Индивидуальная работа по модулю № 1
Вопрос 2. Периоды становления и развития менеджмента, их характеристика
Вопрос 32. Понятие и содержание миссии. Цели организации, их роль в управлении
Список использованных источников
Индивидуальная работа по модулю № 2
Вопрос 2. Предприятие как объект планирования
Вопрос 32. Понятие и содержание управленческого решения
Список использованных источников
Индивидуальная работа по модулю № 1.
Вопрос 2. Периоды становления и развития менеджмента, их характеристика.
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
• политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;
• экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
• оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов
I период – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Вопрос 32. Понятие и содержание миссии. Цели организации, их роль в управлении.
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач [3]:
- выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;
- определить основные принципы конкурентной борьбы;
- выработать общую базу для разработки целей организации;
- выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.
Цели миссии – это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.) [4].
Индивидуальная работа по модулю № 2.
Вопрос 2. Предприятие как объект планирования.
Для обеспечения нормального функционирования предприятия необходимо постоянно планировать деятельность.
Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия [1].
Объектами планирования могут быть следующие единицы: продукция (ее вид и качество), кадры, сбыт, финансы, инвестиции, научно-техническое развитие и природоохранная деятельность.
Для того, чтобы план был эффективен, необходимо в нем отразить следующее:
1. оценка внешней среды предприятия;
2. оценка возможностей предприятия с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;
3. определение и формулирование целей;
4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;
5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.
Вопрос 32. Понятие и содержание управленческого решения.
Решение представляет собой выбор цели, осуществляющийся, как правило, на основе изучения различных вариантов. Решение также является результатом менеджмента, который в итоге либо повышает, либо снижает эффективность деятельности организации [3].
Решения, которые принимаются менеджерами можно классифицировать по ряду признаков:
• по уровню управления,
• масштабу воздействия,
• содержанию,
• форме подготовки и принятия,
• характеру,
• частоте повторяемой ситуации,
• степени полноты и достоверности исходной информации.
Рассмотрим каждую из классификаций более подробно.
По уровню управления решения классифицируются [3]:
• решения, принимаемые на уровне начальника отдела (цеха),
• решения, принимаемые на уровне заместителя директора,
• решения, принимаемые на уровне директора,
• решения, принимаемые на уровне министра.
По масштабу воздействия решения бывают общие и частные (локальные).
Общие решения затрагивают деятельность предприятия в комплексе, например, решения о диверсификации деятельности.
Частные (локальные) решения относятся к решению текущих вопросов и задач, к примеру, выявление и устранение причин роста уровня брака производства.