1. Письменно охарактеризовать категории «управление», «руководство», «менеджмент», раскрыть их сущность и содержание.
2. Письменно поясните, в чем суть понятия управления как вида профессиональной деятельности.
3. Письменно раскрыть эволюцию управления как науки. Охарактеризовать научные школы в управлении: школа научного менеджмента, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, эмпирическая школа.
4. Что представляет собой объект, предмет науки об управлении, какие ее основные функции?
5. Расшифровать методологические подходы к управлению: процессный, системный, количественный, ситуационный.
1. Письменно охарактеризовать категории «управление», «руководство», «менеджмент», раскрыть их сущность и содержание.
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям рыночной экономики. Менеджмент – это умное, умелое, рассудительное ведение хозяйства, заведование, руководство, управление, умение добиваться целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведения людей.
2. Письменно поясните, в чем суть понятия управления как вида профессиональной деятельности.
Чаще всего для выполнения большой и сложной работы люди объединяются в организации. Это происходит потому, что совместная согласованная деятельность позволяет достичь гораздо больших результатов, чем, если бы каждый человек работал самостоятельно. При совместной деятельности труд организуется на принципиально иной основе. Так, в большинстве случаев при совместной деятельности имеет место разделение труда. То есть, отдельные работники выполняют те или иные трудовые операции, из которых состоит процесс получения продукта в целом. Вследствие разделения труда трудовой процесс оказывается разорванным на части. В таком случае для получения желаемого результата труда необходимо планировать, организовывать, согласовывать работу отдельных людей, а также выполнять еще целый ряд действий для того, чтобы объединить и направить усилия работников на достижение общей цели. Таким образом, работа по координированию действий отделяется от самих действий и становится самостоятельным видом деятельности - управлением.
В самом общем виде управление - это деятельность по целевому изменению траектории движения управляемого объекта.
3. Письменно раскрыть эволюцию управления как науки. Охарактеризовать научные школы в управлении: школа научного менеджмента, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, эмпирическая школа.
I период - период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до 18 в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Примерно 9 – 7 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
4. Что представляет собой объект, предмет науки об управлении, какие ее основные функции?
Наука об управлении — это систематическое учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления. Пересечение с правовой наукой, особенно с административно-правовой, допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание.
5. Расшифровать методологические подходы к управлению: процессный, системный, количественный, ситуационный.
В 1950-х годах возник количественный подход в управлении, или исследование операций.
Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.