21. Социально-психологические факторы суицидального поведения у современных подростков. Пути предупреждения суицидов в образовательной среде.
29. Концепция переживания Ф. Василюка.
30. Переживание как отражение открытого диалога с ситуацией А. Лэнгле.
36. Восстановление непрерывности.
37. Стремление к смыслу и учение о смысле В. Франкла.
21. Социально-психологические факторы суицидального поведения у современных подростков. Пути предупреждения суицидов в образовательной среде.
По данным зарубежной литературы, посвященной развитию суицидального поведения среди подростков, выделяют две группы факторов риска:
- потенциальные («создающие почву») факторы, к ним относят проблемы в семейных взаимоотношениях, дисгармоничность в структуре личности;
- актуальные (клинические) факторы, к ним относят депрессивное состояние с переживанием обиды, безнадёжности, гнева [3, с. 22-24].
Широкое распространение получила классификация, в соответствии с которой выделяют:
- биологические (наличие суицидов среди биологических родственников);
- психолого – психиатрические (наличие психического заболевания, индивидуально-психологические особенности личности, которые предрасполагают к суицидальному поведению, проявление самоповреждающего поведение в прошлом);
- социально-средовые факторы (влияние тяжелых стрессовых событий на жизнь человека).
29. Концепция переживания Ф. Василюка.
Центральным термином его теории является «переживание», в которое он вкладывает специфический смысл. Он использует его для обозначения не эмоциональной репрезентации субъекту содержаний сознания, а «особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией».
Ф.Е. Василюк предлагает собственную, хорошо аргументированную классификацию критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
Преимущественный тип критических ситуаций для первого субъекта — стресс, для второго — фрустрация, для третьего — конфликт, для четвертого — кризис.
Отыскав достаточно убедительную и эвристичную классификацию четырех типов критических ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), Ф.Е. Василюк ставит этой классификации в параллель (в качестве изоморфной) классификацию четырех типов «жизненных миров» (на пересечении независимых параметров сложности и трудности).
30. Переживание как отражение открытого диалога с ситуацией А. Лэнгле.
Удобная и понятная схема для работы с человеком, переживающим утрату, потерю, разрыв отношений, смерть близкого.
1. Человек поглощен собой, своими эмоциями, чувствами. Неустойчивое настроение, злость, зависть к другим людям, у которых все хорошо (как ему кажется). Вспомните, как часто вам попадались на глаза влюбленные милующиеся парочки, когда вы переживали крах отношений.
2. Осмысление существенного в ситуации, что имеет некое значение для человека. Выделение главного.
3. Противопоставление смысла и первоначального чувства, вызванного ситуацией. Здесь есть две позиции.
Пассивная: чувство обиды, ощущение перенапряжения, первичны "отрицательные" эмоции. Основные вопросы "за что? почему?". Постоянное "кручение пластинки" и "пережевывание" всего случившегося с данной позиции ведет в хронический кризис, депрессию. Потому как чаще всего невозможно ответить на такие вопросы.
Активная: возникновение внутреннего диалога, новое понимание ситуации, формирование позиции и установки по отношению к пережитому. Вопрос: "для чего это случилось со мной?" Эта позиция позволяет перейти к следующей стадии.
36. Восстановление непрерывности.
Категория «непрерывность» представляет собой совокупность событий, явлений, процессов, неразрывно связанных, следующих друг за другом и таким образом обеспечивающих некоторое постоянство всего происходящего в пространстве и времени. Однако возможно ли переживать подобное постоянство в реальной жизни? С одной стороны, возможно, поскольку жизненный путь человека, как правило, состоит из привычных, ожидаемых событий, обусловливающих чувство безопасности, определенности, защищенности. Возникает «иллюзия собственного бессмертия» [5]: человек, не имея возможности зафиксировать начало и окончание своего бытия, сконцентрирован на самом процессе жизнедеятельности.
Однако, с другой стороны, говорить о постоянстве очень сложно, поскольку непрерывность человеческого существования подвергается испытанию при встрече с кризисами бытия [1], когда под влиянием ситуационных факторов или вследствие личностного выбора происходят события, в основе которых лежат риск, неопределенность и непредсказуемость последствий. Осуществляется проверка «иллюзии собственного бессмертия» на предмет ее целесообразности: человек оказывается наедине с самим собой и сталкивается с неопровержимостью существования крайних точек бытия — его начала и конца. В результате может наблюдаться снижение способности к установлению контроля над происходящими событиями, что приводит к нарушению или разрыву непрерывности: утрачивается связь человека с предшествующим опытом, не осознаются перспективы его дальнейшего развития.
37. Стремление к смыслу и учение о смысле В. Франкла.
В теории личности В Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».
Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.