Вопрос: Профессиональные особенности работы ведущего прямого радиоэфира
Список использованной литературы
Работа радио-ведущего в прямом эфире состоит не только в том, чтобы выходить в эфир и включать музыку. Прежде всего, нужно найти контакт со слушателями, при этом правильно соединяя музыку, комментарии, рекламу и блоки новостей. И главное – грамотное преподнесение информации. И в реализации этой задачи чрезвычайно важны психологические особенности радио-ведущего, ведь люди подсознательно реагируют на голос, и тут важно в эфире всегда оставаться оптимистом, несмотря на свои обстоятельства. Ведь звучащий из динамиков голос может и расслабить, и вызвать раздражение, агрессию. Далее – нужна сообразительность, широкий кругозор и умение найтись в сложной и неожиданной ситуации. Это позволяет легко и непринуждённо говорить практически на любые темы, при этом, не загружая слушателей и не растекаясь мыслью по пульту. Радио-ведущий должен обладать - способностью говорить на том языке, который понятен его аудитории, притом грамотно. Не следует заискивать или считать слушателей умнее себя – ну и, конечно же, не заноситься. Нужно быть готовым к тому, что придётся учиться постоянно. Ну, и понятное дело, для работы с аппаратурой нужно иметь некоторые технические навыки. О хорошо развитой дикции и артикуляции можно вопрос не поднимать – для профессии ведущего это само собой разумеется. Как и эрудиция, способность работать в нужном темпе. Следует только добавить, что умение удерживать внимание слушателей, энергичность и хорошая память должны быть непременно в наличии. Есть ещё один нюанс: надо уметь вовремя делать паузы – ведь эфир не следует засорять звуками вдохов ведущего. А чтобы не утрачивались речевые навыки в потоке повседневной жизни, надо придерживаться наработанного ритма речи и вне эфира. Единственная издержка профессии радио-ведущего в том, что следует постоянно беречь голос, для чего следует избегать питья холодных напитков и не простужаться.
Если говорить конкретно о радио, то здесь, особенность заключается в том, что аудитория не видит ни ведущего, ни гостей эфира. Можно сказать, радиоведущий визуально анонимен. Итак, все внимание слушателя сосредоточено на речи участников и на других звуковых компонентах радиоэфира (интершум, музыка, джинглы, и т.д.…).
Прямой эфир на радио вести гораздо сложнее, нежели телевизионный прямой эфир. Все недочеты в своей речи или в речи гостей телевизионного эфира ведущий может скрасить визуально, то есть отвлечь зрителя от какой-то речевой ошибки, в то время как прямой эфир на радио – это восприятие информации слушателем только лишь по звуковому каналу.
В принципе, главнейшее, и практически единственное выразительное средство на радио – это звуковой образ (звуковой образ - это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека). Исходя из этого, радио-ведущий прямого эфира должен осознавать, что он отвечает не только за то, что говорит он сам и гости его прямого эфира. Он обязан контролировать интершумы, звуковые дорожки, джинглы, переходы на рекламу, а также другие звуковые элементы, которые составляют данный прямой радийный эфир.
1. Летуновский, В.П. Прямой эфир на отечественном телевидении - Санкт-Петербург, 2004. - 121 с.
2. Ляшенко Б.П. Как надо и как не надо говорить в эфире. - М., Институт истории и социальных проблем телевидения, 2000.
3. Маккой К. Вещание без помех. - М., изд. "Мир", 2000
4. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. Учебное пособие. Спб., 1999
5. Шерель А.А. «Аудиокультура 20-го века». - М.: Прогресс-Традиция, 2004 г.