19. Количественная обработка и психологическая интерпретация результатов для родительской и детской подсистем.
22. Построение выводов о характере детско-родительских отношений в обследуемой семье.
23. Особенности психологической интерпретации диадных и триадных отношений в психологическом портрете семьи.
19. Количественная обработка и психологическая интерпретация результатов для родительской и детской подсистем.
Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.
ОПРОСНИК «ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ» (PARI) (Е.С. Шефер и Р. К. Белл)
Цель методики
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
22. Построение выводов о характере детско-родительских отношений в обследуемой семье.
Первая стадия: доверие-недоверие – охватывает первый год жизни ребенка. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого – доверие, а отрицательный – недоверие.
Что поможет ребенку доверять родителям? Основой является ощущение безопасности и доверия, которое испытывает ребенок. Психологической задачей для родителей выступает формирование условий для возникновения доверия, которое базируется в первую очередь на привязанности к матери. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависимость – не синонимы.
Вторая стадия: самостоятельность и нерешительность – наступает на втором и третьем годах жизни ребенка. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него появляется самостоятельность.
Третья стадия: предприимчивость и чувство вины – приходится на возраст от 4 до 5 лет. К этому возрасту ребенок приобрел множество навыков и создал психологическую базу для развития изобретательности. Если родители показывают ребенку, что его игры вредны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии бестолковы, то он начинает чувствовать себя виноватым.
Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информацией, поддержке развития детской игры.
23. Особенности психологической интерпретации диадных и триадных отношений в психологическом портрете семьи.
Определение «диада» было введено в качестве специального термина в работах Р. Шпица [12] и обозначает «систему мать-дитя», в которой мать и ребенок не являются самостоятельными субъектами, а являются членами единой психобиологической системы. Р. Шпиц ссылается на работы Г. Земмеля, который еще в 1908 году обратил внимание на то, что источником всех социальных отношений личности являются ранние отношения в группе «мать – дитя». Этой группе Г. Земель и дал имя «диада». По мнению Р. Шпица отношения в диаде фундаментально отличаются от всех остальных социальных отношений. Они не симметричны, вклад матери и ребенка в эти отношения не одинаков. Для ребенка окружающая среда сводится к матери (или лицу, ее заменяющему), мать и ребенок образуют «закрытую систему», состоящую из двух элементов.
В настоящее время понятие «диада» используется в ряде направлений, изучающих раннее развитие личности: в теории объектных отношений, теории привязанности, теории социального научения, в теориях раннего когнитивного развития, в младенческой психиатрии и психоанализе и др. Особенности диадических отношений рассматриваются как определяющие развитие различных психосоматических и психических нарушений и используются в психотерапии и психологическом консультировании в диагностических, коррекционных и терапевтических целях.