История
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Вопросы
на тему: «История»
по дисциплине: «История»
2021
6.00 BYN
История
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
1. Причины и начало Второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР.
2. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия на советско-германском фронте в 1941-1942 гг.
3. Фашистский оккупационный режим на территории БССР.
4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
5. Партизанское и подпольное движение на территории БССР.
6. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.
7.Система биполярного мира после Второй мировой войны.
8. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.
9. Общественно-политическая жизнь БССР (1945 – 1985 гг.).
10. Попытки политической и экономической модернизации СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.)
11. Культура Беларуси в 1945-1990 гг.
12. Изменения в социально-экономической и политической картине мира в конце ХХ - начале ХХI в.
13. Распад СССР. Оформление государственного суверенитета Республики Беларусь.
14. Эволюция общественно-политической системы Республики Беларусь.
15. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
16. Геополитическое положение и международные связи Республики Беларусь.
17. Духовная и культурная жизнь народа Республики Беларусь.
1. Причины и начало Второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси в состав БССР.
Накануне войны Советский Союз предпринимал все возможное, чтобы предупредить ее возникновение. Он вел переговоры с Англией, Францией, Чехословакией, другими государствами о возможных мерах безопасности. К сожалению, Вост. страны дали согласие на присоединение части территории Чехословакии к Германии, стремились направить агрессию фашистской Германии против СССР. 23 августа 1939 г. был подписан советский-германский договор о ненападеннi сроком на 10 лет i секретный протокол к нему о сфере интересов обеих сторон.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а 3 сентября Англия i Франция объединительной объявiлi войну Германии. Фашистские войска стремительно захватили территорию Польши. Возникла угроза захвата Восточной России, попавшей под власть Польши по Рижскому договора 1921 г. 17 сентября Красная Армия перешла границу, а 25 сентября освободила Зап. Беларусь. 28 ноября 1939 между Германией i СССР заключен Договор о дружбе i границы.
28-30 ноября 1939 г. Народное Собрание Зап. Беларуси приняло декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. 28 - 30 октября 1939 г. в Белостоке состоялся Народный сход Вост. Беларуси. Он принял декларацию об установлении советской власти на территории Зап Беларуси. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР. 2 ноября 1939 г. Внеочередная V сессия Верховного Совета СССР и 12 ноября Внеочередная третьем сессия Верховного совета БССР соответственно приняли законы о включении Зап. Б. в состав СССР и воссоединении ее с БССР. В результате территория и население БССР увеличилась.
2. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия на советско-германском фронте в 1941-1942 гг.
С середины 1940 г. фашистское руководство начало подготовку к войне против СССР. Советское правительство приняло ряд мер по укреплению обороноспособности западных рубежей Советского Союза, в том числе и в Беларуси.
В июле 1940 г. Белорусский особый военный округ был переименован в Западный особый военный округ. В его состав были включены войска, дислоцированные в Смоленской области. Советское руководство считало, что Гитлер не начнет войну против СССР до завершения боевых действий на западном фронте. 22 июня 1941 г. без объявления войны германские войска атаковали государственную границу. Началась Великая Отечественная война, которая стала очередным этапом Второй мировой войны. Руководство СССР, не владея ситуацией на фронтах, отдало приказ о наступлении. Проведенный 23 июня контрудар войск Западного фронта оказался безрезультатным. Красная армия несла огромные потери. Из 44 дивизий, входивших в состав Западного фронта, 24 были разгромлены полностью, остальные 20 дивизий потеряли от 30 до 90% личного состава и вооружений, всего более 300 тыс. человек. Танковые группировки противника 28 июня 1941 г. вошли в Минск. Советские воины самоотверженно сражались. Бойцы пограничных застав насмерть стояли на своих рубежах.
3. Фашистский оккупационный режим на территории БССР.
Несмотря на героизм советских войск, в конце августа 1941 г. гитлеровцы оккупировали всю территорию Беларуси. Здесь был установлен оккупационный режим - система политических, идеологических, экономических и военных мер, направленных на ликвидацию существующего общественного и государственного строя, грабеж национального богатства, уничтожение населения. Фашисты ввели «новый порядок» - режим насилия и кровавого террора.
Главные принципы колонизации и германизации Восточной Европы были представлены в общей программе, которая получила название план «Ост». Согласно ему на белорусских землях предполагалось оставить не более 25 % белорусов, подлежавших онемечиванию. Остальных планировалось уничтожить или выселить в Сибирь. Генеральный округ «Беларусь» включал 1/3 территории БССР и находился в Составе рейхскомиссариата «Остланд». Он был разделен на 10 округов, округа - на районы. Округа возглавляли гебиткомиссары, районы - орткомиссары, города - штадскомиссары. В отношении к гражданскому населению оккупационные власти проводили политику геноцида - массовое, планомерное уничтожение мирных жителей. Было создано 260 лагерей смерти.
4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
К осени 1942 г. были созданы условия для проведения крупных наступательных операций. 19 ноября 1942г. силами трех фронтов в районе Сталинграда началось тщательно подготовленное контрнаступление Красной армии. Оно завершилось 2 февраля 1943 г. окружением и ликвидацией крупной вражеской группировки. Эта победа положила начало коренному перелому. Добиваясь реванша за поражение под Сталинградом, гитлеровское командование летом 1943 г. предприняло наступление в районе Курска. В результате умело организованной обороны начавшееся 5 июля 1943 г. наступление гитлеровцев было сорвано, а 12 июля 1943 г. советские войска перешли в наступление и 5 августа овладели городами Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве впервые прозвучал салют. К осени 1943 г. части Красной армии приблизились к границам БССР. После победы под Курском на территории Левобережной Украины советские войска наступали широким фронтом, от Лоева до Днепропетровска, вышли к Днепру, форсировали его. В районе Смоленска-Брянска группировка врага потерпела поражение. В таких военно-стратегических условиях осенью 1943 - зимой 1944 г. проходил первый этап освобождения Беларуси. Развивая наступление на западном направлении, дивизии Центрального фронта 23 сентября 1943 г. освободили первый районный центр Полесской области - г. Комарин.
5. Партизанское и подпольное движение на территории БССР.
С первых дней немецкой оккупации в Беларуси развернулась всенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков, проходившая в трех основных формах: партизанское движение; антифашистское подполье; массовый срыв населением политических, экономических и военных мероприятий оккупантов. Наиболее ощутимым ддя вермахта стало партизанское движение. За июль-сентябрь 1941 г. в республике было сформировано более 430 партизанских отрядов и групп в составе более 8 тыс. человек. В числе первых борьбу против оккупантов развернуло Минское партийное подполье. В ноябре 1941 г. был создан Минский подпольный горком КП(б)Б. В 1941-1942 гт. в Витебске существовало 56 подпольных групп. Одной из них руководила В. Хоружая. Значительное влияние на борьбу партизан и подпольщиков Беларуси против немецко-фашистских оккупантов оказала победа Красной армии под Москвой. С Большой земли народные мстители получали оружие, боеприпасы, медикаменты, средства связи. Там лечили раненых партизан, доставленных из-за линии фронта, готовили кадры для партизанского движения. Для руководства партизанским движением в мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с первым секретарем ЦК КП(б)Б П. Пономаренко. С сентября 1942 г. начал действовать Белорусский штаб партизанского движения (БШПД), который возглавлял второй секретарь ЦККП(б)Б П. Калинин.
6. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечествен и Второй мировой войны. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.
Осенью 1943 - зимой 1944 г. проходил первый этап освобождения Беларуси. Развивая наступление на западном направлении, дивизии Центрального фронта 23 сентября 1943 г. освободили первый районный центр Полесской области - г. Комарин.
В начале октября 1943 г. началось наступление на витебском направлении. 2 ноября советские дивизии, начав наступление южнее Гомеля, перерезали железную дорогу Гомель-Калинковичи. 18 ноября 1943 г. была освобождена Речица, а 26 ноября - Гомель, куда переехали ЦК КП (б) Б, правительство Беларуси и БШПД. 14 января 1944 г. был освобожден Мозырь. В результате осенне-зимнего наступления 1943-1944 гг, войска Белорусского фронта продвинулись более чем на 200 км, освободили 36 районов Могилевской, Витебской, Гомельской и Полесской областей. К лету 1944 г. положение на советско-германском фронте складывалось в пользу Красной армии. Линия фронта в Беларуси проходила восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Жлобина, Бобруйска и далее по р. Припять. Она представляла собой выступ, который получил название «Белорусский балкон».
7. Система биполярного мира после Второй мировой войны.
Вторая мировая война, длившаяся 6 лет, с 1 сентября 1939 г. до 2 сентября 1945 г., закончилась победой стран антигитлеровской коалиции. Она привела к новой расстановке политических сил в мире. Фашистские режимы Германии, Италии и японский милитаризм были повержены. Усилились роль и политическое влияние стран антигитлеровской коалиции - СССР, США, Великобритании, а также Франции. Именно им принадлежал приоритет в определении послевоенного устройства мира. Основы послевоенного урегулирования были заложены в решениях Крымской и Потсдамской конференций глав государств СССР, США и Великобритании. Они согласовали совместные действия по разгрому фашистской Германии, разработали общие принципы послевоенной политики по отношению к Германии; договорились о вступлении СССР в войну с Японией; приняли решение о создании ООН. Потсдамская конференция решила некоторые территориальные вопросы. Калининград с прилегающим к нему районом был передан СССР. Часть Восточной Пруссии, а также территория бывшего свободного города Гданьска были переданы Польше. Было предусмотрено разделение Германии на четыре зоны оккупации (СССР, США, Великобритании и Франции) и выделение особого района Берлина, который также оккупировался союзными державами. Германия для возмещения ущерба, причиненного государствам-жертвам германской агрессии, должна была выплатить репарации.
8. Социально-эконом развитие БССР во 2-ой пол 1940-х – первой пол 1980-х гг.
9 мая 1945 г. советские люди впервые праздновали День Победы. Несмотря на горечь утрат, долгожданная победа вызывала всеобщий энтузиазм и порождала большие надежды. Одной из первоочередных задач было восстановление народного хозяйства. Она решалась в ходе 4 пятилетки (1946-1950). Развитие промышленности осуществлялось в основном за счет с/х и социальной сферы. Значительную помощь Беларуси оказали союзные республики, особенно Российская Федерация. В БССР прибыли тысячи инженеров, квалифицированных рабочих, поступили десятки тысяч станков, тракторов, автомобилей, много семян и удобрений. Важную роль сыграли репарационные поставки из Германии и Администрацией ООН - всего на сумму более 1,5 млрд долл. Благодаря этой помощи, промышленность БССР в первом квартале 1949 г. достигла довоенного уровня, а в 1950 г. - превзошла его. Опережающими темпами развивались металлообработка и машиностроение. Дали первую продукцию МАЗ, МТЗ, мотовелозавод. В сельском хозяйстве довоенные показатели не были достигнуты. Сказывались последствия войны, засуха 1946 г., фактически отсутствовала оплата труда, сохранялся низкий уровень механизации.
9. Общественно-политическая жизнь БССР (1945 – 1985 гг.).
В первые послевоенные годы появившиеся среди части советских людей чувства национальной гордости и свободы вызвали жесткую реакцию властей. Возобновились политические репрессии, были развязаны политические кампании против интеллигенции. Обществу навязывались коммунистические стереотипы, классовые подходы к оценке действительности. Часть белорусской интеллигенции была обвинена в буржуазном национализме, космополитизме. Вновь были арестованы поэты и писатели, министр образования Саевич, сняты с должности президент АН БССР ученый-биолог Жебрак и многие его коллеги. Проводились закрытые судебные процессы по делам якобы действовавших организаций. С 1945 г. в Западной Беларуси действовали подпольные формирования польской Армии Краёвой, которые нападали на государственные учреждения, колхозы, совхозы, школы, убивали советских граждан. Они были ликвидированы к середине 1952 г. В республике действовали спортивные и культурные общества, членство в которых и уплата взносов были для советских людей обязательными.
10. Попытки политической и экономической модернизации СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.)
В середине 80-х гг. в СССР и БССР начался период радикальных преобразований - перестройка. Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. был избран М. Горбачев. Условно его можно разделить на три этапа: 1) 1985- 1986 гг. - традиционно-реформистский; 2) 1987-1989 гг. - умеренно-реформистский; 3) 1990-1991 гг. - радикально-реформистский. На первом этапе М. Горбачев считал главной задачей совершенствование социализма. Поэтому были использованы традиционные советские подходы к модернизации экономики: сохранялись старый хозяйственный механизм и административно-командная система. Реформирование было сведено к усилению контроля за качеством продукции и ускорению социально-экономического развития. К осени 1986 г. стало очевидно, что курс на ускорение социально- экономического развития страны не дал значительных результатов. Сказались непродуманность концепции ускорения, авария на ЧАЭС, падение мировых цен на нефть и газ, антиалкогольная кампания, из-за которой бюджет СССР в 1986-1988 гг. потерял 30 млрд долл. С июня 1987 г. начался переход к так называемой радикальной экономической реформе.
11. Культура Беларуси в 1945-1990 гг.
За годы Великой Отечественной войны материально-техническая база школ, техникумов и ВУЗов республики была почти полностью уничтожена, погибло много учителей, преподавателей и ученых. Однако за годы четвертой пятилетки сеть школьного, среднего специального и высшего образования была восстановлена. С декабря 1958 г. началась реформа средней школы: семилетние школы становились восьмилетними, десятилетние - одиннадцатилетними с обязательным производственно-трудовым обучением. В школах вводились уроки труда и работали мастерские. Для детей из малообеспеченных семей открывались школы-интернаты. Одновременно резко сократилось число белорусских школ и выросло количество русскоязычных школ и предметов. Значительно расширилась сеть профессионально-технических училищ. Были открыты 14 новых ВУЗов. В 1985 г. в 33 ВУЗах страны обучались 182 тыс. студентов. По числу студентов на душу населения республика занимала одно из первых мест в Европе. Значительное внимание уделялось культурно-просветительным учреждениям. Наибольших успехов белорусская наука добилась в математике, ядерной энергетике, порошковой металлургии, биологии, геологии.
12. Изменения в социально-экономической и политической картине мира в конце ХХ - начале ХХI в.
Новый внешнеполитический курс был изложен в книге М. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Он предлагал установить партнерские отношения со странами Запада и всего мира; урегулировать региональные военные конфликты; признать приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Улучшились советско-американские отношения. На встречах М. Горбачева с Президентами США Р. Рейганом и Д. Бушем-старшим были подписаны соглашения о сокращении обычных вооружений, о ликвидации ракет малой и средней дальности в Европе, о сокращении стратегических наступательных вооружений. СССР начал разблокирование региональных военных конфликтов. Особое значение имел вывод советских войск из Афганистана. Он продолжался с 15 мая 1988 г, по 15 февраля 1989 г. СССР вышел также из других региональных конфликтов, резко сократил помощь международному коммунистическому и рабочему движению, социалистическим и развивающимся странам.
13. Распад СССР. Оформление государственного суверенитета Респ. Беларусь.
Реформирование советской системы в годы перестройки проходило на фоне общего экономического, политического и демографического кризиса. Так, в 1989-19.91 гг. По всей стране было введено нормированное снабжение товарами массового спроса (талоны). В1991 г. смертность превысила рождаемость. Падала производительность труда, останавливались предприятия, росли цены. Политическая обстановка в стране ухудшалась, разгорались межнациональные конфликты, формировалось негативное общественное мнение о сохранении СССР.
Для подавления волнений правительство СССР использовало вооруженную силу, появились человеческие жертвы. Отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в феврале 1990 г. стала одной из причин «парада суверенитетов». Решающую роль имела активная деятельность органов власти РСФСР: с избранием В.Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР был взят курс на провозглашение независимости России. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федераций, установлен приоритет российских законов над союзными. Был учрежден пост Президента РСФСР.
14. Эволюция общественно-политической системы Респ Беларусь.
С момента провозглашения независимости Республика Беларусь была парламентской. Постепенно в обществе стала вызревать идея о введении в стране поста президента. Верховный Совет БССР разработал и 15 марта 1994 г. принял новую Конституцию. В соответствии с ней властные полномочия разделялись между Верховным Советом и президентом, который являлся главой государства и избирался всенародно на пятилетний срок. Исполнительная власть принадлежала Совету Министров во главе с премьер-министром. Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным государством.
10 июля 1994 г, во втором туре А. Лукашенко победил. Председателем Совета Министров был назначен М. Чигирь. Одновременно с выборами Президент А. Лукашенко инициировал референдум по вопросам о гос. символике Беларуси, о придании русскому языку статуса второго государственного, об экономической интеграции с Россией. Был включен также вопрос о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию РБ, которые предусматривали возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом РБ в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. 26 ноября 1996 г. состоялся референдум, на который были вынесены четыре вопроса: о новой редакции Конституции, о собственности на землю, об изменении даты празднования Дня независимости, о смертной казни.
15. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
· развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
· радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств. Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале, что требует создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его основных составляющих – семейного благополучия, доходов, образования, здоровья, комфортности условий жизни.
16. Геополитическое положение и международные связи Республики Беларусь.
Геополитическое положение определяет место государства в системе международных отношений, включая не только положение в географическом пространстве, но и функциональную роль в системе государств.
Характеризуя геополитическое положение страны, следует отметить, что оно в корне изменилось к 90-м гг. Этому вначале поспособствовал распад стран Варшавского договора, а затем и Советского Союза. В итоге Беларусь оказалась расположенной между государств, избравших разные социально-политические модели развития, к ее границам в 2004 г. вышли войска блока НАТО. В современных условиях геополитическое положение Беларуси можно оценить как сложное. Это обусловлено тем, что Беларусь имеет малый «вес» в мировой хозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории «малых» стран, не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы более крупных стран. Беларусь сегодня играет роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, может стать центром деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам.
17. Духовная и культурная жизнь народа Республики Беларусь.
Провозглашение государственной независимости Беларуси повлияло на развитие духовной жизни общества. Национальная культура стала самоопределяться как культура белорусского народа и государства.
С целью создания благоприятных условий для развития национального образования в 1991 г. был принят «Закон аб адукации». Он гарантировал создание условий для всестороннего развития личности, способствовал пополнению системы образования общечеловеческими ценностями. С 1998 г. началась реформа 4,5 тысяч общеобразовательных школ. Ее основными чертами стали: демократизация системы образования, создание условий для гармонического развития личности, повышение качества и эффективности образования. Начался переход школ к 12-летнему обучению. Появляются новые формы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи.
В 90-е гг. расширяется сеть высших учебных заведений. Возникает около 20 негосударственных институтов, т.е. формируются альтернативные формы высшего образования. По количеству студентов РБ оказалась на среднеевропейском уровне.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты