Введение
1. Социальная защита государства: понятие, механизм реализации, инструменты
2. Модели социальной защиты
3. Направления реализации социальной защиты в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, еще с давних времен ученые интересовались такими вопросами, как равенство людей во всем обществе, при этом они рассматривали разделение людей на классы, равенство доходов и благосостояния и т. д. Государство всячески пытается решить данную проблему мерами социальной защиты, которая направлена на поддержку менее обеспеченного населения. Обеспечение качественного уровня жизни и стабильной трудовой деятельности для населения, отсутствие бедности и социального неравенства – это основная цель любого государства. Это подразумевает под собой присутствие социальной политики, которая должна проводиться на всех экономических уровнях. Однако одного присутствия такой политики недостаточно, необходимо решить, какая именно социальная политика будет проводиться, какие выбрать методы и механизмы, чтобы наиболее безболезненно для общества осуществить преобразование в экономике, какую роль отвести государству, определить какова степень зависимости населения от социальных проблем, лежит ли она в основе успешного развития общества, сравнить выбранную политику с опытом зарубежных стран. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ
Под социальной защитой понимается политика властей, которая направлена на обеспечение социально-экономических и политических гарантий индивида в независимости от возраста, национальности, пола и места проживания. В широком понимании социальная защита представляет собой систему социальных и экономических мероприятий, которые осуществляет государство и общество в целях удовлетворения потребностей, сохранения жизнеобеспеченности граждан вместе с общностью мероприятий, направленных на минимизацию последствий рисковых ситуаций. К ситуациям жизненного риска относят безработицу, болезнь, потерю кормильца в семье. Данная система обеспечивает минимальный уровень материальной поддержки, который гарантирован государством для социально незащищенных граждан в период экономических трансформаций в государстве [1, с. 304]. Экономическая основа механизма социальной защиты населения предполагает обеспечение финансирования мероприятий социального характера. Любая деятельность по социальной защите предусматривает материальные, финансовые затраты, экономическое обеспечение. В наиболее обобщенном виде, источниками финансирования мероприятий по социальной защите могут быть: государство, население, предприятия. Среди ученых существует мнение, что финансирование социальной защиты может осуществляться на трех основных уровнях: страхование (за счет взносов застрахованных), обеспечение (за счет налогов и сборов), попечительство (за счет средств специальных фондов). [3, с. 44]
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
По уровню гарантий, представленных населению, все системы социальной защиты, наличествующие в развитых странах, возможно разбить на две группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж). Бисмарковская модель имеет тесную связь между уровнем социальной защиты и продолжительностью профессиональной деятельности. Социальные выплаты определяются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, иными словами принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных началах работодателями и работополучателями, собирают отчисления от заработной платы, из которых составляются различные профессиональные страховые фонды и производятся страховые выплаты. Сохранность средств обеспечивают и отвечают за это правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для людей с недостаточными возможностями активного трудового участия имеется национальная солидарность или благотворительность, осуществляемая посредством муниципальных служб. Они являются вспомогательными механизмами, а не основополагающими принципами. Бевериджская модель («Отчет Бевериджа», 1942 г.) кладет в основу то, что любой человек, вне зависимости от его принадлежности к активному населению, обладает правом на минимальную защищенность при заболевании, старости или при наступлении иных причин уменьшения своих трудовых возможностей.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Цель социальной политики белорусского государства – формирование стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут приемлемый жизненный уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Построение такого общества требует больших усилий и определенного времени. Основными мерами государственной поддержки семьям с детьми является предоставление пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком с выплатой пособия в Беларуси – один из самых продолжительных в мире. В России пособие по уходу за ребенком семья получает до достижения им 1,5 года, в Казахстане – 1 года, в Швеции – 1,5 года, в Норвегии – 1 года. В большинстве европейских стран оплачиваемый отпуск не превышает 2-3 месяца [14, с. 52]. С 2013-го размер пособия привязан к средней заработной плате (составляет 35 % от нее). С этого же года размер пособия не зависит от того, воспитывается ребенок в полной или неполной семье. Дополнительную материальную поддержку получают семьи, в которых помимо ребенка до 3 лет воспитываются другие дети до 18 лет, однако размер поддержки невелик и о ее наличии знают далеко не все семьи (таблица 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под социальной защитой понимается политика властей, которая направлена на обеспечение социально-экономических и политических гарантий индивида в независимости от возраста, национальности, пола и места проживания. В широком понимании социальная защита представляет собой систему социальных и экономических мероприятий, которые осуществляет государство и общество в целях удовлетворения потребностей, сохранения жизнеобеспеченности граждан вместе с общностью мероприятий, направленных на минимизацию последствий рисковых ситуаций. Главными направления социальной защиты является компенсация выплат с целью защиты населения от инфляции, установление минимального уровня заработной платы, предоставление необходимой помощи наименее защищенным слоям населения. В настоящее время перед государством в условиях рыночной экономики стоит одна из наиболее сложных и противоречивых задач, так с одной стороны, деятельность государства должна быть направлена на обеспечение благосостояния всех групп общества и соблюдение социальной справедливости, а с другой стороны, оно должно ориентироваться на достижение рыночной эффективности. Соответственно, от грамотного решения этой двойственной задачи, а именно - сочетания эффективности и справедливости - во многом зависит уровень благосостояния общества (общественного благосостояния), то есть зависит напрямую уровень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами.
1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. / А.Н Аверин – М: 2017 .- 124 с.
2. Богданов, И.Я. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества. Современное гражданское общество и социальная безопасность. Сборник статей / И.Я. Богданов. - М.: Норма, 2015. - 559 c.
3. Канаева, О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 343 c
4. Кашникова, Т.В. Модернизация системы социальных гарантий государства в неустойчивой экономике /Т.В.Кашникова // Journal of Economic Regulation. 2013.- Т. 4. -№ 2.-С.57.
5. Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/145/40764.
6. Костылева, Л. В. Неравенство населения: тенденции, факторы, регулирование / Л. В. Кокшарова. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. -123 с.
7. Мартыненко, Т. С. Глобальная социология Г. Тербона: теория социальных неравенств/ Т. С. Мартыненко // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. – С.97-101.
8. Осеев, А. А. Социальное неравенство как фактор социальной напряженности в российском обществе/ А.А. Осеев //Вестник Московского университета - 2014. -№ 2. –С. 68-81
9. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу – М.: Прогресс, 1985.- 190 с.
10. Рэвелльон М. Сравнительные оценки бедности: моногр. Официальный потрал: сайт Всемирного банка (http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/3054991094736798511/518266-1095316620904/povcom_rus.pdf
11. Смирнов, С.Н. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина. - Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2008. -с. 324
12. Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям и в г. Минску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/solialnaya–sfera/trud/godovye– dannye/uroven–ofitsialno–zaregistrirovannoi–bezrabotitsy–po–oblastyam–i–g–minsku.
13. Список стран по индексу человеческого развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
14. Социальная политика в зарубежных странах: монография Быковская Ю. В. ЮНИТИ-ДАНА – 2015 год – с.143
15. Социальная политика: сущность, формализация, измерение: монография Федулов Ю. Г., Юсов А. Б. Директ-Медиа – 2015 год – с. 649
16. Что ждет Беларусь в 2019-м [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vlast.kz/prognozy/26313-cto-zdet-belarus-v-2018-m.html.
17. Шкиренко Г. А. Благосостояние индивидуальное и общественное – современные тенденции // Вестник ВГУ. -2014.- № 1.- С.15-17.