1. Проведение психологического эксперимента
2. Рецензия на статью «Влияние гериатрического статуса на субъективную скорость течения времени в пожилом и старческом возрасте»
Проведение психологического эксперимента
Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков
1 Введение
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, ростом агрессии в обществе в целом и у подростков в частности, с другой – недостаточностью глубоких эмпирических исследований особенностей личности агрессивного подростка. Агрессивности посвящено немало работ, но они неполно раскрывают сущность этого явления в связи с такими, казалось бы, несовместимыми и противоположными ей особенностями личности, как чувство страха и тревожность.
2 Определение цели и задачи исследования
Для проведения обследования нами использовались следующие психодиагностические методики:
- для диагностики агрессивности мы применяли опросник Басса-Дарки (шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, а также общий уровень агрессивности и враждебности);
- в качестве опросников, диагностирующих тревожность, мы выбрали методику Кондаша «Шкалы социально-ситуативной тревожности».
В исследовании приняли участие 37 человек.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.
Методика включает ситуации трёх типов:
- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
- ситуации, актуализирующие представление о себе;
- ситуации общения.
Рецензия на статью «Влияние гериатрического статуса на субъективную скорость течения времени в пожилом и старческом возрасте»
1 Исследуется проблема влияния гериатрического статуса на субъективную скорость течения времени в пожилом и старческом возрасте.
2 Изучить характер влияния изменений в гериатрическом статусе на субъективную скорость течения времени в позднем возрасте.
3 независимой переменной гериатрический статус
4 зависимой переменной — субъективное течение времени по тесту осознания времени А. Соломона
5 55—60 лет — 120 человек; 61—74 лет — 120 человек и 75—90 лет — 50 человек
6 Процедура исследования. Отбор и обследование гериатрических пациентов осуществлялся в период с 2013 по 2016 г. в Консультативно-диагностическом центре № 2 и Городской поликлинике № 186 г. Москвы. Исследование состояло из пяти этапов (рис. 2).
На первых этапах исследование включало в себя организацию основной группы респондентов, проведение совместно с врачами-гериатрами комплексной гериатрической оценки состояния здоровья (сокр. КГО) участников исследования с целью определения их траектории течения старения. На следующем этапе оценивалась специфика субъективной скорости течения времени в повседневной деятельности, в прошлом и настоящем времени, а также в разные возрастные периоды; выявлялось наличие связей между субъективной скоростью течения времени и особенностями гериатрического статуса респондентов; выделялись внутренние и внешние факторы, влияющие на субъективную скорость течения времени в позднем возрасте.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с.
2. Азарова, Е.А. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения / Е.А. Азарова, Ю. Фатеева. – 2014. – № 1. – С. 41-48.
3. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147.
4. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков: автореферат дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
5. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
8. Голубниченко, А.А. Психологические детерминанты диффузности личностного самоопределения у застенчивых старшеклассников / А.А. Голубниченко // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 2. – С. 9-20.
9. Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
10. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.