1. Проанализируйте вопрос об использовании жестовой речи в истории сурдопедагогики: характеристика «чистого устного» и «мимического» методов обучения.
Мимический метод обучения
Первое важное положение, определившее педагогическую систему Делепе, касалось проблем гносеологии (познаваемости мира).
Просветители рассматривали человека как часть природы, способного познавать мир при помощи органов чувств, ощущений. Второе положение раннего материалистического мировоззрения
связано с принципом природосообразности. Поскольку человек – всего лишь часть природы, постольку все его общественные процессы, в том числе педагогические, должны детерминироваться принципом природосообразности, естественности. Следовательно, в процессе обучения глухих надо опираться на естественный для глухого способ общения и обучения – жестовую речь.
2. Охарактеризуйте основные идеи использования жестового языка в биолого-медицинской и социокультурной моделях реабилитации лиц с нарушением слуха.
Проблема психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слуха в настоящее время становится все более актуальной. Адаптация и интеграция в общество выступает основной целью их обучения и воспитания. В целом невысокий уровень школьного образования, недостаточная социализация, надо признать, не обеспечивают полноценной интеграции в общество лиц с нарушением слуха.
В последнее время благодаря успехам дефектологической науки и практики обучения неслышащих в решении рассматриваемой проблемы произошли большие изменения: расширился фонд речевых жестов, генерализовалась общность ручной коммуникации, активизировалась работа по унификации жестов в рамках Всемирной федерации глухих. Большое внимание уделялось вопросам использования жестовой речи (И. Ф. Гейльман, Р. М. Боскис, Г. Л. Зайцева, Л. П. Носкова и др.)
3. Охарактеризуйте статус жестового языка в современном образовательном пространстве: в Республике Беларусь и за рубежом.
По мнению Всемирной федерации глухих, абилитация неслышащих немыслима без использования жестового языка. Педагогическая комиссия ВФГ рекомендует изучать жестовый язык в школе как обязательный предмет и в семье использовать как средство общения, воспитания и обучения. В большинстве цивилизованных государств (Финляндия, Англия, Швейцария, Германия, Дания, Франция и др.) для слышащих родителей глухих детей овладение жестовым языком обязательно с первых дней жизни такого ребенка.
Широкое движение сообществ глухих против дискриминации возникло и развивается в процессе изменения самосознания неслышащих и идентификации себя многими из них как членов микросоциумов глухих. Проблемы изучения и применения жестового языка, необходимости поощрения и защиты лингвистических социальных и культурных прав глухих обсуждались на I и II Международной конференции: «Лингвистические права глухих: государственная поддержка, изучение и применение жестового языка».
4. Раскройте роль жестового языка в развитии детей с нарушением слуха: основные экспериментально подтвержденные выводы.
Содержание дискуссии в отношении жестовой речи связано с оценкой ее лингвистического статуса. Первоначально, начиная еще со времен первых индивидуальных форм обучения глухих в ХVI-ХVII вв. вплоть до середины ХХ века преобладала тенденция недооценки статуса жестовой речи как полноценной языковой системы. Многие ученые, богословы и даже сурдопедагоги прошлого и нового времени разделяли и по сей день разделяют представление о ней как о недоязыке, в лучшем случае как о примитивном элементарном языке. Cо времен раннего средневековья европейские ученые-богословы не признавали за мимикой права быть языком, считая и саму глухоту, и жестовую речь в купе с ней проклятием бога. Только тех глухих, которые владели словесной речью (единственным способом, с точки зрения церкви, позволяющим воспринять слово господне), богословы допускали к обряду конфирмации. Отрицательной точки зрения относительно полноценности жестовой речи придерживался в ХIХ веке и великий философ-идеалист Иммануил Кант, который считал, что знаки и жесты, не будучи равноценной словесному языку системой, не могут служить основой умственного и нравственного развития глухого.
5. Определите функции дактильной и жестовой речи в структуре коррекционно-образовательного процесса.
Функции жестовой речи:
1)жесты интонирующие, подчеркивающие эмоции говорящего;
2)информационно-бытовые жесты, выражающие вместо слов реалию (форму, ширину, место расположения предмета, направление движения, согласие-несогласие и т.д.); - информационно-профессиональные жесты спортивных судей, дирижеров оркестров, регулировщиков транспорта, такелажников, военных во время оперативных действий, моряков, передающих флажками сообщения на другие суда;
3)жесты как выразительное средство искусства пантомимы, драматические жесты-символы, выражающие настроения, чувства, состояния, общественное положения героя в театре «Кабуки», в индийских танцах.
6. Выполните сравнительный анализ программы коррекционных занятий по «Развитию жестовой речи» на 1, 2 и 3 ступенях образования в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха.
Подготовка неслышащих к жизни в двух социумах (мире слышащих и мире неслышащих людей) предполагает владение средствами общения, принятыми в каждом из них. Такими средствами выступают словесный (звуковой) язык и жестовый (кинетический) язык. Доказано, что жестовый и словесный языки – два различных языка. Они имеют разный набор правил для организации лингвистических символов (слов и жестов) в грамматически правильные выражения.
Жестовый язык имеет функцию межличностной коммуникации лиц с нарушением слуха. Он является языком их микросоциумов, имеющих свои традиции и культуру, на нем осуществляют свою деятельность ассоциации глухих во всем мире.
Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха, реализующая положения Закона «О социальной защите инвалидов», Закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004), обеспечивает учащимся возможность повышать лингвистическую компетентность (знания и умения в области и жестового, и словесного языков.
7. Охарактеризуйте специфику занятий по «Развитию жестовой речи» в начальной школе для детей с нарушением слуха.
На уроках жестового языка реализуются общедидактические принципы (прежде всего, наглядности и индивидуального подхода) и специальные принципы обучения (единства формирования знаний и развития речи, интенсификации речевого общения).
Предполагается использование различных педагогических (в том числе инновационных) технологий. В качестве ведущей, как наиболее соответствующая цели и принципам обучения жестовому языку рекомендуется коммуникативная технология. Она удовлетворяет основным требованиям: концептуальности (развивающее обучение базируется на теории учебной деятельности и содержательного обобщения), управляемости (диагностическая постановка задач, проектирование процесса обучения, «встроенного» контроля), эффективности (гарантирует достижение стандарта обучения). Коммуникативная технология соответствует требованиям социальной адаптации, осознания эмоциональной сопричастности учебному процессу, рефлексии собственной деятельности, оценки достижений и недостатков. Она обеспечивает деятельностное опосредствование приобретаемых знаний, использование и моделирование ситуаций, естественность условий для проявления всех оттенков спектра переживаемых чувств.
Эффективно могут использоваться и другие технологии: диалог культур (усвоение знаний межкультурного характера: белорусской, русской культуры, субкультуры неслышащих); индивидуализация обучения (индивидуальные задания, проекты); коллективный способ обучения (взаимообучение, инициативный обмен информацией тех, кто освоил новое содержание, и тех, кому еще это предстоит, обмен мнениями).
8. Раскройте цель и задачи коррекционных занятий по развитию жестовой речи.
В числе коррекционно-развивающих задач – развитие самосознания учащихся, стремления к самоидентификации (в мире слышащих и в мире неслышащих) и самореализации, формирование ценностных ориентаций каждого как личности, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, развитие произвольности деятельности (в т.ч. мыслительной, особенно логического мышления), совершенствование способов получения, хранения и использования накопленной информации, обогащение невербального поведения, эмоциональной сферы.
9. Определите научно-методические основы организации обучения жестовой речи.
Перевод словесной речи на язык жестов является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод. Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод необходимо руководствоваться определенными правилами и пользоваться рядом приемов:
• показ речевого жеста должен быть правильным и четким;
• жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке жестов является интонацией;
• жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;
• необходимо включать в перевод дактилологию;
• перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;
• при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.
10. Охарактеризуйте планирование занятий по развитию жестовой речи.
Курс «Жестовая речь» в учебных заведениях для неслышащих детей является коррекционным, который решает конкретные педагогические задачи и обеспечивает социальную адаптацию неслышащих. Накопленный с помощью жестов запас понятий, явлений помогает глухим детям использовать и язык слов, учащиеся становятся более уверенными, адаптированными к окружающей среде, устанавливаются искренние и доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Программа реализуется по следующим разделам:
I раздел Развитие жестовой речи: организация диалогов с различными собеседниками, разнообразных по тематике, работа с текстами (анализ, репродуцирование, а также упражнения творческого характера, приобретение навыков жестового перевода).
11. Проанализируйте вопрос о взаимодействии словесной и жестовой речи в обучении и коммуникативной деятельности неслышащих школьников.
Обучаясь словесному языку как средству общения и познания, важнейшему орудию мышления, дети все более успешно пользуются русским языком на занятиях, в разговорах с преподавателями, родителями, знакомыми и незнакомыми нормально слышащими людьми. Таким образом, словесная речь является основным средством общения глухих со слышащими. Чем раньше начинается обучение словесной речи, чем успешнее сурдопедагоги формируют знания и навыки учащихся, тем свободнее глухие ученики разговаривают со слышащими. В то же время в общении друг с другом учащиеся применяют преимущественно жестовую речь. При помощи русской жестовой речи они беседуют вне организованных занятий в школе, дома (если члены семьи — неслышащие), в кругу друзей и знакомых.
12. Раскройте методические условия организации коррекционных занятий по развитию жестовой речи на первоначальном этапе.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, соответствующих современному состоянию научных знаний и культуры, усвоение которых обеспечивает развитие личности, ее готовность к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Для коррекции недостатков психического развития, для языковой и социальной реабилитации неслышащего ребенка в содержание общего образования вносятся структурные изменения: в состав предметов наряду с общеобразовательными включаются специфические коррекционные учебные предметы, которых нет в содержании общего образования («Социально-бытовая ориентировка», «Музыкальноритмические занятия», «Предметно-практическое обучение», «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи», «Фронтальные занятия в слуховом кабинете»).
13. Охарактеризуйте структуру жеста.
Жестовая речь — это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов. Рассмотрим более подробно оба вида речи.
Разговорная жестовая речь использует язык жестов. Жесты разнообразны и сложны по структуре. Они осуществляются одной или двумя руками, причем сочетание пальцев рук имеет строго определенное значение. Руки располагаются перед телом говорящего, но при этом в разном пространственном положении — перед лицом, грудью, ниже пояса. Движение осуществляется по той или иной траектории. Скорость движений варьируется: они могут быть быстрыми и медленными, в ряде случаев, когда надо особо подчеркнуть значение высказывания, одни и те же движения повторяются.
14. Дайте характеристику особенностей лексики жестового языка (классификация и этимология жестов).
Теперь поговорим об особенностях лексического состава разговорного жестового языка. Специфика лексики обусловлена тем, что разговорный жестовый язык используется в непринужденной, неофициальной обстановке, когда ведутся разговоры о событиях повседневной жизни. Поэтому некоторые понятия в языке отсутствуют, например специальные обозначения, применяемые только в процессе обучения.
Специфика функционального назначения разговорного жестового языка обусловливает и отсутствие в лексике языка специализированных обозначений, всегда присутствующих в ситуации разговора, например, обозначений головы, носа, руки и т. п. Они всегда выражаются указанием на голову, нос, руку и т. д.
15. Охарактеризуйте две разновидности жестовой речи (калькирующая и разговорная); проблемы их восприятия и формирования у неслышащих школьников.
Калькирующая речь. Глухие граждане общаются не только на жестовом языке, но и с помощью так называемой "калькирующей жестовой речи" (КЖР). Это симбиоз словесного и жестового языков. Но первенство в этом симбиозе принадлежит словесному языку.
Поэтому термин "калькирующая жестовая речь" неправилен, это уже признают многие. Более точным является пример такого термина, как "словесная речь с жестовым сопровождением". Пока что в данной статье будем её обозначать старым термином.
Калькирующая жестовая речь, сопровождающая устные высказывания говорящего, должна обеспечить каждое произносимое слово эквивалентом в КЖР.
Проанализируем лексический состав КЖР. В лексике КЖР отчётливо выделяются два основных класса жестов. Первый из них — жесты, заимствованные из разговорного жестового языка: эти жесты используются и в РЖР, и в КЖР. Второй класс — жесты, — принадлежащие только калькирующей жестовой речи, в РЖР таких жестов нет. В состав лексических единиц второго класса входят три подкласса: собственно жесты; слова русского языка, воспроизводимые при помощи дактильной азбуки — дактильные слова; лексемы, содержащие жест и несколько дактилем.