Гаджет-аддикции
Список литературы
Гаджет-аддикции
Понятие зависимости от гаджетов в психологической науке является достаточно новым. К настоящему времени еще не сформировался терминологический аппарат для его изучения.
Так, если зависимость означает навязчивую потребность в определенной деятельности, то зависимость от гаджетов можно определить как навязчивую потребность в совершении действий с гаджетами.
В работе Н.Л. Гавриловой гаджет-зависимость определяется как пристрастие индивида к техническим новинкам, проявлением которого является неконтролируемое желание покупать более новые электронные устройства, а также неограниченное времяпрепровождение за изучением устройства, проверяя его многообразные функции [2, с. 35].
По определению Ю.А. Клейберг (2015), гаджет-зависимость — психологическая зависимость от телефона, плеера, ноутбука или другого электронного устройства [5, с. 45].
Термин «гаджет» является достаточно устоявшимся и общепринятым для понимания информационной культуры. Под гаджетом понимают устройство, созданное с использованием цифровых технологий специально для какой-то определенной области. К гаджетам относятся: смартфоны, музыкальные плееры, планшеты, портативные игровые приставки и т.д. [1; 6].
Гаджет-зависимость имеет свои специфические симптомы. Как отмечает Ю.А. Клейберг, проявлениями гаджет-зависимости являются: страх забыть телефон (ноутбук, планшет); фантомная вибрация, когда человек чувствуют виброзвонок смартфона когда не звонит; умственный зуд; нежелание выключать телефон, ноутбук; боязнь ситуации потери связи (отключения батареи телефона); навязчивое желание постоянно проверять новые сообщения, звонки [5, с. 57].
1. Белоусова А. В. Профилактика гаджет-зависимости у детей / А. В. Белоусова // Социально-педагогическая деятельность в социуме : теория, практика, перспективы : сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2014. – С. 67-71.
2. Гаврилова Н. Л. Гаджет-зависимость у подростков как социально-педагогическая проблема / Н. Л. Гаврилова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей. – Витебск, 2016. – С. 34-37.
3. Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – №1. – С. 232-235.
4. Кириченко Д. Е. Гаджет-зависимость у современного студента / Д. Е. Кириченко, О. В. Рябцева, О. Ю. Тришина // Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. Ред. С. Г. Костюк. – 2017. – С. 83-86.
5. Клейберг Ю. А. Аддиктивное поведение : феноменология и современные формы проявления / Ю. А. Клейберг // Формирование здорового образа жизни : материалы научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 33-37.
6. Крухмалева О. В. Современные игровые устройства в жизни детей и подростков : социокультурный анализ / О. В. Крухмалева, Е. В. Крухмалев // Культура и образование. – 2017. – № 1. – С. 47-60.
7. Михайлина А. В. Гаджет-аддикция : причины возникновения, методы борьбы / А. В. Михалина // Аллея науки. – 2017. – № 12. – С. 116-122.