1. Понятие и структура философии. Предмет философии и его историческая динамика.
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
3. Сущность человека в «философской антропологии» (М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
4. Философия Древнего Востока: основные школы и направления.
5. Общая характеристика античной философии, предпосылки её возникновения.
6. Софисты и Сократ. Сократические школы.
7. Философские воззрения Платона и Аристотеля.
8. Логика и теория познания Аристотеля.
9. Философия греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков).
10. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума.
11. Философия Августина Аврелия – апогея латинской патристики.
12. Схоластическая философия. Фома Аквинский: пять доказательств существования Бога.
13. Особенности философии эпохи Возрождения.
14. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон. Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк. Г. Лейбниц).
15. Философия французского Просвещения.
16. Учение о субстанции и рационалистическая гносеология Б.Спинозы.
17. Антропология и теология Блёза Паскаля.
18. Идеализм и агностицизм. Дж. Беркли. Д. Юм.
19. Концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
20. Немецкая классическая философия: учения Э.Канта, И.Г.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.В. Гегеля.
21. Основные достижения философии марксизма.
22. Философский иррационализм С. Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
23. Феноменология как метод и философское учение. Феноменология Э. Гуссерля.
24. Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, А. Камю). Проблема человека и свободы.
25. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей др.).
26. Философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф.Лиотар, Ж. Деррида и др.).
27. Особенности русской философии XIX – начала XX в. Философия В. Соловьева. Н. Бердяева.
28. Славянофилы и западники (Чаадаев П.Я., Хомяков А.С., Герцен А.И., Бакунин М.А.).
29. Онтология как философское учение о бытии. Фундаментальные категории онтологии.
30. Понятие метафизики и метафизического метода.
31. Понятие материи в философии и науке.
32. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
33. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.
34. Происхождение, основные характеристики, структура и функции сознания.
35. Понятие познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание и понимание.
36. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
37. Природа как объект философского и научного познания. Синергетика как новое видение природы.
38. Понятие и функции науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Формы научного знания.
39. Позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм. Методы научного исследования.
40. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Понятие общественного прогресса.
1. Понятие и структура философии. Предмет философии и его историческая динамика.
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия – это особая форма познания, вырабатывающая систему взглядов на мир, место человека в нем, на отношение человека к природе, обществу, другому человеку.
Структура философии: Отрасли философ знания: Онтология – учение о бытии; Гносеология – учение о познании; Логика – учение о формах и законах мышления; Этика – учение о морали и нравственности; Эстетика – учение об искусстве; Аксиология – учение о ценностях; История философии – попытка рассмотреть философию в ее развитии; Философия истории – общий взгляд на историю.
Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
3. Сущность человека в «философской антропологии» (М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
Философская антропология в рамках философской мысли XX века является самостоятельной школой. Складывается она в рамках немецкой философской мысли. Ее основные представители: М. Шелер («Положение человека в космосе»), Х. Плеснер («Ступени органического и человек») и А. Гелен («Человек. Его природа и положение в мире»).
Шелер выделяет пять основных идей о человеке: 1)Иудео-христианская идея, утверждающая сотворенность человека Богом и вытекающие отсюда онтологические и этические последствия. 2)Концепция «человек разумный». Согласно с ней человек объявляется единственным обладателем разума, который всецело предназначен для познания мира. 3)Точка зрения натурализма, позитивизма и прагматизма, которая отрицает духовную специфичность разума, видя в нем исключительно совокупность инстинктов и результатов чувственного восприятия. 4)Подход к оценке развития истории человечества как регрессу. Бытие человека при этом расценивается как нечто негативное, обреченное к гибели. Эти идеи Шелер находит в поэзии романтизма, в философии Шопенгауэра и Ницше и др. 5)Идея, которая превозносит человека на вершину мироздания. Такие идеи являются отчасти продолжением учения Ф. Ницше о «сверхчеловеке».
5. Общая характеристика античной философии, предпосылки её возникновения
Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.
Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, которая завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей.
В истории античной философии выделяются следующие периоды:
1. период натуралистической или "философии физиса" - ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI - V вв. до н.э.);
2. период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.);
3. период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции;
4. период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновении христианства (IV в. до н.э. - I в н.э.) - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;
5. античные школы христианского периода (I - начало VI вв. н.э.) - неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагоризм, неоплатонизм.
7. Философские воззрения Платона и Аристотеля.
Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).
9. Философия греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков).
Скептицизм (др.греч. «скептикос» — рассматривающий, исследующий) — это философия, основным принципом мышления которой является сомнение в надежности философской истины. Философия скептицизма возникла благодаря Пиррону (360 г. — 270 г. до н.э.) в городе Элиде. В основе философии скептицизма лежало убеждение в том, что счастье возможно и при отсутствии истины и ценностей, которые являются лишь отражением суеты. Это было уже не греческое, а восточное мировоззрение. С идеями о суетности мира Пиррон познакомился на Востоке, будучи участником походов Александра Македонского. Скептицизм, поэтому, создавался как альтернатива классическому образу жизни грека среди руин традиционных ценностей. Пиррон считал, что для обеспечения себе счастья, человек должен ответить на три вопроса: каковы вещи по природе; каково должно быть наше отношение к ним; каковы они будут и как надо себя вести.
11. Философия Августина Аврелия – апогея латинской патристики.
Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии. Чтобы послание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э., отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различными книгами и т.д. Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали отцы церкви.
Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин(354—430). Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.
13. Особенности философии эпохи Возрождения
Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолютна. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и большой удельный вес в ней космологических и натур философических концепций.
Противоречивое влияние на формирование философии оказали как антично средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное, прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями.
Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения.
15. Философия французского Просвещения.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое;
• атеистическо-материалистическое;
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
1. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• Отвергали идею личного Бога;
• Не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
• Видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей.
17. Антропология и теология Блёза Паскаля.
Блез Паскаль (1623-1662), который выступил в своих размышлениях против рациональной идеи Бога. Он писал: "Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем". Паскаль учил, что Бог непознаваем, а само человеческое познание ограничено. Человек находится в противоречивом положении, т. к. не способен ни к полному незнанию, ни к всеобъемлющему знанию. Для человека истина всегда частична, относительна.
Человеку нужна не идея Бога, а живой, личностный Бог. Эта мысль Паскаля кратко и ярко выражена в знаменитом "Мемориале" или "Амулете Паскаля".
Паскаль, блестящий математик и физик, после 1654 г. отказался от служения науке, стал затворником и писал книгу о христианстве, которая не была закончена. Фрагменты книги были собраны и опубликованы после смерти Паскаля под названием "Мысли о религии".
В "Мыслях" Паскаля развернута в фрагментарной форме цельная религиозно-этическая система, которая основана на принципах агностицизма. Сочинение Паскаля делится на две части. 1-я часть называется "Человек, не познавший Бога", 2-я часть — "Человек, обретший Бога".
19. Концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех». Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое, поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок. Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
21. Основные достижения философии марксизма.
Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.
Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.
Основные принципы идеологии марксизма:1) Человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;2) Социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;3) Образ мышления людей определяется их материальными условиями.
Практика в марксизме
По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.
23. Феноменология как метод и философское учение. Феноменология Э. Гуссерля.
Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.
Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.
Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.
Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.
25. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей др.).
Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.
Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".
27. Особенности русской философии XIX – начала XX в. Философия В. Соловьева. Н. Бердяева.
Русская философия второй половины 19 – начала 20 века. Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции». Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом.
29. Онтология как философское учение о бытии. Фундаментальные категории онтологии.
Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
- в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
- В Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др.
31. Понятие материи в философии и науке.
Основой многих онтологических, прежде всего концепций выступает понятие «материя» (от лат. materia – вещество). Содержание этой категории претерпело существенную трансформацию в процессе развития философского знания.
Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).
Второй этап – атомистические представления о материи. Материя здесь отождествлялась с веществом, с атомами, обладавшими комплексом свойств (массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью).
Третий этап – гносеологическое понимание материи. Из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.
Четвертый этап – субстанционально-аксиологические представления о материи. Он возник в середине XX века как реакция на сведение понятия материи только к одному ее свойству – объективной реальности, и утверждает, что у материи много атрибутов (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время и др).
33. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.
Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диалектика начала восприниматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы: Диалектика выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В тих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают: I. Объективная диалектика – все формы связи в реальности.
35. Понятие познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание и понимание.
Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире. Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:
Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета
Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности.
Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета.
37. Природа как объект философского и научного познания. Синергетика как новое видение природы.
Природа — это естественная среда обитания человека; весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. На соврем этапе общественного развития характер отношений в системе «человек—природа— общество» определяет сложную экологическую ситуацию в мире. В наст время она порождает одну из важнейших глобальных проблем — экологическую проблему.
Взаимодействие человека и природы в исторические эпохи складывалось по-разному:
-Архаическое общество — характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней; -Античность — противостояние человека природной среде его обитания; -Эпоха Нового времени — в основе взаимодействия человека и природы лежит его противостояние природе;
-к. 20 — н. 21 вв. —хар-ся поиском новых ориентиров в отношении человека к природе — идея коэволюции): поскольку человек является частью биосферы, его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (коэволюцию) человека и природы.
39. Позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм. Методы научного исследования.
Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Логический позитивизм — философское течение, современная форма позитивизма.
Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму). Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Ярчайшие представители постпозитивизма: Карл Поппер; Имре Лакатос; Пол Фейерабенд; Томас Кун.
Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер. По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания.