19. Условия эффективности работы по коррекции произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха.
20. Общая характеристика коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия
21. Методика проведения фронтальных уроков по развитию устной речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуха.
22. Методика проведения индивидуальных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуха.
23. Методика проведения фонетической зарядки с учащимися с нарушением слуха.
24. Организация внеклассной работы над устной речью учащихся с нарушением слуха.
25. Самостоятельная работа учащихся с нарушением слуха над произношением. Требования к составлению карточек для самостоятельной работы.
19. Условия эффективности работы по коррекции произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется значительно раньше, на её основе складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов. Методика коррекции произношения слабослышащих детей К.А. Волковой включает в себя следующие этапы:
1 этап: основная задача – создание в речедвигательном и речеслуховом анализаторах следов артикуляции. Для слабослышащих детей важна работа по формированию самоконтроля над произношением, которая включает в себя комплексное использование различных анализаторов: речедвигательного, зрительного, слухового, кинестетического. 2 этап: основная задача: закрепить приобретенные умения, а также развивать кинестезическую и слуховую чувствительность. Второй этап предполагает формирование специфического словаря, автоматизацию приемов самоконтроля над различными формами произношения. 3 этап: основная задача: образование «акцептора действия», создание прочных и устойчивых следов речедвигательных стереотипов. На этом этапе система упражнений по формированию навыков самоконтроля над произношением слабослышащих детей позволит перейти от комплексного использования анализаторов к кинестезическому и остаточному слуховому.
20. Общая характеристика коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия
Эффективность коррекционной работы в значительной степени обусловливается организационно-педагогическими условиями реализации педагогического процесса, т.е. совокупностью организационных, дидактических, технологических и проектировочных требований и правил, которые необходимо учитывать. По определению Л.П. Назаровой, развитие слухового восприятия рассматривается как системообразующий фактор учебного процесса, связанный не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом. Основу работы по развитию слухового восприятия составили следующие положения:
- развитие слухового восприятия рассматривается как средство усиления потенциальных возможностей ученика в соответствии с положением Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;
- развитие нарушенной слуховой функции подчиняется общим закономерностям и осуществляется под влиянием целенаправленной работы;
- формирование слуховых представлений носит поэтапный характер;
- основу развития слухового восприятия создают слуховой резерв и потенциальные возможности ребенка;
- успешность развития слухового восприятия зависит от ряда факторов: состояния слуха, уровня развития речи, сохранности всех анализаторов, общего развития ребенка, целостности педагогического процесса;
- необходимым условием развития слухового восприятия является использование звукоусиливающей аппаратуры различного назначения.
21. Методика проведения фронтальных уроков по развитию устной речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
Фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся учителем-дефектологом в кабинете слуховой работы в соответствии с расписанием. Продолжительность урока – 45 минут. Содержание фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и обучению произношению включает три раздела: 1) развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями; 2) развитие слухового восприятия с помощью речи; 3) автоматизация и коррекция произносительных навыков.
Структура фронтального урока определяется его типом, темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала и может быть различной. Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом: I. Установка режима усиления. Учитель-дефектолог предлагает детям надеть телефоны и установить регулятор громкости на соответствующий уровень. Затем предъявляет учащимся для восприятия несколько слов, чтобы убедиться, что дети хорошо воспринимают речь. II. Перекличка учащихся. Может осуществляться на слухо-зрительной или слуховой основе. Учащимся для восприятия (различения, опознавания) предъявляются их имена (фамилии). III. Организация деятельности учащихся: сообщение темы и плана урока. IV. Различение неречевых звуков. V. Физкультминутка.
22. Методика проведения индивидуальных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Учебное время, предусмотренное учебным планом, распределяется поровну между всеми учениками класса и, таким образом, количество занятий в неделю с каждым ребенком зависит от наполняемости класса. Индивидуальные занятия проводятся учителем-дефектологом или учителем класса в специально оборудованном помещении (желательно, чтобы учитель класса проводил индивидуальную работу с двумя-тремя учащимися). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20–25 минут. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: 1. Коррекция произношения; 2. Развитие слухового восприятия. Целью работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха. Содержание работы по развитию слухового восприятия глухих школьников на индивидуальных занятиях включает несколько разделов: различение слов; различение слов и фраз, связанных с организацией занятия; различение материала общеобразовательных уроков; различение текстов. Индивидуальные занятия позволяют в полной мере осуществлять дифференцированный подход к развитию слуховых возможностей учащихся, учитывая и уровень развития речи, и состояние произносительных навыков, и готовность к целенаправленной деятельности.
23. Методика проведения фонетической зарядки с учащимися с нарушением слуха
Основной формой организации работы над произношением на общеобразовательных уроках является фонетическая (речевая) зарядка – специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются: автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада; подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на фронтальных уроках. Методика организации фонетических зарядок в школе для глухих детей была разработана Н.Ф. Слезиной. При определении темы фонетических зарядок на четверть учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков учащихся своего класса. Целесообразно планировать работу таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, недели), и на протяжении четверти повторялась. При этом изменяются задачи формирования произносительных навыков. Содержание речевой зарядки определяется программой «Коррекция произношения».
24. Организация внеклассной работы над устной речью учащихся с нарушением слуха
Внеклассная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе и является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками и не может быть растянута до бесконечности и определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеклассная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Занятия по внеклассной деятельности значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями.
В основе внеклассной работы с детьми с нарушением слуха, в соответствии с принципом личностно социально-ориентированного подхода, ставится личность ребенка. Внеклассная работа значительно увеличивает общий бюджет времени на формирование у детей речи вообще и произношения в частности. Во внеурочное время, также как и на общеобразовательных уроках и специальных занятиях, должно осуществляться постоянное мотивированное речевое общение с воспитанниками, развитие у детей с нарушением слуха потребности в речевом общении и поддержка всех проявлений инициативной речи независимо от уровня речевого развития, навыков произношения.
25. Самостоятельная работа учащихся с нарушением слуха над произношением. Требования к составлению карточек для самостоятельной работы
Наглядный материал должен соответствовать психологической готовности учащегося с нарушенным слухом к его усвоению, учитывать возрастные и другие особенности. Текстовое сопровождение (письменные комментарии, аннотации, субтитры) наглядного материала оптимизирует его восприятие глухим/слабослышащим ребенком.
Объем, количество пособий, место и время их демонстрации должны согласовываться с темой, содержанием и структурой урока, ровно на столько, насколько это необходимо для самостоятельного восприятия и понимания информации учеником с нарушенным слухом. Важно отметить, что избыточный наглядный материал не способствует научению такого ребенка поиску и отбору необходимой информации в процессе урока и самостоятельного выполнения домашней работы.