
1.2 Консолидация США и стран-членов ЕС в рамках трансатлантических отношений в области обороны
Страны-члены ЕС и США испытывают трудности в формировании тактики и стратегии взаимодействия в современных условиях. Популистские заявления Президента США Д. Трампа в отношении эффективности НАТО и повышения роли европейских партнеров в финансовом обеспечении данного альянса являются эксплицитными аспектами стратегии США в отношении Европы. Безусловно, компетенцию на формирование собственной внешней политики ЕС сформировал еще в 1990-е гг. Однако функции обеспечения безопасности были и остаются прерогативой НАТО как «ключевой фигуры» в Европе в сфере обороны. Безусловно, НАТО является альянсом, в котором доминируют интересы США.
Соответственно можно выдвинуть гипотезу о том, что при ассиметричной зависимости субъектов международных отношений менее зависимые субъекты могут использовать систему отношений для лоббирования своего варианта решения споров по развитию стратегии реализации коллективных интересов в рамках интересующей международной проблемы. В случае военной взаимозависимости отношения субъектов могут быть отождествлены с игрой «с ненулевой суммой», что означает, что любое решение субъектов будет иметь как негативные, так и позитивные для них последствия (определяется уровнем зависимости субъектов в системе отношений). Трансатлантические отношения могут быть рассмотрены в рамках данной гипотезы [1, с.130].
Следует отметить, что НАТО необходимо рассматривать и как средство обороны, и как инструмент управления интересами стран-членов альянса. Так, если предположить, что определенные напряженности на границах России созданы намеренно, дабы предотвратить ее политическое сближение с ЕС, ракурс анализа может быть существенно скорректирован. США могли пойти на такой шаг, дабы обеспечить консолидацию интересов стран-членов НАТО и упредить возможное отклонение понимания их национальных интересов от коллективных интересов альянса. Также существует дихотомическое деление интересов стран-членов альянса по признаку лояльности интересам доминирующего субъекта - США. «Союзники по НАТО разделены в своих взглядах в отношении России, среди них те (например, Франция, Германия и Италия), которые утверждают, что альянс должен стремиться к стратегическому партнерству с Москвой, и те (например, Польша и страны Балтии), предупреждающие, что Россия до сих пор представляет угрозу» [7, с.31].
Чтобы укрепить свои позиции в странах Восточной Европы, которые наиболее лояльны интересам доминанта, и реализовать «выравнивание интересов» стран-членов НАТО, США решили воссоздать свое былое присутствие в Европе путем создания новой стратегической программы, название которой можно перевести как «Европейская инициатива перестраховки». Данная программа была инициирована после воссоединения Крыма с РФ, что было расценено в странах Европы и США как агрессия и послужило поводом для начала программы. «Главными задачами данной инициативы являются: наращивание присутствия, проведение учений и тренировок, улучшение всеобщей готовности и интероперабельности с союзниками и партнерами США, увеличение предварительного развертывания войск, улучшение инфраструктуры, увеличение потенциала партнерства» [21].
Заключение
В настоящее время, говоря о положении дел в ЕС и общем состоянии евроинтеграционных процессов, можно выделить четыре стратегических вопроса, решение которых пока не видно.
Во-первых, на уровне ЕС значительно снижается качество и эффективность управления. В результате беспрецедентного расширения в 1995-2007 годах общие институты ЕС (Совет ЕС, Совет Европы, Европарламент) вышли за рамки своей собственной эффективности как инструмент координации интересов государств-членов ЕС и других групп интересов.
Во-вторых, у ЕС нет даже приблизительного общего видения стратегических целей развития «европейского проекта» (ЕС достиг всех основных целей, которые не противоречат основным суверенным правам государств-членов).
В-третьих, экономическая неэффективность преобладающей в настоящее время модели развития большинства европейских стран.
Наконец, уровень доверия между государствами-членами и наднациональными институтами Европейского союза заметно снизился. Одним из проявлений этой тенденции является «дефицит демократии» - «исключение» граждан ЕС в процессе принятия все более политических и экономических решений.
Все эти негативные процессы в основном связаны с тем, что институциональная модель ЕС и существующие механизмы принятия решений, разработанные в 1957-1991 годах, достигли предела своей эффективности и больше не могут выполнять свои задачи. Кроме того, масштабы и глубина этих задач постоянно растут.
1. Бартенев, С.А. Европейский Союз и государства-члены: разграничение компетенции / С.А. Бартенев.— М. : Юрлитинформ, 2009. – 619 с.
2. Бартош, А.А. О потенциале миротворчества НАТО, ЕС и ОДКБ / А.А.Бартош // Вестник академии военных наук. - 2006. - № 3. - С. 74-79.
3. Верёвкин, С. Как США будут воевать против Ирака / С.Верёвкин // Россия и мусульманский мир. - 2008. - № 2. - С. 111-113.
4. Гавриков, Д. Европейский союз как территория противоречий // Мировая экономика и международные отношения / Д.Гарвиков. — 2004 .— N 12 .— С. 88-96.
5. Глухова, А.В. Сравнительный анализ политических систем Европы : учеб. пособие / А. В. Глухова, Ю. И. Лаптева, Р. В. Савенков.— Воронеж : Истоки, 2009. – 520 с.
6. Громыко, А. Цивилизационные ориентиры во взаимоотношениях России, ЕС и США / А.Громыко // Свободная мысль. - 2007. - № 8. - С. 68-76.
7. Даалдер, И. Х. Реакция на возрождение России. На Восточном фронте тоже неспокойно / И. Х. Даалдер // Иностранные дела. - 2017. - Том.96. - №.6. - С. 30-38.
8. Давыдов, А.Ю. Расширение НАТО и ЕС // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы / А.Ю.Давыдов. - 2005. - № 18. - С. 2-5.
9. Захаров, В.А., Арешев, А.Г. Правовые аспекты грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов / В.А.Захаров, А.Г.Арешев // Россия и современный мир. - 2009. - № 1. - С. 180-195.
10. Имидж России в контексте грузино-осетинского конфликта // Власть. - 2009. - № 6. - С. 75-77.
11. Казаков, А.А. Грузино-югоосетинский конфликт: проблема политико-информационного взаимодействия России и США (по материалам «Российской газеты» и «The Washington Post») / А.А.Казаков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2009. - Т. 9. - № 1. - С. 113-117.
12. Коварский, Н. Особенности подходов ЕС и США к обеспечению безопасности/ Н. Коварский // Обозреватель - Observer. - 2007. - № 4. - С. 74-78.
13. Кокеев, А.М. Трансатлантические отношения во внешней политике Германии / А.М.Кокеев // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - Т.59. - № 11. - С.38-46.
14. Криволапов, О.О. Перспективы финансирования программ ПРО США до 2020 г. / О.О.Криволапов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2017. - № 9 (573).- С.103-117.
15. Машурова, Е.А. Отношение ЕС и США к интеграции восточнославянских государств на постсоветском пространстве / Е.А.Машурова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2008. - № 2. - С. 117-124.
16. Тимакова, О.А. Новый этап трансформации НАТО / О.А.Тимаков // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2017. - №4. - С. 35-41.
17. Уткин, А.И. США - ЕС: два полюса, два взгляда / А.И.Уткин // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2005. - № 7. - С. 26-44.
18. Шабаева, В.И. ЕС – США: тернистый путь развития отношений / В.И.Шабаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 2008. - № 2. - С. 28-31.
19. Europa ist unsere gemeinsame Zukunft. Der Reisebericht der Bundeskanzlerin A. Merkel, Rom, 25. März 2017. – Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Reiseberichte/2017-03-24-merkel inrom.html.
20. Factsheet on EU Intelligence Analyses Center (INTCEN) / European Union Delegation to the United Nations, 2015. – Режим доступа: http://rieas.gr/images/editorial/NomikosEUintelligence15.pdf.
21. Pellerin, Ch. 2018 Budget Request for European Reassurance Initiative Grows to $4.7 Billion / Ch. Pellerin // DoD News, Defense Media Activity.– Режим доступа: https://www.defense.gov/News/Article/Article/1199828/2018-budget-request-for-european-reassurance-initiative-grows-to-47-billion/ .
22. Remarks by President Trump to the People of Poland, Warsaw, July 6, 2017. - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/articles/top-three-moments-from-president-trumps-speech-in-poland/.