1 Современные образовательные технологии: подходы к проектированию, разновидности
2 Традиционные и инновационные подходы преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования
3 Эффективные формы образовательной работы в период адаптации студентов к новой социальной ситуации развития
1 Современные образовательные технологии: подходы к проектированию, разновидности
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
– необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
– осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
– возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения [2, с. 32].
2 Традиционные и инновационные подходы преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования
Существование традиций невозможно без инноваций. Без стремления к инновациям мы не получим традицию, которая воплотит все лучшее, что накопилось в системе дополнительного образования за многие годы. В стремительно меняющемся мире и формировании нового образа жизни образовательная система нашего государства должна адекватно реагировать на потребности общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было разработано не одним поколением ученых и педагогов.
Основополагающее значение имеет инновационная работа в системе дополнительного и высшего образования, реализующей образовательные программы, позволяющие развивать творческий потенциал ребенка. Инновации в образовании, прежде всего, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области применения своих способностей. Под педагогической инновацией следует понимать целенаправленное, осмысленное, определенное изменение педагогической деятельности путем разработки и внедрения педагогических и управленческих инноваций в образовательных учреждениях [4, с. 225].
3 Эффективные формы образовательной работы в период адаптации студентов к новой социальной ситуации развития
Процесс адаптации к высшему учебному заведению является очень сложным и многогранным явлением. По некоторым оценкам, он обычно завершается к концу третьего курса, по другим же оценкам, студенты адаптируются на первом курсе обучения в вузе, в связи с чем проблема адаптации студентов часто называют проблемой студента первого курса. социальная адаптация помогает студенту. Студенческой адаптации мешает, прежде всего, несоответствие между методами обучения в средней школе и в высшем образовании. Отсутствие понимания лекций, читаемых иначе, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, поначалу может негативно сказаться на успеваемости и благополучии учащихся, а также часто приводит к разочарованию и потере уверенности в своих способностях. Адаптация также замедляет изменение условий жизни, поэтому она особенно трудна для учащихся. Процесс адаптации также осложняется тем, что молодые люди после окончания учебы и вступительных экзаменов, не имея времени на восстановление физических сил, приходят в высшее учебное заведение эмоционально истощенными, многие снижают работоспособность, быстро устают, усиливают беспокойство [5, с. 87].
1 Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65 – 86
2 Берулава, Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава. – Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 4 (21). – С. 27 – 34
3 Ефимова, И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) / И.Н. Ефимова // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 6. – С. 60-68.
4 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
5 Зинченко, Ю.П. Новые возможности высшего психологического образования / Ю.П. Зинченко // Национальный психологический журнал. – 2010, № 1 (3). – С. 86 – 89
6 Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
7 Колосова, В.В. Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования: учебно-методическое пособие / В.В. Колосова. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. – 38 с.
8 Пастушеня, А.Н. Психологическое обучение, ориентированное на практику: задачи и пути их решения / А.Н. Пастушеня // Инновационные образовательные технологии. – 2012. – № 2 (30). – С. 21-27.
9 Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В.П. Симонов. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.