Структура сферы культуры. Организации инфраструктуры, функции, отрасли сферы культуры (экономическая классификация, законы)
Структура сферы культуры. Организации инфраструктуры, функции, отрасли сферы культуры (экономическая классификация, законы)
В соответствии со ст. 11 Закона о культуре Республики Беларусь государственное регулирование и управление в отрасли культуры осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в рамках их компетенции.
Закон о культуре Республики Беларусь определяет направления государственного регулирования и управления в отрасли культуры (ст.12).
В статье 13 Закона закреплена норма взаимодействия органов государственного управления в сфере культуры с органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями), которые осуществляют культурную деятельность. С целью создания организационных основ взаимодействия предусмотрено создание общественных советов и других консультативных органов, в которые могут входить деятели культуры и искусства, другие субъекты культурной деятельности при государственных органах.
В 2002 году был создан совет при Министерстве культуры. Однако он в своих решениях ничего существенного не предложил и был мало известен широкой общественности.
В ноябре 2010 г. был создан Республиканский общественный совет по делам культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь. Совет создан в целях обеспечения более широкого участия творческой интеллигенции в осуществлении государственной культурной политики, объективной оценки проблемных вопросов в сфере культуры и разработки конкретных мер по их реализации. Это постоянный творческий консультативный орган, который обеспечивает взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь, республиканских и местных органов государственного управления, организаций культуры и общественных объединений. Председателем совета, в который входит 68 человек, утвержден министр культуры Павел Латушка, а его заместителем – председатель общественной наблюдательной комиссии при Минкультуры по сохранению историко-культурного наследия Анатолий Бутевич.
При рассмотрении зарубежного опыта в осуществлении культурной политики обращает на себя внимание заметно меньший объем участия государства. Более заметно воздействие на культуру в развитых странах бизнеса. Он является важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения, располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры. Активна также роль системы образования, обладающая известной управленческой автономией и средствами на поддержку культуры.
2. Система государственного управления сферой культуры включает Министерство культуры, областные и Минское городское управление, районные и городские отделы культуры.
Главные функции Министерства культуры:
— последовательное расширение круга потребителей и видов культурных услуг, достижение национальными учреждениями культуры высоких образцов мирового профессионального искусства, художественного образования, соответствующих спросу населения республики;
— поддержка общественного статуса работников культуры через систему материального стимулирования, выравнивание иx доходов в отношении к заработкам работников производственной сфе¬ры, а также путем морального поощрения (присвоение почетных званий, государственных наград, премий и т.д.);