Психология Шпаргалка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Поделиться
По дисциплине «Общая психология»:
1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.
2. Психика, ее возникновение, стадии развития.
3. Уровни методологии науки. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
4. Сознание, его структура, функции и состояния. Развитие сознания.
5. Характеристика неосознаваемых процессов. Неосознаваемые процессы в функционировании психики.
6. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности. Развитие деятельности человека.
7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.
8. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений.
9. Восприятие: физиологические основы, свойства, виды.
10. Внимание: свойства, виды, теории.
11. Понятие памяти. Теории памяти.
12. Типы и формы памяти.
13. Процессы памяти. Развитие памяти человека.
14. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие мышления человека.
15. Сравнительный анализ теорий мышления.
16. Интеллектуальные способности.
17. Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи.
18. Понятие воображения и его виды. Функции воображения. Свойства и способы создания образов воображения.
19. Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности
20. Понятие личности в психоанализе, ее развитие.
21. Концепции личности в советской психологии, развитие личности.
22. Направленность как ведущий компонент структуры личности.
23. Способности и их природа. Классификация способностей.
24. Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности.
25. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
26. Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора.
27. Классические и современные теории темперамента.
28. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.
29. Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.
30. Самосознание личности, его развитие.
По дисциплинам «Психология семьи»,«Психологическая помощь семье в ситуации кризиса»:
1. Основные положения психодинамической концепция семьи.
2. Причины супружеских дисгармоний с позиций бихевиористического подхода к семье.
3. Рационально-эмотивный подход к семье.
4. Понятие о семейных мифах, их роль в регуляции брачно-семейных отношений.
5. Стадии развития супружеских отношений в эволюционной теории (Э.Бэйдер, П. Пирсон).
6. Проблема эмоционального отделения взрослеющих детей от родительской семьи в теории эмоциональных систем М. Боуэна.
7. Причины и симптомы незрелости супружеских отношений в теории М.Боуэна.
8. Сравнительный анализ форм семейной психотерапии.
9. Концепция брака в гуманистической семейной психотерапии.
10. Характеристика основных этапов жизненного цикла семьи (задачи и трудности развития).
11. Консультирование супруга, переживающего адюльтер. Схема психологического консультирования супружеской неверности (по А.Н. Волковой).
12. Стадии эмоционального восстановления после развода (по С. Кейгану).
13. Неполная семья: виды, особенности межличностных отношений.
14. Психологическое консультирование семьи на разных этапах жизненного цикла.
15. Понятие о циркулярном интервью с семьей. Виды вопросов в семейной психотерапии.
16. Первая встреча семейного терапевта с семьей: цель, план проведения.
17. Генограмма как метод исследования и психологической помощи семье.
18. Психологические теории любви.
19. Возрастные особенности переживания и преодоления горя.
20. Группы поддержки детям и взрослым в горе.
21. Семейный и диадический копинг стресса: понятие и диагностика.
22. Психологическое сопровождение беременности.
23. Перинатальная потеря: понятие, особенности переживания членами семьи, последствия и психологическое сопровождение.
24. Сексуальное здоровье и его показатели.
25. Биологическая, социальная, психологическая, социально-психологическая норма сексуальности, критерии оценки.
26. Периоды формирования сексуальности.
27. Симптоматический подход к переживанию утраты (Э. Кюблер-Росс, Э. Линдеманн).
28. Концепция Дж. Вордена при работе с утратой.
29. Терминальный больной в семье. Динамика и типы взаимоотношений в семьях терминальных больных (по А.В. Гнездилову).
30. Хосписы: история и основные принципы работы. Паллиативная помощь.
31. Работа психолога с терминальными больными и их семьями: особенности, профессиональные и личностные компетенции психолога.
32. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.
33. Психологическое сопровождение жертв насилия (детей, переживших насилие в семье).
34. Психологическое сопровождение жертв насилия (женщин-жертв домашнего насилия).
35. Суицид в семье. Переживание горя детьми как следствие суицида родителя. Шкала травмы А. Дырегрова.
36. Направления и методики диагностического исследования семьи, информирование по результатам диагностики.
37. Количественные и качественные методы семейной диагностики.
38. Семья и ребенок с особенностями психофизического развития. Виды особенностей психофизического развития ребенка.
39. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития ребенка (по К.С. Лебединской).
40. Дети с синдромом раннего детского аутизма: классификация (О.С. Никольская), психологическая характеристика.
41. Основные принципы психологической помощи семье с ребенком с особенностями психофизического развития.
42. Виды отношения семьи к ребенку с особенностями психофизического развития.
43. Стратегия работы психолога с семьей, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития.
По дисциплине «Общая психология»:
1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.
Место П. в системе наук определяется уровнем развития псих. знаний. До 19 в П. не являлась самой наукой, занимала место между биологией и соц. Науками. К 19 в. П. стала самостоятельной фундаментальной и заняла место в системе наук. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особ формы жизнедеятельности.
2. Психика, ее возникновение, стадии развития.
ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Развитие психики представляет количеств. и качеств. изменения, обусловленные воздействием окруж. среды.
3. Уровни методологии науки. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
Общая схема уровней методологии:
1) Уровень философской методологии (человек по своей природе, например, человек как ценность). Выполняет интегративную функцию в познании человека.
4. Сознание, его структура, функции и состояния. Развитие сознания.
С.-это высшая форма психики, кот. представляет единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. С.- отличительной свойство чел., оно позволяет устанавливать связи между индивидом и окруж. действительностью.
5. Характеристика неосознаваемых процессов. Неосознаваемые процессы в функционировании психики.
Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное). Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:1.неосознаваемые механизмы сознательных действий: -неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания.
6. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности. Развитие деятельности человека.
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.
Т. Выготского относится к поднаправлению социализации из третьего направления. Основной момент – показать, как отношение в системе субъект-среда определяет развитие ребенка. При этом, он считает, что эти отношения явл. сложными и представляют собой сложную систему взаимодействий субъекта и среды.
8. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений.
ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
9. Восприятие: физиологические основы, свойства, виды.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. 1.Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга.
10. Внимание: свойства, виды, теории.
На сознание человека действует большое количество раздражителей. В мозг постоянно поступает огромная масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую и ограничить доступ не имеющей значимости для данной деятельности. Механизмом, организующим психическую деятельность человека, является внимание.
11. Понятие памяти. Теории памяти.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается.
12. Типы и формы памяти.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
13. Процессы памяти. Развитие памяти человека.
Процессы памяти.
1.Запоминание. Память начинается с запоминания информации: образов, слов, любых впечатлений.Это процесс запечатления и последующего сохран воспринятой информации.2.Сохран информации. Память — это в определенном смысле склад информации и требование к памяти — хранить надежно, долго и без потерь.
14. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие мышления человека.
Мышление включено во все виды деятельности человека и связано со всеми личностными особенностями человека. Мышление считается высшим познавательным процессом. Понятие - форма мышления в которой отражаются общие и причем существенные свойства предметов и явлений.
15. Сравнительный анализ теорий мышления.
Ассоциативная теория мышления.Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. Метод исследований определил название теории мышления в ассоциативной психологии – теория репродуктивного мышления.
16. Интеллектуальные способности.
Понятие "интеллект" (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта (Леонтьев А.Н., 1981; ClauB G, 1976).
17. Речь и язык. Функции и виды речи. Психологическая теории речи.
Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Речь - это психический процесс передачи информации опосредованный языком.
18. Понятие воображения и его виды. Функции воображения. Свойства и способы создания образов воображения.
Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека. воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
19. Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности.
Персонология — система знаний о личности, включающая в себя филос-е, социолог-е, биолог-е, истор-е, мед-е, юр-е, педагогические аспекты, причем приоритетным явл-ся психолог. знание. Цель: объяснить с позиции науки, почему ч-к ведет себя так или иначе. А так же помогать людям жить осмысленно.
20. Понятие личности в психоанализе, ее развитие.
Основой психодинамика подхода к пониманию личности явл структурная модель личности, разраб 3.Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия — увелич удовольствия и миним неудовольствия.
21. Концепции личности в советской психологии, развитие личности.
1. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций личности (Л. С. Выготский). Согласно его концепции, личность является носителем высших психических функций и возникает в результате культурного развития.
22. Направленность как ведущий компонент структуры личности.
Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи (Рубинштейн, А. Н. Леонтьева Б.Г. Ананьева).
Направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность –это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности.
23. Способности и их природа. Классификация способностей.
Способности –это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и в общении.
24. Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности.
Эмоции –это вид психологических состояний, они проявляются в виде переживаний, ощущений, чувств. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.
25. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
Потребность — это вид функциональной или психологической нужды, это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
26. Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора.
Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.
27. Классические и современные теории темперамента.
На основе теории Гиппократа, постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента, по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме, и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (кровь), холерическому (желчь), меланхолическому (черная желчь) и флегматическому (слизь).
Типы темпераментов по Канту.
28. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.
Под характером обычно понимают свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.
29. Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.
Воля – это сквозной психический процесс, та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.
30. Самосознание личности, его развитие.
Самосознание личности - это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное "Я", а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом.
По дисциплинам «Психология семьи»,«Психологическая помощь семье в ситуации кризиса»:
1. Основные положения психодинамической концепция семьи.
Генри Дике (1967) впервые заговорил о возможности использования теории объектных отношений Фейербейрна для понимания супружеского взаимодействия и детско-родительских отношений. С точки зрения психодинамической теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а следовательно, и особую организацию личности, и интернализованные модели межличностного взаимодействия между супругами, родителями и детьми.
2. Причины супружеских дисгармоний с позиций бихевиористического подхода к семье.
Первый тип ("соперничество") преобладает в парах в первые 6 лет супружества; это частые ссоры и изнурительные объяснения. Тематика конфликтов обычно связана с проблемой взаимоотношений, распределением обязанностей, отношениями с родственниками и друзьями. Поводом к конфликтам становятся кризисные моменты: беременность, рождение ребенка, разъезд с родителями и т. д.
3. Рационально-эмотивный подход к семье.
Альберт Эллис является автором рационально-эмотивной философии, рационально-эмотивной теории и рационально-эмотивной терапии (RET), которая с 1992 г. называется рационально-эмотивно-бихевиоральной терапией (REBT). Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств.
4. Понятие о семейных мифах, их роль в регуляции брачно-семейных отношений.
Семейный миф - это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история.
Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда посторонний человек входит в семью, семья меняет социальное окружение или в моменты каких-то серьезных социальных перемен.
5. Стадии развития супружеских отношений в эволюционной теории (Э.Бэйдер, П. Пирсон).
Стадия симбиоза сильная по накалу чувств и взаимоотдачи. Они думают друг о друге, живут друг другом и не могут представить свою жизнь иначе. Возлюбленный воспринимается с лучшей стороны. Сходства между партнерами превозносятся, а различия не отмечаются. На этой стадии влюбленные ухаживают друг за другом и ничего не хотят менять.
6. Проблема эмоционального отделения взрослеющих детей от родительской семьи в теории эмоциональных систем М. Боуэна.
С помощью понятия «эмоциональное отделение от семьи» М. Боуэ описывает эмоциональные процессы, происходящие между поколениям. Речь идет о неизбежном этапе в индивидуальной жизни человека, в развитии эмоциональных отношений в семейной системе, связанном с взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь.
7. Причины и симптомы незрелости супружеских отношений в теории М.Боуэна.
Дифференциация Я – это основное понятие теории Боуэна. Степень адаптивности людей к среде обусловлена разными уровнями дифференциации. Дифференциация Я представляет собой способность быть отдельной личностью, сохраняя связь с окружающими, или способность сепарироваться, сохраняя близкие отношения.
8. Сравнительный анализ форм семейной психотерапии.
1. Индивидуальная психотерапия. Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации.
9. Концепция брака в гуманистической семейной психотерапии.
Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии.
10. Характеристика основных этапов жизненного цикла семьи (задачи и трудности развития).
Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.
Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
11. Консультирование супруга, переживающего адюльтер. Схема психологического консультирования супружеской неверности (по А.Н. Волковой).
Консультирование. Супружеская измена может быть разрешена через восстановление супружеских отношений или распад брачного союза.
Задачи психологической помощи клиенту в случае распада супружеских отношений состоят в построении нового образа жизни, преодолении реакции горя, формировании новых межличностных отношений, которые могут компенсировать утрату.
12. Стадии эмоционального восстановления после развода (по С. Кейгану).
1. Шок и отрицание. Первая реакция на известие может быть самой разнообразной: крик, двигательное возбуждение или, наоборот, оцепенение. Затем наступает состояние психологического шока, для которого характерно отсутствие полноценного контакта с окружающим миром и с самим собой.
13. Неполная семья: виды, особенности межличностных отношений.
Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества.
14. Психологическое консультирование семьи на разных этапах жизненного цикла.
Период ухаживания. Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса.
15. Понятие о циркулярном интервью с семьей. Виды вопросов в семейной психотерапии.
Понятие циркулярного взаимодействия оказывается тесно связано с феноменом замкнутого круга, который особенно тщательно изучался в рамках стратегической семейной психотерапии. Представители миланской школы семейной психотерапии (Мара Сель- вини Палаццоли, Луиджи Босколо, Джанфранко Чеккин, Джулиана Прата), работающие с тяжелыми психическими расстройствами, предложили использовать метод циркулярного интервью (системной беседы), кот впоследствии был расширен и распространен на все случаи работы с семьей.
16. Первая встреча семейного терапевта с семьей: цель, план проведения.
Разговор должен вести терапевт, и лучше всего обратиться сначала к социальному аутсайдеру — обычно это отец, отец отца, предыдущий супруг, ребенок от прошлого брака или усыновленный ребенок. Цель терапевта, когда он управляет ходом первой встречи, состоит в том, чтобы показать семье, что они имеют дело с силой.
17. Генограмма как метод исследования и психологической помощи семье.
Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии. Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами.
18. Психологические теории любви.
Теория любви В.И. Мустейна
По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: А) чувство; Б) установка; В) поведение; Г) здравый смысл.
19. Возрастные особенности переживания и преодоления горя.
1. В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию. Постоянство смерти еще не осознается. Ребенок не в состоянии понять значение слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагир на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или замыкаться в себе.
20. Группы поддержки детям и взрослым в горе.
Группы поддержки - форма групповой работы, в которой происходит организация общей деятельности. Объединяет группу сходство проблем, которые в одиночку люди решить не могут. Потребность участников объединяться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов.
21. Семейный и диадический копинг стресса: понятие и диагностика.
Диадический копинг рассматривается как копинговые усилия одного из партнеров, направленные на улучшение и усиление функционирования другого партнера, и их взаимоотношения. По мнению Г. Боденманна данная форма копинга выступает системным событием, основанным на учете стресс-сигналов одного партнера, восприятии этих сигналов другим партнером и его ответные реакции в какой-либо форме диад копинга.
22. Психологическое сопровождение беременности.
Психологическое сопровождение беременности – это обсуждение вопросов протекания беременности, родов, состояния женщины в послеродовый период, коммуникации с ребенком до и после его рождения, с другой стороны, определение психологической, эмоциональной готовности женщины к вынашиванию и рождению ребенка и к удовлетворяющему обе стороны (матери и младенца) взаимодействию в послеродовый период.
23. Перинатальная потеря: понятие, особенности переживания членами семьи, последствия и психологическое сопровождение.
Перинатальная потеря (медицинское понимание) – гибель плода, на различных стадиях беременности, во время родов или смерть новорожденного вскоре после родов. Специфичность перинатальных потерь: 1) Родители теряют свои надежды и мечты о себе как о родителях, о своем ребенке. 2) Для большинства окружающих это потеря не является реальной и потому длительное переживание горюющих не признается.
24. Сексуальное здоровье и его показатели.
Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность и способность к любви.
Показатели сексуального здоровья в современной сексологии (по Либиху): 1. хороший уровень полового влечения. Желание — это бытовое название достаточного уровня полового влечения, которое обеспечивается соответствующей регуляцией.
25. Биологическая, социальная, психологическая, социально-психологическая норма сексуальности, критерии оценки.
Понятие сексуальной нормы не тождественно понятию сексуального здоровья, но является его неотъемлемой частью. Сексуальное здоровье включает, кроме сексуальной нормы, состояние сексуальной адаптации, обусловленной всеми уровнями взаимодействия партнеров: анатомо-физиологическим, социальным, социально-психологическим.
26. Периоды формирования сексуальности.
Сексопатологи выделяют несколько основных периодов развития сексуальности:
1. Парапубертатный период. Период от рождения до 7 лет. В этом возрасте формируется половое самосознание и начальный этап стереотипа полоролевого поведения.
27. Симптоматический подход к переживанию утраты (Э. Кюблер-Росс, Э. Линдеманн).
Парадокс жизни заключается в том, что каждый раз, приобретая что-то, мы одновременно, осознавая это или нет, что-то теряем. Развитие — единый процесс созидания и разрушения. Каждый год природа являет нам естественность этого процесса и его постоянную цикличность (от осени к весне, от умирания к возрождению и наоборот).
28. Концепция Дж. Вордена при работе с утратой.
Концепция удобна для работы с актуальным горем, а также если приходилось иметь дело с горем, не пережитым много лет назад и вскрывшимся во время терапии, начатой по соверш др запросу. Д.В. Ворден предложил вариант описания реакции горя не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя.
29. Терминальный больной в семье. Динамика и типы взаимоотношений в семьях терминальных больных (по А.В. Гнездилову).
Известно, что родственники терминальных больных переживают почти такие же психологические реакции в ответ на стресс приближающейся смерти, как и сами больные. Их сила, качество, взаимоперекрещиваемость с реакциями больных часто определяют характер семейного климата.
30. Хосписы: история и основные принципы работы. Паллиативная помощь.
Паллиативная помощь – это особая деятельность по поддержанию клиентов с длительно текущим заболеванием, не поддающимся лечению, а лечении симптоматики является важнейшей социальной, психологической и духовной проблемой.
31. Работа психолога с терминальными больными и их семьями: особенности, профессиональные и личностные компетенции психолога.
Терминальная психотерапия – это направление, занимающееся тяжело больными, неизлечимыми или умирающими от старости пациентами. Это люди, пораженные в основном раком и СПИДом, болезнями которые неотвратимо ведут к смерти.
32. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.
Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:
1. экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;
2. длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.
33. Психологическое сопровождение жертв насилия (детей, переживших насилие в семье).
Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилия и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера.
34. Психологическое сопровождение жертв насилия (женщин-жертв домашнего насилия).
При предоставлении первой психологической помощи психолог должен:- способствовать тому, чтобы женщина рассказала о произошедшем;- помочь выявить, назвать и выразить чувства связанные с насилием;- предоставить информацию про суть насилия и его последствия;- убедиться, что женщина осознает, что то, что с ней случилось - это насилие;- объяснить, что ответственность за насилие полностью лежит на агрессоре…
35. Суицид в семье. Переживание горя детьми как следствие суицида родителя. Шкала травмы А. Дырегрова.
Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Дети, которые являлись свидетелями суицида родителя, попадают в группу, где горе переживается паталогически. Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе.
36. Направления и методики диагностического исследования семьи, информирование по результатам диагностики.
Использование любой психодиагностической методики содержит в себе возможность получения самой разнообразной информации о личности тестируемого. Все определяется целью, стоящей перед исследователем: для чего и какая информация о человеке ему необходима.
37. Количественные и качественные методы семейной диагностики.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ - методы исследования, ориентированные на схватывание индивидуально-специфичного, уникального, максимально приближенного к условиям проявления в реальной жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
38. Семья и ребенок с особенностями психофизического развития. Виды особенностей психофизического развития ребенка.
В семейной психологии (Э.Г. Эйдемиллер) семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, относится к дисгармоничному типу, так как считается, что она не может выполнить все функции, особенно функцию гармоничного развития членов семьи. Появление такого ребенка вносит изменения в 4 основные подсистемы в семье: супружеск, родительскую, сиблинговую и экстрасемейную.
39. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития ребенка (по К.С. Лебединской).
1. При ЗПР конституционального происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека, отличающ детской пластичностью мимики и моторики. Эмоц сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психич складу ребенка более ран возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, в проявл игровых интересов, высокой внушаемости и недостаточной самостоятельности.
40. Дети с синдромом раннего детского аутизма: классификация (О.С. Никольская), психологическая характеристика.
О.С. Никольская (1985 г.) классификация на основе особен вторичных стереотипных поведенческих компенсаторными образований, являющ по природе своей, аутостимуляционными. Теорет базой явл представл об уровневой организации базальной системы эмоц регуляции поведения.
41. Основные принципы психологической помощи семье с ребенком с особенностями психофизического развития.
Первое направление — определение социально-психологического статуса ребенка с ОВЗ в системе семейных взаимоотношений.
• особенностей межличностного взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие; • потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих.
42. Виды отношения семьи к ребенку с особенностями психофизического развития.
Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку.
43. Стратегия работы психолога с семьей, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития.
Формы работы педагога-психолога с родителями делятся на три основные группы: 1) индивидуальные беседы; консультации; практикумы; посещение занятий; ведение тетрадей для домашних заданий; 2) групповые (коллективные):родительские собрания; вечера вопросов и ответов; заседания круглого стола; занятия-тренинги; совместные праздники и развлечения; дни открытых дверей; школы для родителей; родительские конференции.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты