Вопрос 1. Перечислите основные задачи метрологических служб
Вопрос 2. Стандартизация и качество продукции, работ и услуг
Вопрос 3. Оценка уровня качества продукции, работ и услуг
Список литературы
Вопрос 1. Перечислите основные задачи метрологических служб
Ответ
В Республике Беларусь в целях обеспечения единства измерений создается государственная метрологическая служба. Также могут создаваться метрологические службы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и метрологические службы юридических лиц, метрологические службы предприятий.
Государственная метрологическая служба осуществляет метрологический контроль в сфере законодательной метрологии.
Государственная метрологическая служба создается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и включает в себя национальный метрологический институт и другие юридические лица, подчиненные Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь и наделенные полномочиями по осуществлению метрологического контроля в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Положение о государственной метрологической службе утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Метрологический контроль включает в себя:
1.утверждение типа средств измерений;
2.метрологическую аттестацию средств измерений;
3.поверку;
3.калибровку;
4.метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений.
Порядок осуществления метрологического контроля устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Метрологическая служба предприятий, организаций и учреждений включает отдел главного метролога, другие структурные подразделения (поверочные и измерительные лаборатории, группу ремонта средств измерений, бюро проката, и т. д.) и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.
К основным задачам метрологической службы относятся:
− обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение метрологического обеспечения производства;
− внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции.
Вопрос 2. Стандартизация и качество продукции, работ и услуг
Ответ
Стандартизация- деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг
Качество – это совокупность свойств продукции, работ или услуг обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Категория качества – градация качества продукции, работ или услуг определенного вида, устанавливаемая при государственной аттестации в результате сравнения результатов аттестации со значениями, принятыми за базовые. Установлены следующие категории качества: высшая, первая и вторая.
Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, работ или услуг, входящих в их качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Установлены следующие показатели качества:
- единичный показатель – показатель, характеризующий одно из свойств продукции;
- комплексный показатель – показатель, характеризующий несколько свойств продукции;
- определяющий показатель – показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции;
- интегральный показатель – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание, эксплуатацию или потребление.
Вопрос 3. Оценка уровня качества продукции, работ и услуг
Ответ
Под оценкой уровня качества продукции, работ или услуг понимают процесс и результат установления относительной характеристики качества продукции, основанный на сопоставлении значений показателей свойств продукции с соответствующими значениями лучших отечественных и (или) зарубежных образцов, принятых в качестве базовых. Проблемой количественной оценки качества продукции занимается квалиметрия.
Квалиметрия устанавливает следующие методы определения показателей качества:
- измерительный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе технических средств измерений;
- регистрационный - метод определения показателей качества, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и затрат;
- расчетный - метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования технических и(или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции, работ или услуг от их параметров;
- органолептический - метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств;
- экспертный - метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами;
- социологический - метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей.
1. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции : учебное пособие / В. Е. Сыцко [и др.]. – Минск : Высшая школа, 2007. – 176 с.
2. Техническое нормирование процессов и продукции. Практикум : учебное пособие / В. В. Паневчик [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2013. – 238 с.
3. Сергеев, А. Г. Метрология : учебное пособие для вузов / А. Г. Сергеев, В. В. Крохин. – Москва : Логос, 2001. – 408 с.
4. Тартаковский, Д. Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений : учеб. для вузов / Д. Ф. Тартаковский, А. С. Ястребов. – М. : Высш. шк., 2001. – 201 с
5. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 янв. 2004 г., № 269-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 2/1018.