I. Русская литература в эпоху Просвещения
1. Понятие «просвещение» в сотериологúческой и эвдемонúческой культуре; в чём их отличие? Привести примеры просветителей сотериологúческой и эвдемонúческой культуры и проанализировать их произведения.
2. Сатира как способ мировосприятия. Возникновение и развитие сатиры на Руси (авторы и их произведения). Русская сатира 18 века (авторы, произведения, тематика и проблематика; основные идеи).
3. Публицистика как тип коммуникации. Возникновение и развитие публицистики на Руси (авторы, произведения, тематика и проблематика; основные идеи). Публицистика 18 века; её отличия от публицистики предшествующих эпох; новые формы публицистики в 18 веке. Тематика публицистических произведений 18 века (ответ обязательно должен быть сопровождён анализом конкретных произведений)
II. Русская литература в эпоху Просвещения
1. «Бригадир» Д. И. Фонвизина — первая оригинальная комедия. Типология и характерология главных героев. Их принципиальные отличия от героев сотериологической культуры. Основные идеи комедии.
2. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Типология и характерология главных героев. Тема, идея комедии, художественные средства создания образов.
3. Темы и характер сатир И. А. Крылова. Комедия И. А. Крылова «Трумф, или Подщипа». Типология и характерология главных героев. Тема, идея комедии, художественные средства создания образов.
4. Особенность Просвещения в русской культуре.
III. Литература русского сентиментализма
1. Сентиментализм как способ отношения к миру и как литературное направление. Предпосылки возникновения сентиментализма в русской литературе в конце 18 века, характерные черты и особенности. Авторы и произведения русского сентиментализма.
2. Г.Р. Державин как предтеча русского сентиментализма.
3. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма. Проблематика и основной конфликт повести. Характеристика персонажей.
4. Тематика и художественное своеобразие творчества А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»: особенности композиции и стиля.
I. Русская литература в эпоху Просвещения
1. Понятие «просвещение» в сотериологической и эвдемонической культуре; в чём их отличие? Привести примеры просветителей сотериологической и эвдемонической культуры и проанализировать их произведения. Культурологи выделяют два типа культуры — сотериологический (от греческого «сотерио», спасение) и эвдемонический (от греческого «эвдемония», счастье).
На Руси это совершалось гораздо позднее. И совершенно логично, что приверженцы сокровищ земных объявили тяготение к духовному, возвышение небесного над земным — косностью и отсталостью. Столь прославляемая ныне западная цивилизация есть стремление к абсолютной полноте наслаждения сокровищами на земле. И так н. прогресс — лишь отыскание все более совершенных средств к овладению такими сокровищами. Отыскание же подобных средств сопряжено было с окончательным утверждением так называемого научного типа мышления, мировоззрения. Утверждение это осуществило себя именно в XVIII веке, в эпоху Просвещения. В сотериологической культуре Просв-е – богоборчество, отвержение Бога Вседержителя, замена теоцентричного типа мировидения на антропоцентричный, т.е. регресс. В эвдемонической («мирской» )– благо, прогресс. Просвещение человеческого разума позитивным рациональным знанием, в котором искали утешение и видели панацею от всех бед идеологи XVIII столетия, имеет весьма ограниченную ценность при условии неподчинения такого знания духовной полноте Истины высшего порядка. Но просветительский разум оказался не в состоянии понять это. Отсюда и все его беды, ибо он не обладал необходимой цельностью, был раздроблен. Просветители отказывались признать, что истинным источником зла является повреждённая первородным грехом природа человека. Они окончательно утвердили в умах идею решающего влияния на всё внешних обстоятельств бытия; отринув в гордыне своей Бога, они лишь усугубляли ситуацию первородного греха; борясь со злом, они множили это зло, создавая для него истинно питательную почву. Примером такой трагической фигуры является Александр Николаевич Радищев (1749-1802), для которого, как истинного ревнителя...
II. Русская литература в эпоху Просвещения
1. «Бригадир» Д. И. Фонвизина — первая оригинальная комедия. Типология и характерология главных героев. Их принципиальные отличия от героев сотериологической культуры. Основные идеи комедии.
В 1769 г. была завершена комедия «Бригадир» – первое оригинальное произведение Фонвизина, в котором по-новому решается вопрос о путях создания национальной комедии, поставленный в кружке Елагина. Классицистически типизированные (как и в комедиях позднего Сумарокова) характеры в «Бригадире» весьма неоднозначны и вполне национальны, с полным основанием об этой комедии говорили и говорят как о первой русской национальной комедии. Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира".
«Такой советник, как ты, достоин быть другом от армии бригадиру, и я начал уже со всеми вами обходиться без чинов», – говорит в первой же своей реплике Бригадир, и с этого момента в комедию входит тема «чина». Суть персонажей – их чины, социальное положение, что подчеркивается и костюмами, и речью, и привычками, и пристрастиями, выявляющимися в ходе пьесы. Недаром Фонвизин называет основных действующих лиц на протяжении всей пьесы по чинам, а не по именам, хотя в разговорах звучат и имена:Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией — лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет.
Необразованность порождает невоспитанность, эти явления генетически связаны. Именно в этом видится и смысл названия пьесы. Расхождения в понимании чести – также отражение проблемы «отцов» и «детей». Галломания — доминанта образа Иванушки, «русского парижанина», безмозглого щёголя. Слепым и бессмысленным преклонением перед всем французским заражено не только молодое поколение, но и более зрелое: Советница — родственная душа Ивана (их реплики постоянно повторяют друг друга). В комедии очень много и сильно обличается взяточничество — и в лице Советника, и в упоминаниях о корыстолюбивых судьях, не желавших «по справедливости» решить дело Добролюбова. Героев комедии в не меньшей степени, чем сословная принадлежность, объединяет тема «глупости». У каждого из них — свой эталон «ума»: Бригадир дослужился до своего чина и знает наизусть «Артикул» и «Устав военный» (как воплощение грубости, тупого солдафонства, ненависти к просвещению он предвосхищает основные черты Скалозуба); Советник умеет толковать...
III. Литература русского сентиментализма
1. Сентиментализм как способ отношения к миру и как литературное направление. Предпосылки возникновения сентиментализма в русской литературе в конце 18 века, характерные черты и особенности. Авторы и произведения русского сентиментализма.
К концу XVIII века происходит переориентация сознания в системе жизненных ценностей. Сказалась своего рода душевная усталость, желание обратиться от сковывающих сознание и естественное чувство государственных догм и проблем к простым человеческим понятиям, к радостям частной жизни, к общению с природой, а не с табелью о рангах. Русский человек конца XVIII столетия предпочел частную жизнь.
"Указ о вольности дворянства" вышел как нельзя кстати: ведь прежде дворянин также был чем-то вроде государева крепостного, теперь же он устремляется в свою деревню, где начинает литься дней его невидимый поток на лоне счастья и забвенья.
Расцветает садово-парковая усадебная культура. До нашего времени дошли от прежнего великолепия лишь жалкие крохи, но им их достаточно, чтобы человек, имеющий живое воображение, представил себе всю роскошь и идиллию навсегда ушедшего существования обитателей "сельского рая". Эвдемонические стремления русского образованного общества достигают апогея именно в недрах усадебной культуры. А названия многих усадеб очень красноречивы: Отрада, Рай, Раёк, Нерасстанное, Благодатное, Монрепо (Отдохновение), Нескучное... Счастье, идиллическое земное счастье влечёт воображение человека. Классицизм, разумеется, также часть эвдемонической культуры, но для него характерно всё же иное понимание счастья. К концу же XVIII столетия оно сопряжено со стремлением к сельской идиллии. Начинается переориентация в системе ценностей...