Теория и методика физического воспитания Шпаргалка
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Теория и методика физического воспитания»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Теория и методика физического воспитания
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Поделиться
1 Теория и методика физ. культуры как научная дисциплина. Цель и предмет методики физ. культуры
2 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
3 Методы исследования в теории физ. культуры
4 Основные понятия теории и методики физического воспитания
5 Функции физ. культуры (общекультурные, специфические)
6 Базовая физ. культура и ее разновидности
7 Фоновая физ. культура и ее виды (гигиеническая, оздоровительно-рекреативная)
8 Общая характеристика профессионально-прикладной физ. культуры
9 Общая характеристика оздоровительно-реабилитационной физ. культуры (оздоровительная физ. культура, адаптивная физ. культура и др.)
10 Общая характеристика спорта как специализированного направления физ. культуры
11 Характеристика спорта высших достижений и массового спорта
12 Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания
13 Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания
14 Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
15 Характеристика нагрузки и ее параметров в физическом воспитании
16 Типы интервалов отдыха в процессе физического воспитания. Активный и пассивный отдых
17 Техника физических упражнений (основа, определяющее звено, детали техники, фазы двигательных действий)
18 Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамические, ритмические)
19 Общая характеристика методов физического воспитания
20 Общая характеристика метода строго регламентированного упражнения (МСРУ)
21 Методы строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям (целостный и расчлененный)
22 Методы строго регламентированного упражнения при развитии двигательных способностей
23 Организация занятий по методу круговой тренировки
24 Игровой метод в физическом воспитании
25 Соревновательный метод в физическом воспитании
26 Общая характеристика общепедагогических методов
27 Характеристика словесных методов
28 Характеристика методов обеспечения наглядности
29 Характеристика общих принципов системы физического воспитания
30 Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания
31 Принцип прикладности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания
32 Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. . Требования к его реализации в системе физического воспитания
33 Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
34 Принцип систематичности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания
35 Принцип доступности и индивидуализации. Требования к его реализации в процессе физического воспитания
36 Принцип сознательности и активности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания
37 Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания
38 Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям. Перенос навыков
39 Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)
40 Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)
41 Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (задачи и особенности методики)
42 Аэробная выносливость и методика ее направленного развития
43 Анаэробная выносливость и методика ее направленного развития
44 Силовая выносливость и методика ее направленного развития
45 Общая характеристика силовых способностей
46 Методика направленного развития силовых способностей
47 Собственно-силовые способности и методика их направленного развития
48 Скоростно-силовые способности. Общая характеристика, задачи, используемые средства физического воспитания
49 Общая характеристика скоростных способностей
50 Быстрота простой и сложной двигательной реакции и методика ее направленного развития
51 Скоростные способности и методика их направленного развития
52 Общая характеристика двигательно-координационных способностей
53 Методика направленного развития двигательно-координационных способностей
54 Общая характеристика гибкости
55 Методика направленного развития гибкости
56 Характеристика правильной осанки и методика ее формирования
57 Урочные формы занятий физическими упражнениями. Виды урочных форм и определяющие черты
58 Неурочные формы занятий физическими упражнениями. Виды неурочных форм и определяющие черты
59 Физическое воспитание как многолетний процесс и его особенности в различные периоды возрастного развития
60 Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей раннего возраста
61 Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей дошкольного возраста
62 Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей школьного возраста
1 Теория и методика физ. культуры как научная дисциплина. Цель и предмет методики физ. культуры
Теория и методика физической культуры как научная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний, которая определяет уровень профессиональной деятельности в области физического воспитания.
Цель теории и методики физической культуры - осмысление сущности физического воспитания, обобщение практического опыта, формирование теоретических и методических положений развития и функционирования системы физического воспитания.
В науке о физическом воспитании объект исследования – педагогический фактор (система физических упражнений, методы обучения и др.), а под субъектом – человек, его реакция на выполнение упражнений.
Предмет изучения теории физического воспитания – установление общих закономерностей физического воспитания как педагогического процесса, которые свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения: детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов.
Предметом изучения методики физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность (методики общей и профессиональной физической подготовки, методика спортивной подготовки и т.д.).
Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся: их возрасту, полу (методика физического воспитания дошкольников, школьников, женщин и др.).
Как теория, так и методика физического воспитания не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физического воспитания представляет развивающуюся систему наиболее современных научных положений, отражающих суть физического воспитания. Методики создают базу для теоретических обобщений и реализуют общие закономерности в систему педагогических рекомендаций.
5 Функции физ. культуры (общекультурные, специфические)
Функции физической культуры – присущие ей свойства воздействовать на человека и на другие сферы общественной жизни.
Различают общекультурные и специфические функции физической культуры.
К общекультурным относятся: функция духовного воспитания; экономическая; зрелищно-досуговая; познавательная функция.
Функция духовного воспитания. Чтобы научиться выполнять физическое упражнение, овладеть мастерством, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность, смелость, сконцентрировать внимание, мышление, воображение, память.
Экономическая функция. Как отрасль народного хозяйства требует для своего развития финансовых затрат, но является выгодной сферой капиталовложений.
Функция досуга: − активные занятия физкультурой и спортом, − опосредованное «потребление» физической культуры через чтение спортивной прессы, посещение стадионов в качестве зрителя.
Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности.
К специфическим функциям физической культуры относятся: − функция физического воспитания; − оздоровительная; − соревновательная функция.
Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. От этого выигрывают и общество и сам человек.
Оздоровительно-рекреативная функция. Решение оздоровительных задач с помощью физической физкультуры достигается не только с помощью физических упражнений, но и широким применением оздоровительныхсил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузкамизначительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает творческое долголетие.
Соревновательно-достиженческая функция. Большинство современных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянному превышению достигнутого, к максимальному результату. Роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый участник стремится стать первым, либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю.
10 Общая характеристика спорта как специализированного направления физ. культуры
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Спорт является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. Конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Спорт в узком смысле слова - соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является: система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований); унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт».
Общедоступный, ординарный спорт называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый.
Спорт высших достижений, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможно лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивид
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений.
15 Характеристика нагрузки и ее параметров в физическом воспитании
Нагрузка - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови).
Общая величина нагрузки зависит от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; понятие же «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.
Если рассматривать каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема связанной с ним нагрузки будет относиться к длительности воздействия, а интенсивности - к силе воздействия.
Показатели объема при выполнении физического упражнения:
* с внешней стороны: время, занятое выполнением упражнения метраж или километраж преодоленной дистанции, отягощений, общее число повторений, количество физической работы за время упражнений и т.д.
* с внутренней стороны: общая пульсовая стоимость, энергетическая стоимость.
Показателями интенсивности являются:
с внешней стороны: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения, мощность работы и т.д.
с внутренней стороны: пульсовая интенсивность упражнения, энергетическая интенсивность упражнения и т.д.
Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
20 Общая характеристика метода строго регламентированного упражнения (МСРУ)
Методы, способствующие воспитанию физических качеств, относятся к группе МСРУ, так как имеют строгую регламентацию деятельности и по программе движения, и по характеру его выполнения режим должен быть стандартным, и по нагрузке и отдыху – нагрузка мало интенсивная, а отдых - полный.
К основным методам этой группы относятся: стандартный, переменный, интервальный и повторный методы.
а) стандартный (равномерный, дистанционный: чаще используется в циклических видах спорта; тренирующее воздействие происходит в процессе работы; способы повышения нагрузки: повышение интенсивности, повышение длительности; чаще - умеренная мощность работы (аэробная зона энергообеспечения); длительность работы от 10 до 30 минут (но при более высокой интенсивности длительность уменьшается). Преимущества метода: легко дозировать нагрузку; длительная работа оказывает благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает окислительные способности мышц. Недостатки метода: быстрая адаптация к стандартной работе; монотонность и невысокая интенсивность не дает значительных функциональных сдвигов.
б) переменный (вариативный): используется во всех видах двигательной деятельности; изменение нагрузки возможно за счет изменения скорости, длительности, способа выполнения действия, длительности отдыха, условий внешней среды; имеет варианты: с ритмичными колебаниями интенсивности, с неритмичными колебаниями интенсивности. Преимущества метода: устраняет монотонность; дает возможность для совершенствования техники с параллельным развитием физических качеств; совершенствует способность дифференцирования мышечных усилий. Недостатки метода: сложность дозировки нагрузки (так как сложна взаимосвязь различных энергетических механизмов).
в) интервальный метод: регламентируются и работа, и отдых; в зависимости от мощности работы тренирующее воздействие может наблюдаться и в период отдыха; пауза отдыха должна обеспечивать снижение ЧСС до 130-140 уд/мин; выполнение упражнения должно прекращаться, если не выполняются основные условия: скорость, темп движения; ЧСС при данной скорости; ухудшается скорость восстановления; варианты интервального метода: экстенсивный и интенсивный. Преимущества метода: точность в дозировке нагрузки; высокая скорость достижения состояния тренированности.
25 Соревновательный метод в физическом воспитании
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Соревновательный метод в занятиях физической культурой применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия, во втором - в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная, определяющая черта соревновательного метода - конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.
Соревновательный метод характеризуется также предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся. В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания.
Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
30 Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания
В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов
Принцип всестороннего гармонического развития личности. Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1) Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;
2) Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя.
35 Принцип доступности и индивидуализации. Требования к его реализации в процессе физического воспитания
Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.
Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке, способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.
Важность и особенности реализации общепедагогического принципа доступности в сфере физического воспитания обусловлены тем, что в процессе занятий физическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции организма. Если при этом завышается посильная мера нагрузок, возникает угроза для здоровья занимающихся, т. е. физические упражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицательное воздействие. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительной направленности физического воспитания.
Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях.
Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит от возможностей занимающегося и от объективных трудностей возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возможностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Вместе с тем не всякую преодолимую трудность можно считать с педагогической точки зрения оправданной. Чтобы не допустить опасного несоответствия между кажущейся доступностью и действительной «стоимостью» для организма физических нагрузок, необходимо, предвидеть как ближайший, так и отдаленный их эффект. Обязательными предпосылками к тому слу-жат глубокие специальные знания, профессиональный опыт специалиста, систематический врачебно-педагогический контроль.
Последовательно обеспечивать методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий.
40 Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)
Цель на втором этапе разучивания двигательного действия - завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом (углубленное разучивание).
Задачи этапа:
оптимизировать ориентировочную основу действия, придав ей качества осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых, добиться ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиям и установках);
совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;
повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.
В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.
Средства и методы:
метод целостного упражнения
речевой метод
метод идеомотороного упражнения
метод обеспечения наглядности
Частота занятий на втором этапе разучивания действия остается обычно такой же, как и на первом: чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового двигательного действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации - лучше чаще, но понемногу.
45 Общая характеристика силовых способностей
Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режимах работы.
Виды силовых способностей.
1. Собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях).
2. Скоростно-силовые («динамическая» сила в быстрых движениях). Вторые подразделяются на ряд разновидностей в зависимости от особенностей режима работы мышц при проявлении силы («амортизационная сила» и др.).
Важную разновидность составляет «взрывная сила» — способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Так, из динамограммы отталкивания при прыжке вверх с места у мастеров спорта и начинающих видно, что мастера проявляют большие величины силы в меньший промежуток времени.
Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима и медленных движений, например, при удержании предельных отягощений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы.
Для оценки степени развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу действия человека. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем выше внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.
50 Быстрота простой и сложной двигательной реакции и методика ее направленного развития
Простая реакция —ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета). Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции, однако в «обратном направлении» переноса не происходит.
При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты.
Когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно упражняться в скорости реакции на стартовый сигнал (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала — в быстроте первых движений. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты.
Другая методика «сенсомоторная» — основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.
Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и играх с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действия, 4) начать его осуществлять. В реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты.
55 Методика направленного развития гибкости
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движений доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям.
При применении внешних сил упражнения на растягивание называются пассивными.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
- движения, выполняемые с партнером;
- движения, выполняемые с отягощением, резиновым эспандером;
- пассивные движения с использованием собственной силы;
- движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела.
При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название - активных.
К активным движениям с полной амплитудой относятся:
- махи ногами и руками;
- наклоны и вращательные движения туловищем.
Упражнения для развития подвижности в суставах специалистами рекомендуется производить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использованием и «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.
Кроме выше перечисленных в практике занятий физическими упражнениями встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно - пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате.
В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:
- метод повторного упражнения;
- метод статического растягивания;
- метод совмещения с силовыми упражнениями;
- игровой и соревновательный методы.
60 Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей раннего возраста
Этапы раннего возраста:
0-1месяц – новорожденности;
1 месяц – 1 год – грудной;
1 года до 3 лет – ранний возраст;
Задачи:
-своевременное формирование соответствующих умений и навыков;
-развитие физических качеств ребенка;
-закаливание детского организма;
-обеспечение оптимального объема двигательной активности;
-формирование правильной осанки;
Важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы.
Формы для решения задач:
Физ. культурные занятия;
индивидуальная работа по развитию движений;
активно подвижные игры и движения на прогулке;
Методические требования:
доступность объяснения;
соблюдать рацион режим дня;
имитация и подражание по доходчивому образцу;
двигательная задача ставится в конкретной форме;
использование физические упражнения с предметами.
Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.
Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Заня-тия физическими упражнениями проводятся 2—3 раза в неделю.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты