Введение
Феномен одиночества в современной философии и культуре
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одиночество в нашем сознании связано с печалью. Если попросить человека представить себе одиночество в образах, то это будет, скажем, брошенная игрушка на скамейке под осенним дождем, или пустынная, сумеречная аллея с тусклым светом фонарей. Первое же слово, которое мы вспоминаем в сочетании со словом одиночество – страх. Страх одиночества. Одиночество – это сиротство, покинутость, потерянность, бездомность. То есть одиночество – это то, что вызывает отрицательные эмоции. Одиночество причиняет человеку боль, травму, которая может оставить глубокий след и отразиться на всей его жизни.
Феномен одиночества в современной философии и культуре
Несмотря на всю сложность и многомерность, в истории философской мысли проблема одиночества не всегда получала должного внимания, как то, что вторгается в обычный порядок более глубоких мыслей о сущности человека и бытия. Такое отношение неприемлемо, потому что проблема одиночества заставляет задуматься о существовании человека как на его бытие в мире, не об абстрактном существе в абстрактном пространстве, а о конкретном «Я», переживающего за себя и чувствующего свое жизненное пространство. Как Я осознает себя в этом мире, насколько он открыт миру, как другие люди связаны с человеком – вопросы, возникающие при решении проблемы одиночества.
В философии есть несколько точек зрения на проблему одиночества. Итак, Б. Паскаль (а далее экзистенциалисты) указал на первоначальное одиночество человека в этом мире, он увидел в одиночестве проблему, которую сам человек, которому суждено было выбрать свой собственный путь, должен был решить. Х. Ортега-и-Гассет придерживался подобной точки зрения, который писал: «В любом настоящем человеческом действии всегда есть субъект, в котором он возникает, и который поэтому действует как его создатель и несет за него ответственность. Из этого ясно: моя жизнь, которая ставит меня в прямую связь со всем вокруг меня (минералы, растения, животные, люди), является, по сути, одиночеством» [1, с. 529].
В других случаях одиночество понималось как бездомность и отсутствие смысла человеческого существования в мире, порожденного неукоренностью человеческого существования. Высказанная еще Паскалем (указавшим на начальные страдания и катастрофизм человеческого существования, на чувство тревоги, которое имеется в мире), эту идею подхватили Н. Бердяев и М. Бубер, которые понимали, что они одиноки перед чужим миром объектов.
Говоря об одиночестве как главной проблеме человеческой личности и человечества вообще, Н. Бердяев интерпретировал одиночество в двух аспектах. С одной стороны – как негативное явление, присущее обществу. Нахождение человека в мире, обществе, лишенном истинных оснований для взаимодействия, воспринимается как «непонятное, неправильное отражение в другом» [2]. С другой стороны, одиночество также приобретает положительное значение как отход от реальности, возвращение к самому себе, к своему истинному «Я», которое затем преодолевает одиночество, бросаясь к предвзятому взаимодействию с другими, которые услышат его и воспримут его полностью.
Заключение
Феномен одиночества – сложное, многоаспектное явление. Проблема одиночества сложна и неисчерпаема, как сам человек. На протяжении веков, рассматривая проблему одиночества в контексте философии, исследователи пытаются создать единое, целостное представление об этом феномене. Существует множество исследований о проблеме одиночества, но наиболее значительный вклад в разработку этой темы внесли представители философии экзистенциализма и трансцендентализма. При всей разнице подходов к проблеме, современные исследователи отмечают как негативную, так и позитивную составляющую в феномене одиночества, выделяя два его вида: - одиночество как негативное переживание, возникающее в результате отсутствия значимых для человека связей и отношений; - одиночество как возможность уединения для осмысления прожитого и для воплощения замыслов.
1. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // «Дегуманизация искусства» и другие работы : эссе о литературе и искусстве : сборник. М. : Радуга, 1991.
2. Бердяев Н. Я. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. Я. Бердяев. М: Республика, 1994.
3. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М. : Республика, 1995.
4. Торо Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. М., 1980.
5. Кравец А. С. Три парадигмы смысла // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.: Философия, 2004. № 6. С. 22–25.
6. Кравец А. С. Понимание смысла социальной деятельности. Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2008.
7. Шюц А. Возвращающийся домой, 1970.
8. Липовецки Ж. Эра пустоты : эссе о современном индивидуализме. СПб. : Владимир Даль, 2001.
9. Батай Ж. Суверенный человек Сада // Маркиз де Сад и XX век. М. : Культура, 1992.
10. Бланшо М. Сад // Маркиз де Сад и XX век. М. : Культура, 1992.