Основы психологии и педагогики
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Основы психологии и педагогики»
по дисциплине: «Основы психологии и педагогики»
2021
15.00 BYN
Основы психологии и педагогики
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Основы психологии и педагогики
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
1. Понятие личности в психологии. Особенности поведения личности: темперамент и характер. Акцентуации характера и их типы.
2. Потребности, их классификация. Механизм удовлетворения потребностей. Мотивы поведения.
3. Самосознание и образ мира. Самооценка и самоотношение. Я-концепция личности. Психологические защиты.
4. Эмоции: понятие, психологическая структура, классификация. Формы эмоционального реагирования.
5. Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция.
6. Межличностные отношения. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.
7. Понятие и классификация малых групп. Групповая динамика. Социально-психологический климат группы.
8. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
9. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений.
10. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Объект и предмет, основные категории педагогики.
11. Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач
12. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития.
13. Образование как педагогический процесс. Основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.
14. Структура системы образования Республики Беларусь и характеристика уровней.
15. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.
16. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды.
17. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта.
18. Воспитание как социальное явление. Потребность в самовоспитании.
19. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.
20. Модели семейных взаимоотношений. Условия успешного воспитания детей в семье.
21. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования.
22. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Факторы и условия успешного развития карьеры.
23. Творческий потенциал личности и необходимость его развития. Личностные качества творческой личности.
24. Процессуальные характеристики творчества. Условия организации учебно-творческой деятельности.
25. Методы и приемы развития творческого потенциала личности.
2. Потребности, их классификация. Механизм удовлетворения потребностей. Мотивы поведения.
Потребность — состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму человека.
Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.
1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.
Естественные (органические) потребности -- это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.
Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности -- это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.
2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.
Материальные потребности -- потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания.
4. Эмоции: понятие, психологическая структура, классификация. Формы эмоционального реагирования.
Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов. В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе - глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим появлениям враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление– переживание захваченности, любопытства.
Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие и неудовольствие. В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции: 1.Чувственный тон. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения.
6. Межличностные отношения. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.
Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое. Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.
Конфликт (лат. столкновение) означает столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мыслей или взглядов участником взаимодействия. Склонность и предрасположенность к конфликтным ситуациям с другими людьми могут создавать индивидуальные особенности личности (черты характера) человека. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, то, по поводу чего возникает конфликт. Объект чаще всего связан либо с какой-то объективной невозможностью удовлетворить интересы, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта - цели, которые ставят перед собой конфликтующие стороны и достижение которых они считают для себя привлекательными; субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
8. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
Руководство — интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решения определенных задач. Руководство реализуется через четко определенные формальные (официальные) отношения. В основе руководства лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
Лидерство — процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу. Лидерство порождено системой неформальных отношений в процессе воздействия на людей. Лидерство формируется стихийно, на уровне интуитивных психологических отношений. Как явление лидерство основано на социально-психологических механизмах.
Стили руководства:
1. Авторитарный – концентрация власти у одного руководителя. Сам принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных. Минимум информации для подчиненных. Деятельность подчиненных строго контролируется. Не принимает критику со стороны подчиненных.
10. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Объект и предмет, основные категории педагогики.
Универсальность психолого-педагогических знаний и умений, проявляющаяся в широком их применении в личностно-профессиональной деятельности в сфере любой профессии, позволила выделить и исследовать в образовательном процессе классического университета педагогическую подготовку как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов и повышения качества высшего образования.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
12. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития.
Направления социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.
В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
14. Структура системы образования Республики Беларусь и характеристика уровней.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя виды и формы образовательной деятельности, осуществляемойгосударственными и частными учреждениями образования.
Основное образование в республике имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.
16. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды.
Проблема соотношения обучения и развития является не только теоретически, но и практически значимой. От ее решения зависит содержание образования, выбор форм и методов обучения.
Можно выделить три точки зрения относительно соотношения обучения и развития:
обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития; процессы обучения и развития отождествляют; признается, что обучение может идти не только вслед за развитием, не только одновременно, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.
Принципы обучения – это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно выделяют принципы научности, систематичности, последовательности, доступности и др.
18. Воспитание как социальное явление. Потребность в самовоспитании.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.
Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.
20. Модели семейных взаимоотношений. Условия успешного воспитания детей в семье.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
Сотрудничество как модель взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).
Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
22. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Факторы и условия успешного развития карьеры.
Под карьерой понимают успешное продвижение человека в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации.
Успешность карьеры человека зависит от правильности выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок.
делая карьеру, важно помнить следующее:
- главным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;
- основой продвижения является совместимость с вашим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;
- постоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;
- вы должны быть деловитым и постоянно делать добро;
- делая себя необходимым для начальства, умейте вовремя остановиться;
- будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;
- расширяйте Ваши знания и управленческие навыки.
24. Процессуальные характеристики творчества. Условия организации учебно-творческой деятельности.
1) Самостоятельное осуществление внутрипредметного и межпредметного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
2) Видение новой проблемы в традиционной ситуации.
3) Видение структуры объекта.
4) Видение новой функции объекта в отличие от традиционной.
5) Учет альтернатив при решении проблемы.
6) Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении проблем.
7) Отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода.
Эти процессуальные характеристики творчества взаимосвязаны. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Эта черта творческой деятельности состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения для поиска решений. Это совсем не легко, особенно, если эти знания лежат не в той научной области, что решаемая проблема. Видение новой проблемы в традиционной ситуации. Человек сам усматривает проблему, когда она не очевидна, когда она не задана открыто ситуацией или другим человеком. Видение новой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам и их значению, умеет видеть в них способность служить иной, неожиданной цели. Так, человек, не имея молотка, чтобы забить гвоздь в стену, догадывается о возможности использовать для этой цели любой металлический предмет.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты