Политология Шпаргалка
БРУ (Белорусско-российский университет)
Шпаргалка
на тему: «Политология»
по дисциплине: «Политология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Политология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Политология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
1. Предмет, цели, задачи, методология, источники идеологии белорусскою государства.
Предмет курса любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.
2. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.
3. Идеология и политика. Функции, субъекты, формы проявления, уровни функционирования, классификация политических идеологий.
Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Субъекты формирования и носители политических идеологии.
Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности. Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.
4. Традиционные идеологии современности: либерализм классический и современный (социальный), консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.
Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре». В нем существовали два разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как о целостном социально-политическом учении:
— Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса.
5. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма. антиглобализма, религиозного фундаментализма, национализма и фашизма.
Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.
Национализм. Во-первых, под национализмом принято понимать идеологию и политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса.
Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике.
6. Идеология - атрибутивный признак государства. Государственная идеология: понятие, элементы (составляющие), уровни, механизм функционирования; национальная идея.
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
7 Концепция государственности составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, сё самосознания и национальной идеи. Основные этапы эволюции государственности на белорусских землях.
Национальная идея – система исторически сложившихся идей, взглядов, концепций, а также эмоционально-психологических норм, установок, способных реализовать ключевые или базисные потребности народов, различных этничности в выживании и разностороннем развитии.
В своих взглядах и идеях белорусы отстаивают свою самобытность, оценивают свою историю, оправдывают свои национальные устремления и действия.
8 Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.
Цивилизационная идентичность Беларуси
- По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точнее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией.
Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на собственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. Наши предки в это время принимают не просто христианство, а воспринимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — православия — предшествовал сложный поиск новой веры.
9 Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусскою народа.
Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника — гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение.
На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам, образно выражаясь, в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих волнующих строках 2-й статьи Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».
10 Становление и развитие белорусской национальной государственности. Сильная и процветающая Беларусь нациоиально- государственный идеал белорусского народа.
В 1991 г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития.
В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской государственности в новых исторических условиях было выдвинуто три концептуальных подхода:
• первый — совершенствование существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;
• второй — поиск идеала белорусской государственности в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен («литвинско-униатская концепция»);
• третий — идея взять за образец государственность какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее политические структуры в Беларуси («либерал-радикальная концепция»).
Очевидно, что вторая и третья концепции исходят из посылки, что, по крайней мере, более чем два последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии белорусского народа и его государственности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития человечества. Сторонники данных подходов ратуют фактически за слом нынешних государственных институтов Беларуси и замену их новыми не только по своей форме и названию, но и по сути.
11 Конституция Республики Беларусь - форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Идея унитаризма и её реализация в государственном устройстве Республики Беларусь.
Унитаризм. Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление.
12 Республика - форма организации государственной власти в Беларуси. Особенности формы правления современного белорусского государства.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
13 Принципы и институты демократии в политической системе Республики Беларусь.
Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.
Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.
Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».
14 Принципы правового государства в Конституции и законодательстве Республики Беларусь.
Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может.
Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства.
15 Идея социального государства и её реализация в законодательстве и политике Республики Беларусь.
Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года.
Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и принципов организации жизнедеятельности общества:
• конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности;
• многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства.
16 Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан.
Понятие прав человека . Неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Личные (гражданские) права и свободы. Личные права (в международной терминологии они называются гражданскими правами) — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Право на жизнь есть первооснова всех других прав и свобод человека. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению.
17 Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений. Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития - важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.
Хронологически начало процесса формирования белорусов в качестве особой общности относится ко второй половине XIII в.
Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства (1237—1241).
Главным политическим фактором этнообразовательных процессов стала административно-правовая централизация страны, приведшая к усилению связей между ее различными территориями. Экономическую основу этногенеза составили развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли, утверждение единой денежной системы, создание региональных рынков вокруг городов и местечек. К социальным факторам относятся формирование различных категорий населения — сословий шляхетства (дворянства), духовенства, крепостных крестьян, мещан, что способствовало развитию более широких связей в рамках каждого из них и между ними. Консолидации формирующихся общностей способствовала борьба приверженцев различных конфессиональных групп за сохранение и утверждение своей веры. Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое сталопредпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI — началу XVII в. трех новых этнических общностей — белорусов, украинцев и русских.
18 Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество - итог развития Беларуси в советский период.
Взаимодействие экономики, политики и идеологии. В развитии общества решающую роль играет взаимодействие и взаимосвязь экономики, политики и идеологии, которая проявляется, с одной стороны, во влиянии экономических условий и практик на политику и идеологию, а с другой – в политической и идеологической обусловленности экономической деятельности. Экономические отношения формируют и поддерживают особый тип общественных отношений. Например, одни социальные группы будут заинтересованы в снижении налогов и сокращении социальных расходов государственного бюджета, другие – нет.
19 Общество постиндустриального типа - стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.
Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены: формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий.
20 Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.
Всебелорусское народное собрание – представительная форма демократии, предполагающая реализацию гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни в государстве. На ряду с референдарной формой это самый массовый и представительный институт в Республике Беларусь, который вобрал в себя основные принципы представительной демократии – конституционность, всеобщность, открытость, сочетание косвенной и прямой формы избрания делегатов.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты
