Физиология поведения Шпаргалка
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Физиология поведения»
по дисциплине: «Физиология поведения»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Физиология поведения
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Физиология поведения
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. История развития взглядов на ВНД (высшую нервную деятельность).
2. Теории механизмов активации в нервной системе.
3. Строение ретикулярной фармации.
4. Циркадианный осциллятор. Принцип функционирования.
5. Сон и бодрствование. Типы сна, фазы сна.
6. Работы В.Н. Касаткина о биологическом значении сновидений.
7. Нарушения сна.
8. Физиологические механизмы гипноза.
9. Внушаемость. Факторы.
10. Потребностно-информационная теория П.В. Симонова. Классификация потребностей.
11. Физиологические механизмы мотивации.
12. Строение и функции лимбической системы.
13. Функции гипоталамуса. Нарушения.
14. Функции лобной коры. Нарушения.
15. Функции амигдалы. Нарушения.
16. Гипотезы механизмов памяти.
17. Молекулярные гипотезы памяти и научения П.К. Анохина и Э.Кэндела.
18. Физиологические нарушения памяти.
19. Временная организация памяти.
20. Нарушения памяти у человека.
21. Физиологические механизмы врожденной деятельности.
22. Теория инстинктивного поведения К. Лоренца.
23. Учение И.П. Павлова о механизмах образования условных рефлексов.
24. Учение А.А. Ухтомского о физиологических механизмах доминанты.
25. Физиологические механизмы условных рефлексов.
26. Классификация условных рефлексов.
27. Стадии формирования условных рефлексов.
28. Правила формирования условных рефлексов.
29. Особенности ВНД человека.
30. Учение И.П. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности.
31. Физ. Характеристика холерического типа темперамента.
32. ФХ сангвинического типа темперамента.
33. ФХ флегматического типа темперамента.
34. ФХ меланхолического типа темперамента.
35. Классификация свойств нервной системы по В.М. Русалову.
36. Понятие функциональной системы.
37. Учение П.К. Анохина о физиологических механизмах функциональных систем.
38. Стадии поведения.
39. Роль акцептора результатов действия в принятии решения.
40. Физиологические основы сознания.
1. История развития взглядов на ВНД (высшую нервную деятельность)
Физиологи высшей нервной деятельности - это наука, которая изучает закономерности и механизмы работы головного мозга, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма с его внешней и внутренней средой с помощью врожденных и приобретенных в течении жизни реакций.
Основоположником учения о ВНД является великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Понятие «ВНД» И.П. Павлов ввел вместо существовавшего ранее понятия «психическая деятельность».
Высшая нервная деятельность –это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.
Психическая деятельность –это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность, осуществляемая с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет, в то время как ВНД протекает и в период бодрствования (как осознаваемая и подсознательно) , и во время сна (как неосознаваемая).
История развития представлений о высших функциях мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к глубокой древности. Понятие психического (от греч. psychios - душевный) возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психического, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций, Гален). Среди них были ученые считавшие, что психика возникла из естественных начал (земли, воздуха, воды, огня). Напротив, такие философы как Сократ, Платон рассматривали душу как явление не связанное с телом и имеющее божественное происхождение. Но уже в древние времена рядом ученых высказывались догадки о связи психической деятельности с мозгом (Акмелион Кротонский, Герофил, Эразистрат). Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ и его последователи, пытались выявить закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента.
3. Строение ретикулярной фармации
Ретикулярная формация образована совокупностью многочисленных нейронов, лежащих отдельно или сгруппированных в ядра/ Ее структуры локализуются в центральных участках ствола, начиная с верхних сегментов шейного отдела спинного мозга до верхнего уровня ствола мозга, где они постепенно сливаются с ядерными группами таламуса. Ретикулярная формация занимает пространства между ядрами черепных нервов, другими ядрами и трактами, проходящими через ствол мозга.
Нейроны ретикулярной формации характеризуются большим разнообразием форм и размеров, но их общим признаком является то, что они образуют длинными дендритами и широко ветвящимися аксонами многочисленные синаптические контакты как между собой, так и с нейронами других ядер мозга. Эти ветвления формируют своеобразную сеть (ретикулум), откуда произошло название — ретикулярная формация. У нейронов, формирующих ядра ретикулярной формации, имеются длинные аксоны, образующие проводящие пути к спинному мозгу, ядрам ствола мозга, мозжечка, таламуса и других областей головного мозга.
К нейронам ретикулярной формации поступают многочисленные афферентные сигналы из различных структур ЦНС. Можно выделить несколько групп нейронов, к которым поступают эти сигналы. Это группа нейронов латерального ядра ретикулярной формации, расположенного в продолговатом мозге. Нейроны ядра получают афферентные сигналы от вставочных нейронов спинного мозга и входят в состав одного из непрямых спиномозжечковых путей. Кроме того, они получают сигналы от вестибулярных ядер и могут интегрировать информацию о состоянии активности вставочных нейронов, связанных с мотонейронами спинного мозга, и о положении тела и головы в пространстве.
5. Сон и бодрствование. Типы сна, фазы сна
Сон и бодрствование — это проявление суточных ритмов.
Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии, которое характеризуется довольно высоким уровнем электрической активности мозга.
Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.
Для того чтобы возникло состояние сна, в мозге вырабатывается ряд особых веществ (например серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга).
Сон — циклическое явление. Обычный 7–8-часовой сон состоит из 4–5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна.
разу после засыпания развивается медленный (или глубокий, или медленноволновый) сон. Он сопровождается урежением дыхания и пульса, расслаблением мышц. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга, обмен веществ и температура тела понижаются.
Через 1–1,5 часа медленный сон сменяется быстрым (или поверхностным, или быстроволновым). В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоким, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается, наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев, иногда спящий начинает говорить. В эту фазу человек видит сновидения.
7. Нарушения сна
По сути, все нарушения сна характеризуются недостаточностью сна, при котором не происходит полного восстановления сил и не наступает чувство субъективной удовлетворенности сном.
Основные виды нарушений сна
1. Инсомния: характеризуется трудностями с засыпанием или пребыванием в состоянии сна. Именно это состояние и принято называть бессонницей.
2. Гиперсомния - патологически повышенная потребность во сне. Следует отличать патологическую гиперсомнию от физиологической, когда сонливость обусловлена недосыпанием. Гиперсомния может являться признаком серьезных заболеваний (ожирения, заболеваний головного мозга, сердца, почек) и требует обследования. В ряде случаев встречается нарколепсия и так называемая идиопатическая гиперсомния – их происхождение неизвестно. Такие заболевания подлежат пожизненному лечению.
3. Парасомния - расстройства, так или иначе связанные со сном: снохождение, сноговорение, ночные страхи, тягостные сновидения. Нередко парасомнии являются следствием невротических состояний, однако снохождения могут являться симптомом эпилепсии.
4. Храп. Причинами храпа могут являться особенности анатомического строения мягкого неба, а также ожирение и злоупотребление алкоголем. Храп может стать одним из проявлений апноэ (см. ниже).
5. Апноэ во сне.Это расстройство выделяют в отдельную категорию: оно характеризуется внезапной остановкой дыхания во сне (апноэ – отсутствие дыхания). Зачастую такие больные не замечают своего расстройства, однако апноэ во сне может стать причиной головных болей, повышения артериального давления, рассеянности, ожирения, снижения потенции. Кроме того, наличие синдрома апноэ во сне является фактором риска внезапной остановки сердца.
9. Внушаемость. Факторы
Внушаемость – это характеристика человека, под которой понимается готовность к подчинению собственной воли воздействиям, исходящим от окружающей среды (индивидов, групп, газет, книг, рекламы). Внушаемые люди могут быстро принять чужую идею, как собственную. Они очень легко воспринимают данные им советы и действуют согласно им, даже тогда, когда возможно они хотели бы поступить иначе. Они очень быстро перенимают на себя привычки окружающих, легко «заражаются» настроением близких, склонны к подражанию.
В гипнотическом процессе внушаемость называют гипнабельностью, то есть способностью человека поддаваться гипнозу. Гипнабельность напрямую зависит от внушаемости, потому что при её повышении увеличивается склонность к гипнабельности.
Факторы, влияющие на внушаемость
1) возраст (дети и старики - самые внушаемые)
2) психологические особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые - меланхолики и холерики, флегматики - наименее внушаемые)
- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает внушаемость)
- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)
11. Физиологические механизмы мотивации
Мотивация — активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопоставляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение целей приводит к отрицательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник положительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человека.
В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Функции лимбической системы многообразны. При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела или удалении поясной извилины у животных наблюдаются реакции ярости, агрессивного поведения (фырканье, рычание, расширение зрачков, изменение сердечного ритма). Двустороннее разрушение миндалевидного тела у крыс вызывает снижение двигательной активности; реакций ярости и агрессии при этом наблюдать не удается. При разрушении миндалевидного тела у человека, по медицинским показаниям, снижается эмоциональная активность типа страха, гнева, ярости.
13. Функции гипоталамуса. Нарушения
Функции гипоталамуса:
• высший центр вегетативной нервной деятельности. При раздражении одних ядер возникают реакции, характерные для симпатической нервной системы, а других ядер — парасимпатической;
• высший центр регуляции эндокринных функции.
• главный подкорковый центр регуляции внутренней среды организма (гомеостатический центр);
• центр терморегуляции.
• центр жажды.
• центр голода и насыщения.
• центр сна и бодрствования.
• центр удовольствия — связан с регуляцией полового поведения.
• центр страха и ярости. При раздражении этого центра возникает реакция ярости: при этом кошка рычит, фыркает, бьет хвостом, шерсть у нее становится дыбом, расширяются зрачки.
Патогенезгипоталамопатий зависит от топики повреждения и соответствующих нарушений секреции регуляторных БАВ. Наиболее часто он проявляется в виде следующих синдромов:
- синдром нарушения пищевого гомеостазаразвивается при повреждении вентромедиального гипоталамуса с последующими нарушениями продукции регуляторов аппетита и голода. В часности, гиперпродукция нейропептидаY, эндорфинов и энкефалинов, ГАМК и дофамина стимулируетголодиполифагию, вызывая ожирение и агрессивное поведение. Гиперпродукция нейротензина, тиреолиберина, серотонина и соматостатина, наоборот, стимулирует реакцию насыщения и может стать причиной гипоталамическойанорексии и кахексии.
15. Функции амигдалы. Нарушения
С помощью мозжечковых тел, люди могут помнить свою эмоциональную реакцию на разные события в течение долгого времени. Возможность бессознательного обучения возникает у человека благодаря лимбической структуре, в состав которой входит миндалевидное тело. Несколько видов животных обладают данным отличием.
Происшествия, связанные с глобальными событиями (на уровне выживания), запоминаются благодаря сильным эмоциям и особому строению головного мозга. Головной мозг человека заботится о его выживаемости, таким образом, эмоция действует на внутренние механизмы для запоминания глобальных событий на уровне выживания. Долговременная память содержит в себе данную информацию.
Формирование условных рефлексов зависит от бессознательного обучения, которое осуществляется автоматическим способом. Рационализация человеческих рефлексов сложна, так как мышление не взаимодействует с рефлексами.
Амигдала, или миндалевидное тело, — область в мозгу человека, отвечающая за эмоциональные реакции в целом и за генерацию страха в частности. Иногда амигдала делает «ложный вызов», и мы испытываем необоснованное беспокойство. Тревожно, а почему — сами не знаем.
17. Молекулярные гипотезы памяти и научения П.К. Анохина и Э.Кэндела
Принцип конвергенции стимулов гетерогенной модальности получил основательное развитие в теоретической концепции П. К. Анохина о конвергентном замыкании ассоциативных связей. Имеющие место при образовании ассоциативной связи нейрофизиологические процессы проторения, суммации, посттетанической потенциации, взаимодействие сигналов различных сенсорных модальностей и биологических модальностей, по мнению П.К. Анохина, являются недостаточными для объяснения длительности явлений фиксации нервных связей на синаптическом уровне. Эти процессы являются необходимыми только для проведения нервных импульсов из разных структур мозга к тем пунктам, которые обеспечивают реальную фиксацию энграммы. К ним относятся, по гипотезе П.К. Анохина, прежде всего молекулярные преобразования в пределах мембраны и цитоплазмы постсинаптического нейрона. Особые свойства подкрепляющего фактора определяются специфическими химическими реакциями, которые он вызывает. Химически гетерогенная чувствительность мембраны клетки обеспечивает ей «различение» эффективных (подкрепляемых) и неэффективных (неподкрепляемых) синаптических входов Именно в пределах мембраны и цитоплазмы нейрона происходит ассоциация эффектов условной и безусловной стимуляции с последующим выходом сложившейся интеграции на аксон в виде импульсного разряда клетки. Именно химическая гетерогенность мембраны клетки является отправным пунктом для запуска цепей биохимических процессов в цитоплазме нейрона. Начальная цепь ферментативных процессов приводит к изменению кодов на молекуле рибонуклеиновой кислоты и к фиксации новой констелляции в белковой молекуле. Таким образом, местом «сцепления» сочетаемых стимулов оказываются конкретные нейроны, а действие механизма ограничивается их мембраной и цитоплазмой.
19. Временная организация памяти
Временная организация памяти - временная последовательность осуществляемых операций и длительность хранения следов различных событий.
Временная организация памяти подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперирует теория консолидации и другие теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация – процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.
Основной способ исследования временной организации памяти заключается в искусственном воздействии на один из предполагаемых этапов становления энграммы, поэтому такое широкое применение получил метод экспериментальной ретроградной амнезии. Экспериментальная ретроградная амнезия вызывается самыми разными воздействиями. Прошло много времени с тех пор, как К. Р. Дункан [Duncan. 1949] и Р. В. Джерард [Gerard. 1963] впервые сообщили о том, что электросудорожный шок влияет на хранение недавно приобретенного опыта.
21. Физиологические механизмы врожденной деятельности
Врожденные формы поведения составляют не одну какую-то четко ограниченную категорию, а разнородную совокупность реакций, наследуемых вместе со специфическими нервными связями. Благодаря их наличию данный конкретный стимул будет вызывать одну и ту же реакцию. Эти формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем их оценки важности для выживания вида в целом. Фонд врожденных реакций организма данного вида сформирован эволюцией таким образом, чтобы живому существу, появившемуся на свет и не имеющему предшествующего опыта, был присущ первичный набор адаптивных поведенческих реакций. Другая важная особенность врожденного поведения заключается в экономном использовании нервных путей, так как не предъявляет больших требований к высшим отделам мозга.
Существует градация сложности врожденных поведенческих реакций, отражающих сложность нервных путей, участвующих в их осуществлении. В сравнительно-физиологическом ряду животных наблюдается тенденция усложнения врожденных форм поведения от их элементарных проявлений (таксисы) до весьма сложных форм генетически детерминированного поведения, к которым относят различные формы инстинктов.
23. Учение И.П. Павлова о механизмах образования условных рефлексов
Павлов начал свои исследования, используя пищу и метроном. В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил метроном. Пускать его в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с метрономом, обращала на него внимание, когда прибор начинал тикать. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой. Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что тиканье метронома начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой.
В жизни собаки присутствует множество условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные. Безусловные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные — с высшими. Если животному удалить полушария, простые врожденные рефлексы останутся, а связанные с ними условные — исчезнут.
Условные рефлексы представляют собой ответные реакции организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Это тот путь, при помощи которого человек может управлять поведением собаки. Выработка у собаки определенных условных рефлексов и составляет психофизиологическую сущность дрессировки. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, они угасают, так как представляют собой временные реакции. Они осуществляются высшими отделами головного мозга. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.
25. Физиологические механизмы условных рефлексов
Условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения.
Механизм развития условных рефлексов строится на образовании новых связей между вставочными (ассоциативными) нейронами коры и подкорковых ядер больших полушарий головного мозга.
Смысл развития условного рефлекса сводится к превращению незначимого сигнала в значимый сигнал путем многократного сочетания его появления со значимым безусловным стимулом (пищей, наказанием и т.п.).
Работу любого органа можно изменить с помощью условного рефлекса.
Физиологический механизм, лежащий в основе условного рефлекса:
1. Появление очага возбуждения в коре больших полушарий, вызванного более слабым условным стимулом (включение лампочки).
2. Появление очага возбуждения, связанного с сильным безусловным стимулом (получение лакомства).
3. После нескольких повторений сочетания условного и безусловного сигналов возникает временная связь между двумя очагами возбуждения: от очага, вызванного условным стимулом, к очагу, вызванному безусловным стимулом.
4. В результате действие только условного стимула теперь приводит к реакции, вызываемой ранее безусловным стимулом.
27. Стадии формирования условных рефлексов
В формировании условного рефлекса различают две стадии: начальную стадию генерализации условного возбуждения и конечную стадию концентрации условного возбуждения.
Начальная стадия генерализованного условного возбуждения является продолжением более общей универсальной реакции организма на любой новый для него раздражитель, представленной ориентировочным рефлексом.
Эта стадия образования условного рефлекса состоит в формировании временной связи не только на данный конкретный условный раздражитель, но и на все близкие ему стимулы. Нейрофизиологический механизм заключается в иррадиации возбуждения из центра проекции условного раздражителя на нервные клетки окружающих проекционных зон, близких в функциональном отношении клеткам центрального представительства условного раздражителя. Условно- рефлекторный ответ наблюдается на сходные, близкие стимулы как результат распространения возбуждения из проекционной зоны основного условного стимула, например, реакция слюноотделения на звук, близкий к условному по тону.
Рассмотрим стадию генерализованного возбуждения и на примере формирования оперантного условного рефлекса, когда новой является не афферентная, как в классическом рефлексе, а эфферентная часть рефлекса. Другими словами, в оперангном рефлексе возникает новая операция. Всем, кто учился писать, известно, каких трудов стоят первые строчки палочек и крючочков в прописях. Мышцы всего тела напряжены, это тяжелая работа, сопровождаемая генерализованным возбуждением всей моторной коры. На начальных этапах формирования двигательного навыка в спорте также наблюдается напряжение мышц, не участвующих в выполнении движения.
29. Особенности ВНД человека
Две сигнальные системы действительности. Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный характер, как и у животных. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее и развивается внутреннее торможение.
Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.
Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.
Формирование человека связано с трудовой деятельностью, Коллективная трудовая деятельность людей способствовала возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность больших полушарий головного мозга. Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная система действительности. У человека «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй системы, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимым и видимых» (Павлов). Слово, речевые сигналы могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи.
31. Физ. Характеристика холерического типа темперамента
По определению И.П. Павлова холерик - сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Нервная система холерика определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.
Холерический темперамент, в деятельности, характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем, такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Это энергичные, стремительные, боевые, задорные, смелые, уверенные, решительные, инициативные люди. Азартно берутся за работу. В критический момент могут работать долго и неудержимо с максимальной концентрацией сил. Быстро решают проблемы и преодолевают трудности. Схватывают информацию на лету. Быстро запоминают, даже не успев осознать, однако вспыльчивы, несдержанны, нетерпеливы, прямолинейны, самоуверенны. Плохо владеют собой.
Не могут делать монотонную, медленную работу.
Долгое ожидание или неудачи способны вывести их из себя. Стараясь как можно скорее получить результат, начинают опережать события, суетиться. Особенно угнетают их необходимость сдерживать свою чрезмерную активность.
33. ФХ флегматического типа темперамента
Флегматик – это тип темперамента человеческой личности, характеризующийся спокойствием, сдержанностью, выдержкой, самообладанием. Психические реакции и нервные процессы флегматика развиты достаточно сдержано и реализуются очень медленно. Для людей с данным типом темперамента характерна инертность, спокойствие. Они могут заниматься сложной трудовой деятельностью, требующей выдержки и устойчивости нервной системы. Возникновение данного название идет со временен Древней Греции. Флегматиками стали называться люди, у которых лимфатическое вещество занимало основную часть жизненно необходимых веществ. Лимфа на древнегреческом звучала, как «флегма». Так возникло название темперамента. В Древней Греции флегматиками называли людей, которые никогда не подвергались эмоциональным бурным реакциям, чье настроение всегда было стабильным и не подверженным влиянию внешних факторов. Замечание 1 В отличие от личностей с другим типом темперамента, флегматики способны перенести практически любые стрессовые ситуации достаточно устойчиво, сохранив здравость ума и спокойствие. При этом, в некоторых особенно сложных стрессовых случаях, флегматик может просто отключится, чтобы не реагировать на накал страстей.
Нарушить устойчивость флегматика достаточно проблематично. Однако, если гнев флегматика будет накапливаться долгое время, то взрыв все-таки может случиться. И тогда успокоить эту личность будет очень сложно. Флегматичная личность страшна в гневе.
35. Классификация свойств нервной системы по В.М. Русалову
Отечественный психофизиолог Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Теория функциональной системы Анохина включает четыре блока: хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, принятия решений, исполнения и обратной связи).
Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за:
• широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой);
• легкость переключения с одной программы поведения на другую;
•скорость исполнения текущей программы поведения;
• чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
37. Учение П.К. Анохина о физиологических механизмах функциональных систем
Функциональная система, по П.К. Анохину, включает в себя пять основных компонентов:
1. Полезный приспособительный результат – то, ради чего создается функциональная система;
2. Аппарат контроля (акцептор результата) – группу нервных клеток, в которых формируется модель будущего результата;
3. Обратную афферентацию (поставляет информацию от рецептора в центральное звено функциональной системы) – вторичные афферентные нервные импульсы, которые идут в акцептор результата действия для оценки конечного результата;
4. Аппарат управления (центральное звено) – функциональное объединение нервных центров с эндокринной системой;
5. Исполнительные компоненты (аппарат реакции) – это органы и физиологические системы организма (вегетативная, эндокринные, соматические).
Состоит из четырех компонентов:
а) внутренних органов;
б) желез внутренней секреции;
в) скелетных мышц;
г) поведенческих реакций.
39. Роль акцептора результатов действия в принятии решения
Аппарат акцептора результатов действия - один из самых интересных в деятельности мозга и практически так же универсален и "вездесущ", как обратная афферентация и афферентный синтез. Формирование этого механизма нарушает устоявшееся представление о поступательном ходе возбуждений по центральной нервной системе согласно рефлекторному процессу. Акцептор результатов действия на основе многостороннего механизма афферентного синтеза не является выражением последовательного развития всей цепи явлений поведенческого акта. Он "предвосхищает" афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром.
Акцептор результатов действия является весьма сложным аппаратом. По сути дела он должен сформировать какие-то тонкие нервные механизмы, которые позволяют не только прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата, но и сличать их с параметрами реального результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат дает единственную возможность организму исправить ошибку поведения или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных. Здесь следует также подчеркнуть, что различного рода "поиски" и компенсации также могут повести к полезному результату через такого рода оценку обратной афферентации. Циркуляторное развитие этих возбуждений при "узнавании" и "поиске" может быть столь быстрым, что каждый блок этой функции, состоящей из компонентов: результат - обратная афферентация - сличение и оценка реальных результатов в акцепторе результатов действия - коррекция - новый результат и т.д., может развиться буквально в доли секунды. Особенно быстро этот процесс протекает в условиях "сканирования" и "слежения".
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты