Вопросы
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Вопросы
на тему: «Вопросы»
по дисциплине: «Философия»
2021
6.00 BYN
Вопросы
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
1. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси.
2. Категория бытия и проблема субстанции.
3. Материя как философская категория. Системная организация материального бытия.
4. Динамическая и пространственно-временная организация бытия. Понятия движения, развития, пространства и времени.
5. Диалектика и ее исторические формы. Диалектика и синергетика.
6. Социокультурные и экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Личность и общество.
7. Проблема сознания и его происхождения. Социокультурная сущность и творческая активность сознания, его структура.
8. Структура научного познания, его уровни и формы
9. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
2. Категория бытия и проблема субстанции.
3. Материя как философская категория. Системная организация материального бытия.
4. Динамическая и пространственно-временная организация бытия. Понятия движения, развития, пространства и времени.
5. Диалектика и ее исторические формы. Диалектика и синергетика.
6. Социокультурные и экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Личность и общество.
7. Проблема сознания и его происхождения. Социокультурная сущность и творческая активность сознания, его структура.
8. Структура научного познания, его уровни и формы
9. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
1. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси
Особое место в структуре мировой философии как научно-теоретического и духовно-практического феномена культуры занимает национальная философия (философия отдельного народа). Этот факт является еще одним подтверждением отличия философии от строгой науки. Не может быть национальной физики, биологии, математики, кибернетики и т.д. Но философия национальная (французская, английская, немецкая, русская, белорусская и др.) не только возможна, но и существует в виде социокультурной реальности. Если философия в целом является «живой душой культуры», то философия национальная - «живой душой народа». В ней в концентрированном виде представлен внутренний, духовный опыт нации, ее сокровенные мечты и чаяния, особенности менталитета.
2. Категория бытия и проблема субстанции
Проблема бытия - центральная для любого философского учения и философской системы. Даже если философ как бы не конкретизирует (эксплицирует) проблему, что есть бытие, тем не менее его философствование предусматривает определенное веление этой проблемы. До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в каких формах оно присутствует. Вся истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие. Впервые проблему бытия поставили элеаты (сер. 1 тысячелетия до н.э.). Для них
1) бытие познается только в мышлении;
2) бытие тождественно мышлению.
Другое представление о бытии мы видим у Платона и Демокрита. Для Платона: бытие есть независимое от субъекта бытие идеальных сущностей - идеи. Эта позиция объективного идеализма.
Атомисты представляли бытие как бытие независимых от сознания материальных сущностей - атомов. Это позиция материалистична, позиция натурализма.
В XVII в. Беркли и Юм провозглашают принцип "Esse est percipi" - существовать, значит быть воспринимаемым - это позиция субъективного материализма.
3. Материя как философская категория. Системная организация материального бытия
Что первично - мышление или бытие, природа или дух, что чему предшествует: материальный мир сознания или сознание материальному миру? В зависимости от решения основного вопроса философии в истории философии выделяются две основные линии, два основных лагеря - материализм, первичным считает природу, бытие, материю, и идеализм, который видит первооснову в духе, сознании.
Материализм - философское учение, первичным считает природу, бытие, материю. Выделяют стихийный материализм Античного мира по которым не видели четкой разницы между физическими и психическими, духовными явлениями бытия; механистический материализм Нового времени по которому природа и ее элементы рассматривались как бескачественных неодушевленные; диалектический материализм утверждающий сознание как продукт материи, отражение внешнего мира.
4. Динамическая и пространственно-временная организация бытия. Понятия движения, развития, пространства и времени
Важными характеристиками бытия, определяющими его организацию, кроме структурных, являются динамические, пространственные и временные.
Динамическая организации бытия состоит в том, что любое материальное или духовное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Движение есть способ существования всего сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение есть изменение вообще. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, называют развитием.
Развитие - особый тип движения, связанный с качественным преобразованием предметов и процессов в сторону их усложнения либо упрощения. Взаимодействие форм движения лежит в основе развития мира, всего сущего. При этом в отличие от движения в целом, развитие является, как правило, изменением необратимым, направленным и закономерным, подготовляемым либо заложенной генетической программой развития тела, либо совокупностью факторов, постоянно на него воздействующих. Развитие может быть как прогрессивным, т.е. приводящим к повышению качественной сложности материальной или духовной системы и степени эффективности ее организации, так и регрессивным, деградацией, если качественное своеобразие утрачивается, а функциональность предмета ограничивается.
Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Материальные носители этих форм движения соответственно - массы, молекулы, атомы, белки, человек и человеческое общество. Между формами движения существует генетическая связь, предполагающая, что каждая высшая форма возникает на основе низшей.
5. Диалектика и ее исторические формы. Диалектика и синергетика
Философия изучает различные виды и формы связей бытия всеобщего и общего характера, но особое внимание уделяет связям развития. Мыслители древности стремились отграничить развитие от других связей и изменений по причине его важности для человека, обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика» (от др.-греч. Sid — взаимность действия и — слово; ЗшАёуорш — беседовать), которое означало искусство спорить, вести рассуждение.
В современной философии понятие «диалектика» употребляется в трех основных смыслах.
1. Диалектика — совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития (объективная диалектика). Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. Это — субъективная диалектика. Она отражает и объясняет объективную диалектику системой понятий, принципов и законов.
6. Социокультурные и экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Личность и общество
Экзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных, индивидуально-личностных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.
Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. Например, сторонники натурализаторской версии, рассматривающие человека как природное начало, являются преимущественно последователями гедонизма (смысл жизни - наслаждение) и эвдемонизма (смысл - в счастье). В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним (трансцендентным) бытием, где его земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности. Социологизаторские концепции зачастую также подчиняют настоящую жизнь будущему совершенному состоянию человечества (марксизм). С рационалистической философией содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безусловного закона принцип долженствования, долг.
7. Проблема сознания и его происхождения. Социокультурная сущность и творческая активность сознания, его структура
Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).
В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной»[1], намекая на то, что тайна сознания остаётся самым тёмным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое значение.
Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.
Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.
Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.
8. Структура научного познания, его уровни и формы
В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации, Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта - доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания.
Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.
9. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества
Среди подходов к изучению истории можно выделить два основных — формационный и цивилизационный.
Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества — формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. В основу формационного подхода было положено учение немецкого философа К. Маркса, который говорил о становлении коммунистической формации после капитализма. Недостатком формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, мало внимания уделяется роли личности в истории.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты