Социология Шпаргалка
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Социология»
по дисциплине: «Социология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Социология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
1. Социология детства как специальная социологическая теория.
2. Социальная эволюция детства.
3.Ребенок и общество: макросоциологический уровень.
4. Предпосылки формирования социологического направления о молодежи.
5. Социология молодежи как специальная социологическая теория.
6. Концепция молодежи в странах Запада.
7. Социология молодежи в СССР и на постсоветском пространстве.
8. Принципы гуманизации отношения к детству.
9. Возрастная стратификация общества.
10. Типология возрастной структуры.
11. Общество как система поколений.
12. Молодежь как поколенческая группа.
13. Молодежь в системе социальной стратификации.
14. Молодежь в сфере труда и занятости.
15. Особенности и тенденции политической социализации современной молодежи.
16. Противоречивость молодежной социализации в условиях реформ.
17. Молодежь в системе высшего образования.
18. Детская и молодежная субкультура: история возникновения и развития.
19. Типы и функции молодежной субкультуры.
20. Ценностные ориентации молодежи.
21. Молодая семья как категория социологического анализа.
22. Брачный выбор и мотивы создания семьи.
23. Репродуктивное поведение молодой семьи.
24. Сущность родительства. Стиль отношений между родителями и детьми.
25. Методы родительского контроля и руководства. Семейная дисциплина.
26. Семейная социализация.
27. Социальные причины необходимости осуществления государственной молодежной политики на современном этапе общественного развития.
28. Основные функции государственной молодежной политики.
29. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (от 07.12.2009 г. № 65-З).
1. Социология детства как специальная социологическая теория
Социология детства - отрасль социологии, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники.
Существует в одном ряду с отраслевыми социологиями: социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др. Объект ее - детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения. Предметом изучения являются специфические роли "ребенок" и "взрослый", социальные нормы и предписания, регулирующие соответствующие роли, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в интересах детей. Рассматриваются также особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных). Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков.
2. Социальная эволюция детства
1-й период - эпоха первобытности. В первобытном сообществе в силу строгих половых табу существовало жесткое обособление мужчин от женщин во всех сферах деятельности в течение достаточно продолжительного времени. Поэтому ребенок первоначально оказывался с матерью, а спустя некоторое время — в условиях, так сказать, "первобытного детсада", где воспитателями были женщины или девочки-подростки, не занятые в общественном труде в силу слабости, болезни, увечья и пр. Маленький ребенок был предоставлен природе и случаю, выживали сильные и крепкие. Своего отца он не знал никогда, у него был лишь породитель. Подрастая, мальчик переходил в мужскую группу своего рода, а девочка оставалась в женско-детской.
2-й период развития семьи — возникновение парной семьи — первичного относительно стабильного союза мужчины и женщины на основе дарообмена (пережиток этого явления сегодня — обмен молодых людей кольцами, подарками).
3. Ребенок и общество: макросоциологический уровень
Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем. Базовые понятия этого уровня - общество, социальная система, власть и т.
Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Социум оказывает постоянное влияние на ребенка и определяет многие аспекты его дальнейшей жизни.
Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.
4. Предпосылки формирования социологического направления о молодежи
В настоящее время социология молодежи стала самостоятельной областью социологического знания. Эта сравнительно молодая наука, исследующая молодежь как социальную общность, выделилась из общего русла социологии в первой половине 1960-х гг.-во время хрущевской оттепели.
Догматический застой в общественных науках в предшествовавший период сказался и на развитии научного исследования молодежи: согласно марксистской идеологической схеме крупномасштабные социальные изменения, обусловленные пролетарской революцией, и перераспределение собственности решают все конкретные социальные проблемы и делают ненужным детальное изучение особенностей жизни молодого поколения.
5. Социология молодежи как специальная социологическая теория
Все авторы отечественных учебников по социологии молодежи сходятся в понимании её статуса специальной отраслевой социологической теории. Но в определении проблемного поля, объекта и предмета социологии молодежи есть определенные различия.
Предметом изучения социологии молодёжи выступают молодые люди как специфическая социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. Не сами по себе возрастные особенности, а только в совокупности с социальным положением и обусловленные этим взаимодействием социально-психологические черты находятся в центре внимания социологии молодёжи.
6. Концепция молодежи в странах Запада
С началом XX века в зарубежной науке общеупотребительными становятся понятия «молодость» и «молодёжь», обозначающие, соответственно, возрастной этап жизнедеятельности индивида и относительно самостоятельную социально-демографическую группу. Изучение молодого поколения в его многоаспектности способствовало дифференциации молодёжной проблематики. Расширение в 80-х гг. XX в. изучаемой молодёжной проблематики способствовало возникновению в рамках социологии молодёжи следующих исследовательских направлений:
1. Психоаналитическое направление базируется на выводимой из теории психоанализа З. Фрейда концепции жизненного пути личности, сформулированной его учениками (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон) и развитой последователями неофрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм). Основу данной концепции составила идея о соотношении биологического, социального и психологического в развитии молодёжи, а центральной темой исследований стали проблемы, связанные с природой молодости и процессом взросления; межпоколенческие конфликты; модели гендерного поведения молодых индивидов; причины агрессивности выступлений молодых людей против существующего социального порядка.
7. Социология молодежи в СССР и на постсоветском пространстве
Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:
– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);
– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);
– «теоретический» (начало ХХI века).
8. Принципы гуманизации отношения к детству
Гуманизация воспитания и обучения - реализация принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства.
Принципы:
1 признание самоценности детства (абсолютная ценность дества- Януш Корчак)
Детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека. Детские годы - это горы, с которых река берет начало и где она определяет свое направление.
9. Возрастная стратификация общества
Возрастная стратификация — совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.
Возрастная стратификация — такое же универсальное явление, как жизненный путь. Каждое общество разделяется на какие-то слои (страты) соответственно возрасту своих членов, а развитие общества может быть представлено как процесс последовательной смены и преемственности этих слоев-поколений (когорт).
Система возрастной стратификации включает в себя: 1) возрастной состав и структуру населения (социально-демографический аспект); 2) возрастную структуру общественной деятельности(социально-экономический аспект); 3) возрастную структуру общественных организаций и институтов (социально-политический аспект).
10. Типология возрастной структуры
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам.
Обычно возрастная структура строится и рассматривается одновременно с половой структурой населения, и в этом случае она называется возрастно-половой, или половозрастной структурой населения и показывает как распределение численностей каждого пола по возрастам, так и соотношение полов в каждом возрасте или в каждой возрастной группе.
Для построения возрастной структуры населения обычно используются одногодичные и пятилетние возрастные интервалы. Иногда, возрастную структуру строят на десятилетних возрастных интервалах.
Для оценки общих структурных сдвигов в возрастной структуре применяется также и более укрупненная возрастная группировка:
· 0-14 лет
· 15-64 лет
· 65 лет и старше
11. Общество как система поколений
Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).
12. Молодежь как поколенческая группа
Поколение — общность каких-то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) по длине цепи непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или же по времени рождения.
Поколенческая группа – это возрастная группа, объединенная схожим процессом социализации в определенных социально-исторических условиях, но характеризующаяся разной степенью включенностью в эти условия. Отличительным признаком причастности к поколенческой группе является идентификация индивидов (внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) с определенным поколением
13. Молодежь в системе социальной стратификации
Социальная стратификация молодежи — это процесс дифференциации (расслоения) на относительно самостоятельные группы по ряду объективных критериев: возраст, пол, образование, квалификация, престиж профессии, уровень доходов, влияние в обществе, а также ранжирование социальных статусов и ролей в зависимости от выполняемых функций.
Стратификация - научное понятие. Его можно рассматривать как многомерное либо одномерное. Многомерная стратификация рассматривается на основе многих критериев. Например: уровень дохода, образование, профессия, престиж должности и т.д. Одномерная стратификация – осуществляется на основе лишь какого-либо одного критерия. Например, уровня реальных доходов или уровня образования.
14. Молодежь в сфере труда и занятости
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида.
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.
15. Особенности и тенденции политической социализации современной молодежи
Молодежь является наиболее мобильной и инновационной социально-демографической группой в любом обществе. Испытывая на себе влияние политической культуры общества, молодежь одновременно может выступать активным субъектом процесса политической социализации, способным к преобразованию существующих политических норм, ценностей и образцов поведения. Одним из важнейших условий и механизмом, позволяющим молодым людям реализовать свою инновационную функцию, является их «политическое участие» как возможность участвовать в обсуждении и влиять на принятие решений разных уровней власти – местном, региональном, республиканском, и существование организационных форм проявления их политической активности.
16. Противоречивость молодежной социализации в условиях реформ
Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений.
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.
17. Молодежь в системе высшего образования
Высшее образование играет в обществе особую роль. Индекс образования является составной частью индекса развития человеческого потенциала. Он измеряет относительные достижения страны, как в повышении грамотности населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны.
В последние годы появились реальные новые возможности самоутверждения личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциала личности. С каждым годом усиливается ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.
18. Детская и молодежная субкультура: история возникновения и развития
Субкультура – это специфическая культура определённой социальной группы. В узком смысле, субкультура – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры.
Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
19. Типы и функции молодежной субкультуры
Молодёжные субкультуры можно классифицировать, по способу взаимоотношений индивидов, выделяя первичные и вторичные молодёжные субкультуры. Первичные молодёжной субкультуры, представители которых видят друг в друге индивида и личность, молодые люди интересуют друг друга как личности, у них общие интересы, надежды и чувства, в своей группе они полностью удовлетворяют потребности в общении. Такие группы ориентированы на взаимосвязь её представителей. Во вторичных молодёжных субкультурах отношения между индивидами носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Такие группы, как правило, ориентированы на достижение цели.
В зависимости от интенсивности общения, молодёжные субкультуры делятся на малые группы, для которых характерны взаимодействия каждого индивида с каждым и большие группы, для которых нехарактерны личные контакты между отдельными представителями группы.
20. Ценностные ориентации молодежи
Ценностные ориентации молодежи – направленность субъекта (молодого человека, молодежной группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами или в противовес им, исходя из имеющегося жизненного опыта и индивидуальных или групповых предпочтений.
Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. При этом из направленности на признаваемые позитивными жизненные цели не следует автоматически активных действий субъекта по их достижению в реальной действительности
Выбор ценностных ориентаций молодежью определяется культурными традициями общества, характером воспитания, жизненным опытом, знаниями человека и «сигналами» внешнего окружения, роль которого огромна. В обществе, где действуют общепризнанные социальные нормы, они служат установками на поведение.
21. Молодая семья как категория социологического анализа
Молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста17.
Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет.
Большинство ученых выделяют несколько особенностей современной молодой семьи:
-повышение роли родительства. В современном обществе, когда период детства удлиняется, на родителей возлагается ответственность за обучение и воспитание детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества до окончания школы, а в некоторых случаях - до завершения высшего образования;
22. Брачный выбор и мотивы создания семьи
Брачный выбор - это процесс, в результате которого из всей совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается единственно-верный партнер в каждом конкретном случае, который и становится брачным партнером.
Факторы брачного выбора:
1. Культорологические факторы- эндогамный брак или экзогамный.
2. Социологический фактор – близость нахождения партнера – гомогамия –заключение браков между людьми, обладающими схожими социальными характеристиками. Гетерогамия – несхожесть характеристик (возраст, статус, образование, территориальный фактор, религия, убеждения, ценности, брачный статус – наличие или отсутствие повторного брака).
3. Психологический фактор. – схожесть с родителем противоположного пола; обмен ценностями.Наиболее значимыми являются мотивы:
• мотивы, реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
23. Репродуктивное поведение молодой семьи
Репродуктивная функция семьи (как никакая другая) органично связана, с одной стороны, с интересами общества и государства в количественном воспроизводстве населения, а с другой - с интересами, установками и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы, в удовлетворении естественной потребности в детях.
Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (в браке и вне брака).
В теории репродуктивного поведения установлено, что ослабление потребности в детях и снижение установок детности сопровождается такой трансформацией структуры репродуктивных мотивов, при которой экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей теряют свое ведущее значение, уступая место психологическим мотивам, чье многообразие расширяется по мере распространения потребности в одном-единственном ребенке.
24. Сущность родительства. Стиль отношений между родителями и детьми
Родительство — это отношения между супругами, а также между родителями и детьми, связанные с рождением ребенка (детей) и приобщением его (их) к культуре общества.
Родительство – базовое жизненное предназначение, важное состояние и значительная социально-психологическая функция каждого человека. Переоценить роль родителей в воспитании детей невозможно.
Родители выступают для детей в нескольких ипостасях:
1) как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
2) директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
3) образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств и модель взаимоотношений с другими людьми;
4) источник знаний и жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем.
25. Методы родительского контроля и руководства. Семейная дисциплина
Понятие «родительский контроль» имеет отношение к выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающиеся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей; это попытка влиять на деятельность ребенка. (Андреева Т.В.); чем выше этот показатель, тем больше ребенка ограничивают в праве следования собственным побуждениям, активно добиваются от него подчинения правилам и следят за тем, чтобы дети полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, в семьях, с низкой степенью выраженности родительского контроля, к детям предъявляют меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций. (Кузьмишина Т.Л.)
26. Семейная социализация
Семейная социализация - стихийное влияние всего уклада жизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца, брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности.
Специфика семейной социализации состоит в том, что в данном процессе представлено три позиции: окружающий мир, взрослый и ребенок, каждый из них занимает позицию субъекта.
Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление.
Содержанием семейной социализации выступает социальный опыт, в который выделяют такие компоненты как: отношение к миру живой природы, отношение к миру неживой природы, отношение к миру людей, отношение к себе.
27.Социальные причины необходимости осуществления государственной молодежной политики на современном этапе общественного развития
Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с преодолением определенных трудностей. Это отчетливо проявилось на рубеже XX и XXI веков. Мировой финансово-экономический кризис особенно сильно отразился на социальном положении молодежи: стал повышаться уровень безработицы, более размытыми стали ценностные ориентации части молодежи. Возникла необходимость усиления государственного влияния на процессы формирования молодежи как особого социального слоя. Молодежная политика становится важной составной частью социальной политики и одним из главных направлений идеологической деятельности государства.
28. Основные функции государственной молодежной политики
Основными целями государственной молодежной политики являются:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- использование инновационного потенциала молодежи для дальнейшего развития Беларуси;
- реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных общественных объединений.
29. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (от 07.12.2009 г. № 65-З)
Принят Палатой представителей 5 ноября 2009 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 2009 года. 5 глав. 28 статей.
Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты