Общая психология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Общая психология»
по дисциплине: «Общая психология»
2021
15.00 BYN
Общая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
1. Психология как наука. Отличие научной психологии от житейской психологии.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Житейская психология и знания опираются на факторы. Это интуиция (наблюдение). Ее не надо проверять на практике. Передача знаний в житейской психологии затруднено и искажено. Научная психология опирается на факты. проверяется на практике (экспериментальный метод). Научные психологические знания – продуманны, рациональны и вполне осознаны. Точная передача знаний: учебники, теория, описании.
Пять основных отличий житейской и научной психологии.(Гиппенрейтер):
1. Конкретность – обобщенность. Обыденные психологические знания конкретны, т.е. приурочены к конкретным ситуациям, личностям, жизненным проблемам, условиям и задачам конкретной деятельности. Обыденные психологические знания характеризуются ограниченность задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются (манипуляция родителей). Научная психология оперирует обобщающими понятиями, в которых отражаются общие тенденции и наиболее существенные особенности психологических явлений, их значимые связи и соотношения. Научное психологическое описание надситуативно и отличается большей строгостью и экономность, позволяя увидеть за многообразием частных проявлений фундаментальные закономерности развития.
3. Предмет психологии в различных психологических школах. Становление отечественной психологии.
Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
Психология как наука о сознании. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
5. Структура психологической науки и место общей психологии в ней.
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1.конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2. развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
3. социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.).
Структура психологической науки:
1. Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.
2. Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. 3. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с учебой и воспитанием.
4. Возрастная психология исследует психологические особенности людей разного возраста.
5. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека, работоспособность и выносливость трудящихся.
7. Понятие отражение и его значение для психологии. Особенности психического отражения.
Отражение (в психологии) — процесс и результат взаимодействия живых организмов с окружающей средой, формирование в психике высших организмов образов действительности, ее психических моделей, выступающих в качестве ориентировочной основы поведения. Высшей формой отражения является сознание. Отражение действительности человеком имеет знаковый, понятийный характер — оно опосредовано социально-историческим опытом человечества.
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость —отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.
9. Структура психики (сознание, бессознательное, надсознательное).
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи (человек и животное), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Сознание — высшая форма психического отражения мира по отношению к животной психике и по отношению к иным формам психического отражения у человека. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми.
Функции сознания
1) познание (обобщенное отражение мира);
2) построение отношений к миру, людям;
3) переживание;
4) регулирование поведения, деятельности.
По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.
По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние. Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми. Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.
11. Уровни психического отражения действительности.
Психическое отражение – субъективное представление о мире с личностной позиции.
Различают 3 уровня:
1. Сенсорно-перцептивный уровень. Отражение отдельных свойств и явлений, которые в данный момент действуют на наши органы чувств. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.
В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно–перцептивная сфера — это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.
В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно–перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно–перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.
13. Эволюция поведения (уровни поведения).
Формирование поведения безусловных и условных рефлексов происходит в течение всего эволюционного процесса, а также и онтогенеза. Во время индивидуального развития животные накапливают знания, совершенствуют поведение и приобретают способность к экстраполяции в сложных ситуациях. Исследования показывают, что поведение, как и другие признаки животного, находится под непрерывным действием эволюции. Поведенческие реакции у многих домашних животных были иными, они эволюционировали. Под влиянием контакта с человеком домашние животные утрачивают свою «дикость» и адаптируются к человеку. В результате у них возникают новые поведенческие реакции.
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической. В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
15. Основные концепции возникновения сознания.
Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.
Существует две концепции возникновения сознания: идеалистическая и материалистическая.
Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия (сознание «вдыхается» в человека извне силами, не подвластными ничему земному, абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.
Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.
17. Культурно-историческая концепция развития высших психологических функций (Л.С. Выготский).
В концепции Л. С. Выготского можно выделить три составные части.
1. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание сводится к двум тезисам. Первый тезис заключается в том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
2. Вторая часть концепции Л. С. Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических Эти психологические орудия он называл знаками.
19. Состояния сознания. Виды изменённого состояния сознания.
В психологической литературе по одной из классификаций выделяют следующие основные состояния сознания:
состояние бодрствования (активное, ясное сознание, когда поступающая извне информация легко и свободно проходит в сознание). В этих случаях говорят: «Человек в сознании» – значит, может сказать «Я знаю» (осознаю окружающую обстановку, себя);
измененные состояния сознания (ИСС), к которым относят, в том числе, и сон.
Измененные состояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном, ясном состоянии сознания, различных факторов:
- стрессовых, аффектогенных ситуаций;
- сенсорной депривации или длительной изоляции;
- гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;
- интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры или приема наркотических препаратов);
- острых невротических или психотических заболеваний;
- гипноза;
- медитации и др.
Как правило, выйдя из ИСС, человек в состоянии описать пережитые им необычные субъективные переживания.
Основные признаки ИСС:
A. Изменения в мышлении. Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений.
21. Методологические принципы и основные категории психологии.
Методологические принципы психологии – основные проверенные временем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение.
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории.
Основными методологическими принципами являются: принцип детерминизма; принцип единства личности, сознания и деятельности; принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека; принцип развития психики; принцип иерархии; принцип системности, принцип личностного подхода; принцип единства теории, эксперимента и практики.
Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю фактов.
Принцип единства личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными словами сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.
Принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека – все психические явления есть результаты непосредственного или опосредованного психического отражения (его физиологический механизм – рефлексы головного мозга), содержание которого детерминировано объективным миром.
23. Общая характеристика и этапы психологического исследования.
Основные 3 этапы психологического исследования. 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.
I. Подготовительный этап ―˃ Постановка проблемы ―˃ Выдвижение гипотезы ―˃ Планирование исследования.
II. Основной этап ―˃ Сбор данных.
III. Заключительный этап ―˃ Обработка данных ―˃ Интерпретация результатов ―˃ Выводы и включение результатов в систему знаний.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.
Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:
-Обнаружение дефицита информации.
-Осознание потребности в устранении этого дефицита.
-Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.
-Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.
Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого.
Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.
25. Эксперимент и его виды.
Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).
Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.
Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.
Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.
27. Определение деятельности как базовой категории психологии. Активность и деятельность.
При рассмотрении психологических проблем человека различают понятия «активность» и «деятельность».
Активность человека понимают как его внутреннюю мобилизационную готовность к целенаправленным, творческим волевым действиям, выходящим за рамки заданной, рутинной, привычной ситуации. Это понятие в психологии относят к личности в целом, а не к отдельным психическим или физиологическим процессам.
Определение деятельности как базовой категории психологии характеризует психику человека со стороны его повседневного бытия. Деятельность не аддитивна относительно своих составляющих, т. е. не является их простой суммой. Она имеет системное строение: внутренние взаимосвязи, иерархию, динамику. Деятельность - высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире.
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Творческий характер деятельности состоит в том, что:
- в ней продуктивное (созидательное) начало преобладает над потребительским (человек нацелен на созидание, а не только на потребление);
- она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).
29. Структура деятельности.
Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Психические процессы являются необходимыми условиями человеческой деятельности. Все психические процессы протекают, формируются и развиваются в деятельности.
Особенности деятельности:
Деятельность носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.
Деятельность связана с изготовлением, использованием материальных и духовных ценностей.
Деятельность носит общественный характер. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Структура деятельности:
1) Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган);
2) Объект – это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей);
3) Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности;
4) Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата.
31. Освоение деятельности. Структура и взаимодействие навыков.
Освоение деятельности осуществляется через действия, формирование навыков и привычек, умений.
Навык - это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными.
Этапы формирования навыка:
Аналитический - овладение отдельными навыками действия.
Синтетический - объединение элементов в единое действие.
Автоматизация - упражнение с целью придания действию, плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Умение - это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках.
Привычки - действие выполнение, которого стало потребностью, формирование через подорожание.
Ведущая деятельность - это деятельность, в которой формируются качественные изменения в данный период.
33. Функции и виды общения. Структура общения: перцептивный, коммуникативный и интерактивный компоненты общения.
Виды общения:
1. Формальное общение – общение, при котором используют привычные маски (вежливость, строгость и прочие) с целью скрыть истинные эмоции. При этом стремление понять собеседника отсутствует.
2. Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение.
3. Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей.
4. Деловое общение – общение, виды и функции которого учитывают особенности личности, настроения собеседника, но в основе лежат интересы дела.
5. Духовное, межличностное общение друзей - общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга.
6. Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды.
7. Светское общение – общение беспредметное, при котором говорят то, что принято, а не то, что думают.
Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми.
35. Взаимодействие сознания и бессознательного в теории З. Фрейда.
Сознание — это высшая форма психического отражения окружающей действительности.
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Сознание и бессознательное не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т. е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу «автопилот» (бессознательное), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.
Между сознанием и бессознательным нет четких «таможенных» переходов. Тем не менее общее психическое поле условно делят на участки, называя их фокусом сознания, периферией и границей. В фокусе сознания находятся те процессы, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, контроль над которыми может быть ослаблен ввиду их слабой актуальности в данной ситуации. Через границу же, в сферу бессознательного, направляется все, что отработано до уровня автоматизма (навыка).
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты