Финансовый менеджмент
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Финансовый менеджмент»
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
2021
15.00 BYN
Финансовый менеджмент
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Финансовый менеджмент
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
1. Понятия и категории финансового менеджмента.
2. Цели и задачи финансового менеджмента.
3. Функции и принципы финансового менеджмента.
4. Базовые концепции финансового менеджмента
5. Механизм финансового менеджмента
6. Организация и роль финансового менеджмента на предприятии
7. Понятие и показатели финансовой информации.
8. Финансовая отчетность предприятия.
9. Балансовая характеристика предприятия
10. Понятие и классификация денежных потоков предприятия.
11. Методы измерения денежных потоков.
12. Показатели оценки денежных потоков предприятия и их характеристика.
13. Управление денежными потоками предприятия
14. Оптимизация денежных потоков.
15. Понятие временной стоимости денег
16. Аннуитет: понятие и классификация.
17. Понятие и характеристики рисков в деятельности предприятия
18. Виды финансовых рисков предприятия.
19. Оценка уровня финансовых рисков и объема связанных с ними возможных финансовых потерь
20. Методы управления финансовыми рисками. Способы снижении отдельных видов риска
21. Процесс управления финансовыми рисками
22. Понятие капитала предприятия и управление им.
23. Стоимость капитала. Средневзвешенная и предельная стоимость капитала.
24. Состав и структура собственного капитала.
25. Уставный капитал, правовые аспекты его формирования.
26. Источники формирования собственного капитала и показатели, используемые для оценки его формирования и эффективности.
27. Управление формированием собственного капитала
28. Состав заемного капитала и источники его привлечения.
29. Управление привлечением банковского кредита.
30. Управление финансовым лизингом.
31. Доходы предприятия.
32. Выручка от реализации продукции (работ, услуг).
33. Управление формированием и исползованием прибыли
34. Планирование прибыли
35. Распределение прибыли
36. Дивидентная политика
37. Управление рентабельностью
38. Пути увеличения прибыли.
39. Операционный анализ на предприятии.
40. Рентабельность: понятие, основные коэффициенты.
41. Денежные расходы предприятия и их характеристика.
42. Себестоимость продукции.
43. Планирование затрат.
44. Оптимизация затрат.
45. Бюджетирование в системе управления затратами.
46. Контроллинг как инструмент управления затратами.
47. Понятие и виды активов предприятия.
48. Структура внеоборотных активов организации.
49. Инвестиции: сущность, виды.
50. Формирование портфеля инвестиций предприятия.
51. Оценка эффективности инвестиций.
52. Структура оборотных активов. Стратегия финансирования оборотных активов.
53. Управление отдельными видами оборотных активов предприятия.
54. Формы и источники финансирования оборотных активов предприятия.
55. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия.
56. Экспресс-оценка финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта хозяйствования.
57. Финансовое состояние предприятия.
58. Методика комплексной оценки финансового состояния предприятия
59. Понятие банкротства.
60. Нормативно-методическое обеспечение процедуры признании предприятия экономически несостоятельным в Республике Беларусь.
61. Диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия.
62. Показатели, характеризующие возможность предприятия восстановить (утратить) платежеспособность.
63. Санация и ее основные формы. План санации: структура, этапы разработки и утверждения.
64. Направления и предмет финансовой работы на предприятии
65. Финансовая служба на предприятии
66. Финансовая стратегия на предприятии
67. Финансовая тактика на предприятии
68. Сущность финансового планирования
69. Методология финансового планирования
70. Виды финансовых планов
71. Налоговое планирование на предприятии
72. Слияния и поглащения как фактор роста стоимости бизнеса
73. Международный финансовый менеджмент
5. Механизм финансового менеджмента
Механизм финансового менеджмента – это система основных элементов, регулирующих процесс управления финансовой деятельностью предприятия. Элементы фин менеджмента::
1 Финансовые методы и приемы. Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Система фин методов предприятия включает основные способы, с помощью которых обосновываются финансовые управленческие решения такие как методы прогнозирования, планирования, инвестирования, кредитования, финансирования, материального стимулирования, страхования, фондообразования и др. При этом используются экономико-математические и экономико-статистические методы, балансовый метод, экспертные методы (методы экспертных оценок), методы дисконтирования и наращения (компаундинга) стоимости, методы и способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и др.
Приемы фин менеджмента – способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели. По направлениям действия приемы фин менеджмента можно объединить в следующие группы:
– приемы перевода денежных средств (применяемые формы наличных и безналичных денежных расчетов);
– приемы перемещения капитала для его прироста (депозитные вклады; разновидности и формы кредитования – кредиты финансовый, коммерческий, вексельный, овердрафт, факторинг; текущая аренда, лизинг; инжиниринг и реинжиниринг; франчайзинг);
– спекулятивные операции, т. е. краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах (операции с курсовыми разницами, валютный арбитраж и др.);
– приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, диверсификация).
10. Понятие и классификация денежных потоков предприятия.
Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определённое движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной форме, называют в финансовом менеджменте денежными потоками. Эти потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные (оттоки) – выбытие или расходование денег предприятием. Перевод денег из кассы на расчетный счет и подобные ему внутренние перемещения денег не рассматриваются в качестве денежных потоков. Денежный поток возникает при условии пересечения им условной «границы» предприятия.
Разница между валовыми притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени называется чистым денежным потоком. Он также может быть положительным или отрицательным (притоком или оттоком). Все денежные потоки предприятия объединяются в три основные группы: потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
15. Понятие временной стоимости денег
Временная стоимость денег является основополагающим звеном концепции того, что сегодняшние деньги дороже, чем завтрашние. Сущность понятия заключается в том, что рубль, который есть на руках сегодня, можно инвестировать и приумножить. Таким образом, стоимость денег зависит от времени и измеряется нормой доходности, процентной ставкой, через которую одна и та же сумма может иметь разную ценность в прошлом и будущем.
Временная стоимость денег – это процент доходности, который может приносить капитал, или который приходится платить за его заимствование. На практике стоимость денег можно легко увидеть, взглянув на размер процентного дохода за год, который можно получить в банке, внеся депозит на сберегательный счет. В тоже время, данная величина не будет являться абсолютным эталоном стоимости, поскольку процентные ставки по кредитам в том же банке будут, как правило, выше. Это говорит о том, что у разных денежных потоков может быть разная стоимость, которая зависит от баланса риска и доходности.
20. Методы управления финансовыми рисками. Способы снижении отдельных видов риска
Управление рисками предприятия представляет собой специфическую сферу финансового менеджмента, которая в последние годы выделилась в особую область знаний – «риск-менеджмент».
Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации рисковых финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.
В практике известны три основных метода оценки риска: статистический, экспертный и расчетно-аналитический.
Статистический метод состоит в статистическом анализе потерь, наблюдавшихся в аналогичных видах хозяйственной деятельности, установлении их уровней и чистоты появления.
Экспертный метод заключается в сборе и обработке мнений опытных менеджеров, дающих свои оценки вероятности возникновения определенных уровней потерь в конкретных коммерческих операциях.
Расчетно-аналитический метод базируется на математических моделях, предлагаемых теорией вероятностей, теорией игр и т. п.
Главной целью управления финансовыми рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.
25. Уставный капитал, правовые аспекты его формирования.
Уставный капитал является имущественной основой деятельности организации, определяет долю каждого участника в управлении организацией и гарантирует интересы его кредиторов.
Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Размер уставного капитала и порядок его формирования регулируется законодательством, определяется уставом предприятия и учредительным договором. Особенности формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы организации.
Уставный капитал государственного предприятия (РУП, КУП) отражает сумму средств, выделенных государством, как собственником, из бюджета в момент создания предприятия для осуществления его деятельности. Уставный капитал негосударственных коммерческих структур формируется за счет средств, внесенных учредителями, и представляет собой коллективную собственность нескольких юридических или физических лиц. АО формируют уставный капитал путем эмиссии акций. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой, а стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества. В некоммерческих организациях понятие уставный капитал отсутствует. Потребительские общества, кооперативы и союзы формируют паевой фонд за счет вносимых его членами паевых взносов.
учредительным документам.
30. Управление финансовым лизингом.
Основной целью управления финансовым лизингом (ФЛ) с позиций привлечения предприятием заемного капитала (ЗК) является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции (л.о.). Основные этапы управления финансовым лизингом:
1. Выбор объекта финансового лизинга. Выбор определяется необходимостью обновления или расширения состава операционных внеоборотных активов предприятия с учетом оценки инновационных качеств отдельных альтернативных их видов.
2. Выбор вида финансового лизинга. В основе лежит классификация видов финансового лизинга и оценка следующих факторов:
- страна-производитель продукции, является объектом финансового лизинга;
- рыночная стоимость объекта финансового лизинга;
- развитость инфраструктуры регионального лизингового рынка;
- сложившаяся практика осуществления лизинговых операций по аналогичным объектам лизинга;
- возможность эффективного использования предприятием актива, являющегося объектом финансового лизинга.
35. Распределение прибыли
Под распределением прибыли понимают направление ее на формирование доходов бюджета и удовлетворение потребностей организаций в средствах на расширение производства и
материальное стимулирование работников.
В основе механизма распределения и использования прибыли лежат следующие принципы:
- обеспечение оптимальных пропорций в распределении прибыли между государством и организацией;
- обеспечение экономически обоснованных пропорций при распределении прибыли между организациями и коллективами их работников;
- направление максимальной части прибыли на развитие хозяйства, т.е. на расширенное воспроизводство основных фондов и прирост собственных оборотных средств.
Доля прибыли, направляемая хозяйствующими субъектами в бюджет на общегосударственные потребности, определяется действующим налоговым законодательством. Из прибыли организации уплачивают налог на прибыль, налог на сверхнормативное незавершенное строительство и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов. После уплаты всех перечисленных платежей у организации остается чистая прибыль.
Республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, могут распределять и использовать прибыль отчетного периода (квартал, год), остающуюся после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, и неиспользованных остатков прибыли по состоянию на 1 января текущего года (чистой прибыли) по следующим направлениям:
1 перечисление части чистой прибыли собственнику имущества, в том числе участникам хозяйственных обществ, в соответствии с законодательством и уставом организации;
2 резервирование части чистой прибыли в соответствии с законодательством и уставом организации.
40. Рентабельность: понятие, основные коэффициенты.
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.
Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, ее формирующим.
Количественно рентабельность оценивается с помощью специальных индикаторов – коэффициентов рентабельности, каждый из которых рассчитывается путем сопоставления некоторого показателя прибыли с логически соответствующей ему базой.
Поэтому управление рентабельностью включает два компонента: управление прибылью (числитель показателя рентабельности) и управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности). Таким образом, управление рентабельностью означает обеспечение желаемой динамики коэффициентов рентабельности.
Абсолютные значения показателей прибыли не могут в полной мере характеризовать эффективность хозяйственной деятельности, так как они не дают ответа на вопрос, какие усилия (активы или капитал) были затрачены для достижения данного уровня прибыли. Ответить на этот вопрос могут только относительные показатели рентабельности, отражающие величину прибыли (отдачу), приходящуюся на 1 руб. затраченных усилий. Общую систему показателей рентабельности можно представить как отношение:
– чистой прибыли от реализации к выручке. Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции (рентабельность продаж).
45. Бюджетирование в системе управления затратами.
Одним из самых эффективных инструментов финансового планирования и контроля за финансовыми ресурсами организации является бюджетирование. В условиях рыночной экономики широкое применение в текущем планировании находит бюджетирование, как комплекс управленческих работ, процесс составления совокупности бюджетов и сводного бюджета и последующего контроля за их исполнением.
Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Сущность бюджетирования – планирование деятельности организации, исходящее из стратегических и тактических целей, воплощение их в конкретных показателях бюджетов.
Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:
1 технология бюджетирования – виды и форма бюджетов, целевые показатели, порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия;
2 организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры организации (определение объектов бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов и т.д.
50. Формирование портфеля инвестиций предприятия.
Инвестиционный портфель предприятия представляет собой совокупность инвестиционных проектов. Его можно рассматривать с различных точек зрения: как совокупность проектов, связанных между собой технологической цепочкой или как совокупность проектов, в результате взаимодействия которых возникают синергетические эффекты, увеличивающие стоимость компании на величину, большую, чем сумма чистых приведенных стоимостей (NPV) отдельных проектов и приводящие к увеличению стоимости предприятия.
Составление любого портфеля включает в себя три основных этапа:
Отбор компаний — начальный этап формирования любого портфеля, причем этот этап не должен прекращаться никогда.
Портфелирование — приобретение ценных бумаг при сопутствующих фундаментальных и технических факторах.
Управление — постоянная замена одних элементов портфеля другими с целью максимизации доходности и минимизации риска.
55. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия.
В настоящее время имеет место огромное количество формулировок понятий «платежеспособность» и «ликвидность», следовательно, отсутствует единая трактовка их содержания. Отсутствие единых определений приводит к значительным трудностям при использовании этих терминов и при оперировании ими в системе экономических отношений, при этом особую роль различия терминологий в экономической науке играют при употреблении их в различных методиках и алгоритмах диагностики банкротства институциональных единиц.
Понятия «платежеспособность» и «ликвидность» в экономическом смысле довольно близки, вследствие чего в экономической литературе имеют место две кардинально отличающиеся друг от друга точки зрения на необходимость разграничения этих понятий при осуществлении диагностики финансово-экономической деятельности экономического субъекта.
Платежеспособность представляет собой способность предприятия в установленный срок и в полном объеме выполнить долговые обязательства. Другими словами, платежеспособность – это наличие у предприятия достаточного количества финансовых ресурсов, чтобы погасить задолженность. Платежеспособность должна обеспечиваться в любое время, поэтому различается текущая и долгосрочная платежеспособность.
При текущей платежеспособности предприятие имеет возможность выполнить обязательства в ближайший срок, а при долгосрочной предприятие имеет возможность рассчитываться по долгосрочным обязательствам.
60. Нормативно-методическое обеспечение процедуры признании предприятия экономически несостоятельным в Республике Беларусь.
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее - заявление кредитора) обладают кредиторы (за исключением физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, и физических лиц, которым должник обязан осуществить выплату выходных пособий, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, и сумм по внесению (взысканию) задолженности по заработной плате, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия), представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
В соответствии с законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 13.07.2012 N 415-З (ред. от 24.10.2016) при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
защитный период;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
65. Финансовая служба на предприятии
Финансовая служба – самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием.
Финансовые службы организаций (предприятий), работающих в рыночных условиях, должны:
1. Готовить финансовые документы.
2. Координировать и направлять деятельность всех подразделений.
3. Нести ответственность за составление финансовых планов предприятия.
4. Обеспечивать устойчивое функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Задачи финансовой службы:
• разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
• определение потребности в собственном оборотном капитале;
• выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
• разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
• участие в разработке бизнес-плана;
• составление кассовых планов в учреждения банка;
• участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.
70. Виды финансовых планов
Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития организации
в стоимостном (денежном) выражении, где прогнозируются эффективность и финансовые
результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Финансовый план следует рассматривать как одну из реальных форм проявления распределительного характера финансов организаций. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Степень детализации
плана зависит от принятой в организации формы документов. Форма финансового плана вместе с методологией составления и методикой разработки показателей не тождественна
одной из форм финансовой отчетности — бухгалтерскому балансу.
В то же время, финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, который может составляться как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и
программ, так и для управления всей текущей и стратегической деятельностью организации.
Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как
финансовый документ, обеспечивающий увязку показателей развития организации с имеющимися для этого финансовыми ресурсами.
В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые
потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.
1. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский и др. - М.: Риор, 2019. - 350 c.
2. Бельчина, Е.М. Финансы организации: учеб. пособие / Е.М. Бельчина. – Минск: БГАТУ, 2018. – 304 с.
3. Бойкачева, Е.В. Финансовый менеджмент: учеб.-метод. пособие / Е. В. Бойкачева; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2019. – 86 с.
4. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2018. - 368 c.
5. Масилевич, Н. А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов. – Мн.: БГТУ, 2006. – 337 с.
6. Финансовый менеджмент : пособие для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов / авт.-сост. Н. Г. Смирнов. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2017. – 84 с.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты